Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (863) → Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

№14 (863) / 12 апреля ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – №13 (862)

– Понятия «уроки», «учеба», «наука», «знания» неразрывно связаны между собой. Даже в наименования отдельных научных направлений входят слова «знание», «ведение» – например, языкознание, естествознание, правоведение, краеведение: из самих названий становится понятно, чем занимаются представители той или иной науки.

Но очевидно, что богопознание или боговедение нельзя поставить в один ряд с любой другой наукой, пишет протоиерей Олег Давыденко в учебнике по догматическому богословию: быть ученым и заниматься научной деятельностью – значит, владеть в совершенстве информацией по тому или иному вопросу. Но в богословии все иначе, согласно Священному Писанию, знать – это значит испытать лично, на личном опыте, приобщиться к чему-то. И потому богопознание невозможно отнести к обычной научной деятельности. Кроме того, для познания Бога необходима не только умственная работа, но и огромный труд души. Вот как говорит об этом премудрый Соломон: «Сын мой! если будешь призывать знания и взывать к разуму, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге, ибо Господь дает мудрость и из уст Его знание и разум. Он сохраняет для праведных спасение». То есть между знанием Бога и спасением тоже существует неразрывная связь. Сегодня мы узнаем, как церковная догматика учит обретать такое знание о Боге.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Сегодня наша тема – это богопознание. Прежде чем о ней говорить, я бы хотел с вами сделать различение, которое мы будем находить в православной традиции в применении к самым разным предметам, – различение троякого рода, вы его часто можете встретить: сверхъестественное, естественное и противоестественное. В отношении богопознания это разделение точно так же встречается. Ну что сказать о нем? Мы с вами можем понимать, что сверхъестественное выше природы нашей – то, что предполагается, как благодатное. Естественное – то, что касается нашей природы. А противоестественное – это то, что ниже нашей природы или против нашей природы, то, что ее разрушает, что безблагодатное.

Какое отношение это имеет к богопознанию? Дорогие братья, богопознание в православной традиции понимается как богопознание сверхъестественное и богопознание естественное. Бога можно познавать? Да. Каким путем? Либо сверхъестественным путем, либо естественным путем.

Сверхъестественный благодатный путь – понятно, что это такое. Естественным путем мы можем познать Бога, мы можем силами только нашего разума прийти к выводу, что Бог есть? Можем. Человек может, задумываясь о своей жизни, о том, что его окружает, прийти к выводу, что за всем этим есть еще и Бог: помимо того, что он видит, есть еще невидимая сила. И это не просто какое-то мое мнение, а это в Священном Писании записано – псалом 18, стих 2: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». Небеса и твердь в данном случае – синонимы. Глядя на небо, глядя вокруг себя, человек видит славу Божию. А как он это видит? Огромный, необъятный мир, небесные светила. Солнце, которое появляется и исчезает предсказуемым образом, помогает нам видеть, ориентироваться в пространстве, звезды, которые тоже помогают ориентироваться в пространстве, знать, где север, где восток, попасть на нужный путь… И на земле тоже много того, что открывает человеку славу Божию, открывает, как мудро, как красиво Господь устроил этот мир.

У древних 3000 лет назад, конечно, были свои представления о мироздании… Сейчас представления о том, как устроена наша и другие планеты, наша Вселенная, другие, но равно неизменно то, что все устроено премудро, хитро, по каким-то своим закономерностям, которые позволяют нам существовать. Например, современные ученые говорят об этом не тем языком, которым изъяснялся Псалмопевец, но о том же. В современной науке мы можем вычитать такое любопытное словосочетание: антропный принцип, который обнаруживается в основе всего мира. В двух словах: у человека, который занимается устройством Вселенной, как ученый, возникает ощущение, как будто эта Вселенная сделана под человека. Существуют разного рода константы, постоянные величины, которые фигурируют в уравнениях, описывающих жизнь Вселенной. И если мы эти постоянные величины чуть-чуть сместим, то человека не будет. Чуть-чуть: вот изменится сила всемирного тяготения – чуть-чуть больше, чуть-чуть меньше и человека не будет. Понимаете, чтобы на земле жил человек нужны очень выверенные условия, и они созданы. И любой разумный человек может это видеть и понять. Если человек видит и понимает, что кому-то очень надо, чтобы люди жили. Что есть не только мир, но еще и Бог, Который этот мир создал и хранит.

Силами естественного нашего разума, в силу нашего естества, нашей природы мы можем додуматься до того, что есть Бог. Бог – это не выдумка человеческая, Он действительно существует. Иначе почему все устроено так премудро, так красиво, – это совершенно не вытекает ниоткуда? (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс