Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Протоиерей Андрей Канев: Господь дает жизнь душе

Протоиерей Андрей Канев: Господь дает жизнь душе

№12 (861) / 22 марта ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860)

Обозначив разделение души и тела после смерти человека, святитель Игнатий предлагает нам внимательно рассмотреть дальнейшую участь тела. Он пишет: «Тело продолжает существовать, хотя мы видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой было взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем, оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы по нашей вере знаем, что во время Второго Пришествия Господь придет уже не в образе нищего странника проповедующего, не в образе Бога, ставшего Человеком и пошедшего на Крест, а как грозный Судия придет Господь.

Он нам открывает в Священном Писании, что все люди воскреснут, воссоединятся со своими телами, снова станут человеками в полном смысле слова. Смерть разделяет человека на мертвое тело и душу – человек перестает быть человеком полностью. Душа оживотворяет тело, ведь оно не имеет жизни само по себе – оно имеет жизнь только тогда, когда в нем находится душа. Душа – источник жизни для тела. Как какой-то электрический прибор – батарейку убери, и прибор можно на свалку. Господь дает жизнь душе, а душа дает жизнь телу.

Когда Господь забирает душу, остается одна плоть. Мы должны понимать, что никаким образом не влияет на душу состояние тела после смерти. Не должно быть таких не правильных представлений, что если тело не обретено (например, было сожжено или человек пропал без вести), то душа мучается. На душу не влияет то состояние тления, в котором находится тело человека, когда оно действительно превращается в землю.

В моей жизни был такой опыт: когда я учился на археолога, мы изучали памятник (могилу жителя) второго тысячелетия до н.э. Бронзовый век Урала и Сибири. 4000 лет. Мы увидели, что от человека остается только зубная эмаль и небольшое коричневое пятно, все, что любило, страдало, мучилось, жило – это тоненькая прослойка земли коричневого цвета и несколько фрагментов зубной эмали: вот каково состояние тления. Из земли взят – в землю уйдешь. Но Бог всемогущ, и Он из этой земли воскресит наши тела во время Своего Второго Пришествия. Об этом пишет святитель Игнатий – тело продолжает существовать, находиться в виде земли, чтобы потом воскреснуть таким, каким оно было.

Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на Воскресении Самого Христа Спасителя, на Его словах о всеобщем воскресении, на апостольской проповеди. Хотя и в Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых, в Евангелии об этом упоминается несколько раз. А апостол Павел был первым христианским богословом, который придал учению о воскресении мертвых вид системы. И все последующее развитие христианского учения о воскресении покоится на тех основаниях, которые были заложены апостолом Павлом.

О посмертной участи тех подвижников, которые немало потрудились ради своего спасения, святитель Игнатий пишет: «Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, поскольку они обильно проникнуты благодатью Божиею, и в самой сени смертной они являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того, чтобы разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела одновременно и мертвы и живы – мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святого Духа. Они свидетельствуют о том, в каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость возвращены нам искуплением».

Однако обращаясь к недавней истории нашего Отечества, мы видим, что даже такие свидетельства, как нетленные мощи, богоборцами и богоотступниками во внимание не принимались, эти люди не имели веры.

Протоиерей Андрей Канев: – Большевикам, разоряющим мощи святых, это не помогло обрести веру. Но мощи святых – это истинные свидетельства той правды, которую Бог открывает нам. Не случайно святитель Игнатий говорит, что после искупления возможны такие плоды. Это не правило, а исключения, которые подтверждают правило, что даже здесь, на земле, несмотря на то, что мы находимся в страстях, в состоянии падения, есть люди, которые приближались к Богу, шли к Нему, каялись и исправлялись. Это не самоцель.

Знаете, бывает у новоначальных: «я буду преподобным» – это не самоцель. Нам спастись бы, помиловали бы нас. Для научения нас, для свидетельства нам происходят такие удивительные события, когда тела усопших праведников не подвергаются тлению – в этом особый Промысл Божий...

Это тоже не правило. Бывают случаи, когда от тела праведника ничего не остается: было много мучеников, новомучеников, мощи которых не обретены, и в этом тоже Промысл Божий. Мы, к сожалению, ограниченные люди, которым недостаточно слов вероучения, требуется подтверждение. Интересное высказывание: «Они, будучи мертвыми, живут». И вместо зловония растекается благоухание. Люди сомневающиеся могут это проверить: съездить в паломничество, помолиться, с верою прикоснуться к мощам праведников.

Рассмотрев вопрос об участи тела после смерти, святитель Игнатий переходит к рассмотрению посмертной участи души. Этот раздел он также начинает с вопроса: «В то время, как тело уснуло сном смертным, что совершается с душою? Слово Божие открывает нам, что наши души по разлучении их с телами присоединяются соответственно усвоенными ими в земной жизни добрыми или злыми качествами – к ангелам света или к ангелам падшим».

Протоиерей Андрей Канев: – В Священном Писании нам открывается, что происходит с душою. Это важнейшее понимание, которое нам нужно приобрести: в народе бытуют разные представления, что душа может быть «не упокоенной», «ходить» где-то, – и надо произвести какие-то действия, чтобы упокоилась душа… У Господа все в порядке и все там, где надо, мы должны это твердо усвоить – демократии нет ни на земле, ни в Царствии Божием.

В житиях святых и подвижников благочестия можно найти описание того опыта, который они переживали. Душа – это не светящийся треугольник или шарик. Привожу пример: водолаз выходит из моря и снимает скафандр, так же и душа – когда человек освобождается от тела, душа выглядит также – имеет тот же вид человека, рост, волосы, глаза. Но это не так важно, а важно, что именно у души есть свойства памяти, чувств. Чувства души при жизни проявляются через тело. Со смертью тела способность чувствовать и помнить не умирает, а, наоборот, даже память обостряется. Тело у нас тучное, как говорят святые отцы, пока человек в теле все влияет на нас: человек объелся – повлияло, выпил не того – повлияло, возраст, погода, болезни, время года повлияли и так далее. А освобождаясь от тела, человек все помнит, потому и возможен Страшный Суд. Суд ведь не таков, что Господь говорит: ты делал такое, а в ответ: докажите, я не помню.

Святые отцы учат, что существует некая память тела, запечатлевающая всю нашу жизнь: и внутреннюю, и внешнюю. И на Страшном Суде эта книга, написанная в глубинах нашей души, раскроется. И тогда мы увидим, какие мы есть на самом деле, а не какими нас рисовала наша гордость.

Протоиерей Андрей Канев: – Способности чувствовать, помнить, мыслить, осознавать себя остаются с душою, а не с телом. Святитель Игнатий пишет, что после кончины душа человека присоединяется либо к ангелам, либо к бесам. По свойствам наша душа похожа на природу ангельскую.

Господь так сотворил человека особенным, что в нем есть материальное тело и духовная составляющая – душа, по природе похожая на ангелов. В раю Адам мог с ангелами беседовать и наверняка видеть, общаться. А после грехопадения нас окружает духовный мир падших ангелов. Когда человек живет, взращивая свои страсти и выполняя волю бесов, то после смерти не удивительно, что он присоединяется к ним – подобное влечет подобное. А если человек пытался бороться со страстями, каяться, вести благочестивую христианскую жизнь – он присоединяется к ангелам. Это аксиома, это правило, так есть и по-другому невозможно. (Продолжение следует)

Беседовала О. Баталова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс