Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Протоиерей Димитрий Сизоненко: Святые говорят...

Протоиерей Димитрий Сизоненко: Святые говорят...

№12 (861) / 22 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий – специалист в области патрологии. И наша сегодняшняя тема – «Святые говорят». Часто мы слышим такую формулировку «Святые говорят, что…». Однако за этим часто стоят противоречивые мнения. Как быть?

– Прежде всего, святые – это не те, кто непогрешим в своих суждениях. Святые – это наши отцы в вере, которые молятся о нас, и мнения – не самое главное, что святые могут сделать для нас. Конечно, во многих случаях они безусловный авторитет, но, если вдруг возникают сомнения, надо посоветоваться с духовным отцом, епископом.

Мнение Церкви более авторитетно, чем мнения отдельных святых. Очень важно сопоставлять то, чему учат святые отцы с тем, чему учит Церковь в лице епископов и собора епископов.

Часто за фразой «святые говорят» нет указаний на конкретные источники. Где искать концы этих высказываний?

– В нашу компьютерную эпоху все облегчается благодаря интернету. Наберите высказывание, и можно найти ссылки на печатные источники. Если это ложное высказывание, мы можем встретить это в обсуждениях на форумах, где оно разоблачается.

Как читать святых отцов, чтобы запоминать необходимые места, главы?

– Чтобы чтение было осмысленным, желательно читать творения святых отцов вслух. Еще блаженный Августин и Амвросий, епископ Медиоланский, читали только вслух. Конечно, желательно читать не с экранов мониторов, а держа в руках книгу.

Вопрос телезрителя в группе ВКонтакте: «Святые оплакивали свои добродетели как грехи свои, прокомментируйте, пожалуйста, об этом так редко говорят на проповедях».

– Вспоминается фильм «Остров», где главный герой говорит, что его добродетели смердят перед Богом. В этом моменте точно передана духовность святых. Когда посторонние люди, паломники начинают восхвалять святого за его добродетели, можно легко этого лишиться, впав в гордыню. Поэтому оплакивают свои добродетели как грехи, когда приходит какое-то признание, и добродетель тем самым как бы обнуляется.

Один современный проповедник сказал несколько вольно, но точно по сути, что «добродетели, как одежды, которые иногда сползают в самый неподходящий момент». Как только тебе кажется, что ты достиг какого-то смирения, негневливости, может произойти что-то, что мгновенно разоблачит твою самонадеянность.

Нет ли в формулировке «святые говорят, что…» самонадеянности, что мы достаточно изучили святых и точно знаем, что именно они хотят сказать?

– Если это происходит не в сообществе ученых, не в аудитории духовных училищ. В свободном общении можно абстрактно ссылаться на мнение святых. В патристике существует понятие сonsensus patrum. В принципиальных вопросах духовной жизни, понимания веры святые созвучны. Очень часто можно найти похожие мысли у разных святых, поэтому можно обобщать «отцы говорят», «святые говорят», не обязательно при этом ссылаться на точное название трактата, страницу.

Как все же проверить истинность того или иного высказывания?

– Истинность проверяется жизнью. Здравый смысл тоже подсказывает, какие высказывания звучат истинно, а какие фальшиво. Голос совести – тот камертон, который позволяет сориентироваться.

Очень важно смотреть конкретные примеры: часто святые монахи юродствуют, у них очень много юмора, некоторые вещи не нужно принимать буквально.

Например, выражение «оплакивать добродетели» не надо понимать буквально, а видеть стереоскопически.

Расскажите, пожалуйста, о пирамиде авторитета мнений в Церкви.

– Главный авторитет в Церкви с апостольских времен – это епископы, иерархи Церкви. Епископ, будучи преемником апостолов, отвечает за чистоту веры, которую он и его священники проповедуют с амвона.

У нас есть святители, мученики, праведники. К кому с чем лучше обращаться и когда на кого ссылаться?

– Это тоже зависит от конкретного случая. Понятно, что Антоний Великий пишет о монашеской духовной жизни, и к нему не будешь обращаться за разрешением дисциплинарных вопросов либо по устройству приходской и епархиальной жизни. Существует изначальная дифференциация.

Как относиться к трудам еще непрославленных, но очень знаменитых проповедников, например, митрополита Антония Сурожского?

– Когда мы говорим «святые отцы», в буквальном понимании – это авторы древности, их эпоха кончается эпохой семи Вселенских Соборов. На Востоке последний святой отец, в буквальном смысле слова, это Иоанн Дамаскин, живший в IX веке. Некоторые метафорически относят к святым отцам Иоанна Кронштадтского, митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), но в строго терминологическом смысле они не являются святыми отцами.

Лично для меня митрополит Антоний – духовный авторитет, он прожил глубокую, богатую жизнь, и ему есть о чем засвидетельствовать.

Если отец Иоанн Кронштадтский – не святой отец в строгом смысле слова, то как изучать его труды?

– Как душеполезное, назидательное чтение, укрепляющее нас в вере. Труды отца Иоанна Кронштадского изучаются в курсе истории Церкви, аскетике, предметах об основах духовной жизни.

В чем принципиальная разница между трудами святых отцов первого тысячелетия и трудами святых последнего прошедшего века?

– Разница только хронологическая. Строго говоря, патристика как наука, изучаемая в духовных школах, это история христианской письменности эпохи Вселенских Соборов. Святой Дух пребывает в Церкви и говорит через святых, через епископов сейчас так же, как и раньше.

Может ли современный человек полноценно понимать труды святых отцов первого тысячелетия?

– Конечно, может. Даже Священное Писание современному человеку на уровне языка, реалий бывает трудно понять, но здесь на помощь приходит Святой Дух. Уверен, что богодухновенность Писания, творений святых отцов позволяет нам понимать их как современников. Понимание приходит не во время изучения фактов, исторических реалий, но когда мы хотим понять смысл. Поскольку смысл всегда исходит от Бога, то здесь очень важны молитва и открытость Святому Духу.

Как бы Вы описали отношения Святого Писания и святоотеческой письменности?

– В центре духовной жизни всех поколений христиан – слово Божие. Священное Писание – это корни, которые питают нас, творения святых отцов – плоды на этом дереве. Творения очень многих святых отцов – это результат их размышлений над Священным Писанием. Лично для меня самое увлекательное чтение – это апофтегмы (или апофегмы), житейские истории древних монахов.

Например, история одного знаменитого юродствующего древнего монаха, который продал свое Евангелие, чтобы выкупить человека, которого вели в рабство. Когда у него спрашивали, где твое Евангелие, он говорил: «Тот, Который говорил «Оставь все», повелел мне, и я это сделал». Священное Писание прочитывается не только в абстрактных рассуждениях, но и в конкретных поступках. Дистанция между словом и делом минимальна. Это удивительно в житиях святых.

Вопрос телезрительницы: «Читаю книги святых отцов и встречаю совет каждодневно записывать свои грехи, чтобы, придя на Исповедь, покаяться во всех. Часто бывает на практике, что у священника не хватает времени выслушать все до конца… Отпускаются ли грехи, в которых я каялась, готовясь к Исповеди?».

– Мне кажется, буквальное понимание данного наставления не совсем правильно. Каждый день необходимо проделывать то, что святые называют «испытанием совести», чтобы понять, где ты был прав, а где ошибся. И то, что тебе открывается в этот момент как результат проделанной работы, надо записывать. Не нужно записывать конкретное действие, которое было, а то, что приходит как результат проделанной работы. На Исповедь надо приходить, принося плоды покаяния, а не перечень тех глупостей, которые мы совершаем на каждом шагу.

Читая древних отцов, мы встречаем советы, невыполнимые в нынешнее время. Как быть с ними?

– Каждый совет обусловлен конкретными обстоятельствами жизни. Поэтому бывают советы, сильно связанные с историческими обстоятельствами эпохи, а бывают актуальные, независимо от времени и народа. Надо трезво относиться и рассматривать каждый случай индивидуально.

Иногда, читая святого, просто не понять, что он имел в виду. В фильме «Остров» есть эпизоды, которые хорошо передают моменты юродства. Например, когда святой бросает под ноги горящие угли, это является пророчеством, что церковь сгорит.

Насколько человек может доверять своему внутреннему чувству, если, читая святого, он с чем-то соглашается, а с чем-то нет?

– Мне кажется, когда в нас что-то сопротивляется, это хорошо и означает, что наша совесть нуждается в настройке. Ведь даже когда мы слышим слова Евангелия, например, «отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной», они сильно «цепляют» нас потому, что далеко не каждый готов им следовать. Слово Божие судит нас. Если что-то «цепляет» нас при чтении святых отцов, это значит, что мы должны проделать здесь работу либо над самими собой, либо над пониманием данного текста. Это самые счастливые моменты, когда ты в чем-то не согласен. Тогда возможны диалог и поиск истины.

Вопрос телезрительницы: «Что означают слова прп. Иоанна Лествичника «Можно осквернить тело и одним осязанием; ибо нет ничего столь опасного, как сие чувство»?

– Это очень правильно. Есть вещи, к которым не надо прикасаться, это очень сильно ранит. Когда люди прикасаются друг к другу, кого-то это может сильно ранить, даже если мы не хотели этого. Осязание может нас глубоко задевать.

Когда человек читает Священное Писание, ему рекомендуют читать толкования, чтобы понять. Открывая древних отцов, мы часто испытываем потребность в их толкованиях?

– Есть разные мнения. Лично я считаю, что надо начинать не с толкований, а с самого Священного Писания, ведь Слово Божие обращено лично к каждому из нас. Думаю, что толкования на Священное Писание надо читать, когда уже есть личный опыт и может возникнуть диалог. Нужно проделать тот же путь, который проделали святые отцы в поисках истины, когда они читали Священное Писание.

Толкования к святым отцам не столько собственно толкования, сколько богословские исследования, чтобы представить многообразие трудов святого отца в виде стройной системы. Например, святитель Иоанн Златоуст написал более десяти томов, поэтому существуют краткое изложение и исследования, которые позволяют нам представить то, что рассыпано по множеству томов.

Многое ли теряется при переводе святых отцов с языка оригинала?

– У разных отцов по-разному. Например, очень многое теряется при переводе трудов прп. Максима Исповедника. Есть такие обороты мысли, которые переводчики не всегда понимают и перефразируют, поэтому его лучше читать на языке оригинала. Думаю, что это вполне доступно специалистам, богословам, патрологам, а широкой публике это необязательно. Если бы для нашего спасения это было необходимо, Господь бы дал нам, но Он дал нам только молитву «Отче наш», и этого достаточно для спасения.

Телезрительница из группы ВКонтакте спрашивает, как возникает молитвенная духовная связь с тем или иным святым? Почему при обращении к одним святым она чувствует помощь, а при обращении к другим нет?

– Это всегда тайна между человеком, обращающимся к святому, и самим святым. Допускаю, что это соответствует действительности, поскольку часто слышу такие высказывания. Есть святые, с которыми ты чувствуешь большую духовную близость, и те, которые пока чужды. Как и с людьми в жизни.

Вопрос телезрителя: «В житии блаженной Матроны Московской я читал, что всем, кто усердно молится ей, она будет проводником в мытарствах после смерти. Хотел бы услышать Ваше мнение».

– Думаю, что тот, кто верит и нуждается в ее помощи, получит ее.

Вопрос об учении о мытарствах каждому, перед кем он встает, лучше решать с собственным духовником. «Видение Феодоры», иные свидетельства о мытарствах – апокрифы и находятся на периферии духовной жизни. Если для кого-то это важный вопрос, надо решать его с духовником.

Как Вы считаете, какое качество объединяет всех святых?

– Вера. Все они остались верными Христу.

Вопрос телезрительницы из Тамбовской области: «На занятиях нам сказали, что блаженные и юродивые не всегда могли говорить истину. Что бы Вы могли сказать об этом?».

– Блаженные и юродивые говорят истину, но говорят ее на своем языке. Не следует их понимать буквально, они говорят на языке, который нас может шокировать и казаться нам безумием. Они пророчествуют, как древние пророки. Например, пророк Иеремия нагим носился по улицам, что выглядело позором и полным безумием, но потом оказалось, что тем самым он пророчествует о разорении Иерусалима, который будет также опозорен и обнажен. Надо правильно понимать их пророчества.

Вопрос телезрительницы: «Обязательно ли читать толкования на Евангелия и существуют ли толкования Псалтири?».

– Я считаю, что торопиться читать толкования не надо. Надо читать святое Евангелие самостоятельно – оно может по-своему открыться именно в обстоятельствах вашей нынешней жизни.

Толкования на Псалтирь нужны – многое, о чем там говорится, нам непонятно. И они есть, но, к сожалению, рассыпаны, поэтому не могу посоветовать один сборник. Разные святые писали толкования на разные псалмы. Но есть издание «Библиопатристика», где собраны толкования разных отцов.

Хотелось бы задать вопрос о многочисленной литературе, где говорится о современных старцах, информация о которых не проверена. Как это возникает и как к этому относиться?

– В море этой литературы, где перлы святоотеческой литературы перемешаны с самыми грубыми домыслами, авторитетом может быть благословение епископа. Если оно есть, он отвечает за то, что это доброкачественное чтение.

Как относиться к тому, что кого-то народ почитает за святого, но мнения об этом расходятся?

– Люди могут почитать святыми кого угодно, молиться келейно. Но в Церкви решение остается за епископом. Часто почитание начинается с причисления к лику местночтимых святых, для этого достаточно благословения епископа. Если речь идет о всероссийском почитании, то это решает Собор епископов.

Как Вы считаете, отношения святых со Христом были одинаковы у всех святых или глубоко индивидуальны?

– Думаю, отношения со Христом могут быть только глубоко личные. Под словом «индивидуум» мы подразумеваем кого-то отделенного и изолированного, а личные отношения подразумевают полноту двустороннего общения.

В Евангелии есть момент, когда Христос спрашивает учеников, за кого Его почитают люди. И ученики приводят ему сравнения с пророками, которые дают люди, только апостол Петр говорит, что Его почитают Мессией. Как во все времена, для каждого человека во Христе важно что-то свое, точно так же это и со святыми.

У нас есть преподобные, мученики, святители, праведные – почему такие разные обозначения святости?

– Разные чины святых отображают многообразие служений в Церкви. Апостол Павел говорит: разве все из вас пророки и апостолы? Есть учители, целители, говорящие на языках. Кто-то подвизается в монашестве, кто-то обладает даром учительства и становится епископом. Отец Георгий Федотов, рассуждая об истории русской святости, пишет, что в определенный исторический период преобладает тот или иной вид.

Психологи говорят, что у каждого человека свой язык любви – для кого-то это говорить добрые и красивые слова, а для кого-то совершать добрые поступки. Наверное, можно сказать, что разные виды святости – это разные виды любви к Богу. Здесь психология и духовность сходятся.

При канонизации святого освящается ли вся деятельность этих людей, – например, занятия гомеопатией прп. Серафима (Чичагова)? Как относиться к их методам?

– Однозначно не освящается. Святые освящаются их молитвой и почитаются как заступники, угодники и молитвенники, но это не переносится на их занятия в жизни.

Насколько для семейных людей применимы советы из писаний преподобных, монахов?

– Необходимо смотреть на конкретные писания. В духовной жизни есть универсальные истины, применимые и к супружеским отношениям. В частности, гордыня, самость, самолюбие убийственны не только для монашествующих, но и для ведущих семейную жизнь. Так что я вижу больше общего.

Насколько уроки аскетики преподобных применимы в наше время?

– Все, что касается аскетики, – это часть Священного Предания Церкви, где важны традиции поста, воздержания и молитвы. Не надо только забывать, что самое главное – это Христос и Евангелие. Часто под аскетикой мы подразумеваем прежде всего писания святых отцов о постепенном восхождении в созерцательной молитве. В Евангелии мы видим Христа в Гефсиманском саду на вершине Его молитвенной жизни, но не видим этой постепенности. Созерцательная молитва и Евангелие – параллельные ценности. Главным же остается Евангелие и любовь Христова, а не аскетика ради аскетики.

Спасибо, отец Димитрий.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс