Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Священник Александр Петряков: Если человек внутри себя Бога ищет – Господь идет ему навстречу

Священник Александр Петряков: Если человек внутри себя Бога ищет – Господь идет ему навстречу

№11 (860) / 15 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Как сербский народ готовился к посту?

– Поздравляю всех с началом Четыредесятницы. Желаю, чтобы пост прошел с пользой для души и тела для всех верующих православных христиан.

Сербы – православный народ, нас объединяет одна история, только расстояние разделяет. А вообще – люди очень верующие. Те, кто бывал в Сербии, могли в этом убедиться. Много старинных – XIII–XVI вв. – церквей, монастырей. Сербы умеют работать, умеют и молиться. На мой взгляд, пост они проводят очень строго и относятся к этому очень трепетно. Соблюдают Устав. Относятся к русским православным священникам с большим уважением. Когда мы приезжаем, то чувствуем себя, как дома. На богослужении хорошо понимаем друг друга. Наш канон практически одинаков. Есть небольшие различия. Например, относительно дней Венчания. Те дни, которые по русскому канону запрещены, в Сербии разрешены.

Мне очень нравятся традиции сербского народа и Сербской Церкви проводить семейно праздники, так называемые «славы». Слава – это наш день ангела. У русского народа не сложилось такой традиции – каждому отмечать свой день ангела. В сербском народе день ангела отмечает семья. Празднество идет несколько дней, собираются родственники, и дети имеют дополнительное воспитание – они знают, что приближается их семейное православное торжество.

Много ли сербов приходит на подворье?

– В Москве на наше подворье приходит по воскресеньям очень много сербов. После службы они остаются, пьют кофе и чай, общаются между собой. Нас посещают примерно человек 200–300, среди них 100 сербов. Особенно много приходят в сербские праздники и дни почитания сербских святых. Сербы, приехавшие в Россию, растворяются здесь, они чувствуют себя как дома. По негласным подсчетам, в Москве 15–20 тыс. сербов, а в России – примерно 40 тыс. проживает, обзавелись семьями.

Дети бывают на подворье?

– Обязательно. При мне уже выросло поколение, приходили совсем маленькие. Когда идет Слава сербская, так интересно они молятся и самозабвенно кланяются, читают стихи, посвященные Савве Сербскому. Идет воспитание на хороших, добрых традициях. Красиво поют, получают подарки. Не одно поколение выросло здесь с тех пор, как было открыто Сербское подворье в Москве. Это было в 1999 году, и с этого пошло объединение сербов.

В наших беседах мы постоянно говорим о воспитании детей. Есть ли какие-то отличия у сербов? Особенности почитания родителей?

– Для нас это очень злободневная тема. Враг рода человеческого впервые позавидовал семье еще в раю. Когда Господь сотворил Адама, который общался с Богом ежедневно и получал от этого огромное образование, Господь понимал, что Его творению – человеку – лучше общаться с подобным ему. Негоже человеку быть одному, – сказал Господь и создал женщину – как товарища, как жену. Адам дал ей имя, и они стали вместе жить в раю. И этой таинственной задаче, которую поставил Бог пред семьей, позавидовал диавол и попытался посеять зерно раздора между мужем и женой. И поскольку жена была создана от его ребра, стала его слабой половиной, то ее слабостью воспользовался змий. Первый пост Господь дал в раю – не есть с древа познания, а враг поставил вопрос по-иному: Бог, может быть, прячет какую-то истину в этом древе? Жена Адама, не имея духовного опыта, с вожделением съела яблоко и почувствовала, что от нее отошла благодать. Она прибежала к мужу, спряталась за него, не рассказала ему ничего, а дала тоже поесть. Затем они стали оправдываться пред Богом. Это несовместное несение креста, без опыта покаяния, привело к великому падению человечества.

С тех пор враг рода человеческого ставит задачу эту таинственную ячейку разрушить, а значит, разрушить государство. И враг по время революционных действий ударил по главе семьи, он унизил достоинство мужчины, который не всегда мог защитить свою семью. Следующим этапом был удар по женщине. Им дали большую свободу, женщина почему-то подумала, что она стоит наравне с мужчиной, стала принимать на себя обязанности мужчины в семье – появились конфликты.

И третий удар враг рода человеческого по этой таинственной ячейке государства, малой Церкви – ювенальная юстиция, когда детям, еще не сформировавшимся в своей свободе и понимании, разрешается делать все.

Государство, которое хочет развиваться, обязательно должно обращать внимание на благоприятную семейную политику – чтобы мужчина имел работу и зарабатывал хорошо, чтобы было церковное воспитание. Можно иметь все, но не иметь веры, и семья начинает трещать по швам.

Первая задача Церкви – сохранение семьи. Надо объяснять мужчине и женщине, как они должны молиться. Если они не молятся, то закон непослушания тут же работает на детях: вы не слушаете Бога, а я не буду слушаться вас. В раю, когда согрешили Адам и Ева, нарушилась гармония триединства – духа, души и тела: душа хочет помолиться, а тело – поспать.

В семье извечный конфликт – между детьми и родителями. Если родители молятся, то и дети приходят спокойные. Иногда родители приходят с детьми в храм уже к Причастию, но мое мнение – родители должны молиться, чтобы Господь дал спокойствие их детям. Когда они будут стоять и молиться, и дети будут вести себя спокойно.

Существует явный конфликт между уровнем потребления и благополучием семьи. Если семья озабочена стяжательством, то внутренне душевное благосостояние семьи будет, скорее всего, противоположным. И наоборот.

– Господь сказал: кто собирает без Меня, тот расточает. Мы идем по технологическому прогрессу, а нужно развиваться все-таки духовно.

Пример. Главе семьи не хватает денег; он должен молиться, потому что его семья – его крепость, его малая Церковь, и он – глава этой семьи. И он молится перед Богом: «Господи, я стою пред Тобой, молюсь, передо мной ответственность. Ты дал мне жену, ребенка, дай мне работу, чтобы я мог накормить их». Жена должна молиться так: «Господи, спасибо, что Ты дал мне мужа, дал любимого человека, дал ребенка, я молюсь, чтобы у мужа была работа и ребенок наш воспитывался». И когда так молятся родители, Господь дает им работу. Молясь, муж и жена должны между собой все вопросы разбирать, не надо держать обид внутри себя. А с ребенком с самого начала надо разговаривать как со взрослым человеком. Даже если чего-то не хватает, всегда все возместится.

Пример. Прихожанка рассказала удивительную историю. Как-то в одной деревне они постоянно приезжали к батюшке, он живет очень бедно, С матушкой они несут крест, ничего у них лишнего нет. И они всегда к праздникам собирали и отсылали им подарки. Однажды в городе на остановке на заборе прихожанка увидела женское золотое кольцо, вокруг никого. Взяла это колечко и решила отослать этому батюшке с матушкой. Отправила посылку. Матушка открыла, увидела колечко и говорит: «Батюшка, я у тебя давно прошу золотое колечко, и вот оно ко мне и пришло».

Господь так утешает, так удивительно заботиться, если человек на Него надеется.

В современном обществе женщинам приходится работать из-за недостатка денег. Даже в полной семье женщина стремится реализовать свой творческий потенциал на работе. Ребенка отдают в детсад или нанимают няню. Нормально ли это?

– Если смотреть идеально, то не нормально. Муж должен обеспечивать семью, а женщина должна заниматься семьей и детьми. Слово мужчины должно быть твердо и авторитетно. Если он в молитве с Богом, то этот авторитет непререкаем. Конечно, сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не хватает денег, а люди хотят себя реализовать. Если есть православная бабушка – хорошо. Если отдавать в детские сады – надо смотреть, садики разные. Отдать в гимназию, школу? Гимназии тоже разные. Как-то гимназистов привели в Андроников монастырь учиться молиться. Строгая учительница кричит на маленького ребенка и спрашивает: кто такой на иконе? Тот не знает; потом выясняют, что это Николай Угодник; ребенок рыдает. Так не должно быть. У ребенка будет сопротивление всему этому.

Сейчас родители, озабоченные воспитанием детей, находятся в сложной ситуации. С одной стороны, надо побольше всего прикупить – это полезно; с другой – побольше ему дать знаний: в дальнейшем может пригодиться, и существует огромное количество методик и развивающих игр. А на самом деле, что самое главное в воспитании ребенка от 0 до 6?

– От 0 до 6, Церковь говорит, ребенку не надо причащаться: еще не сформировалась его психика, мировоззрение, и он не может дать оценку своих поступков. Главная задача родителей – научить ребенка разговаривать с Богом, ведь на Страшном Суде первый вопрос Бога родителям будет такой: «Где ваши дети? Я дал вам ребенка на воспитание, Я его одел и накормил через вас. Я дал ему все, но Я не могу нарушить его свободную волю, поэтому вы должны были научить его общаться со Мной!». Животные учат своих детенышей охотиться, ориентироваться, прятаться от опасностей. Мы с вами разумные существа, Божественные создания – венец творения, и мы с вами должны учить ребенка разговаривать с Богом.

Однажды одна моя прихожанка поехала с ребенком в Крым к святому источнику. Рядом лесочек, где маленький ребенок заблудился. Ребенок 5 – 6 лет не растерялся, вспомнил, как его учили, и сказал: «Пресвятая Богородица, я заблудился, покажи мне знак, куда идти. Смотрю, упал листик, я пошел к нему и вышел на тропинку. Иду, вижу – ты стоишь и плачешь. И я тут».

Для этого и существуют детские молитвословы, чтобы ребенка научить правильно разговаривать с Богом, чтобы в любой ситуации он сразу же призвал Бога. Он должен понимать, что Бог – Личность и с Ним надо разговаривать.

Когда дети вырастают, родители по своей традиции хотят выстроить отношения в их семье. Но если дети уже создали семью, венчались, то это новая ячейка государства, новая малая Церковь, новая тайна, и влезать туда надо очень аккуратно.

Дети, уже сформировавшие свою семью, – верующие, родители неверующие. Как сосуществовать?

– Это проблема, она нарушает эту гармонию в семье. Помню, на одном из заседаний Рождественских чтений на секции женщина – юрист из Сибири рассказала интересную историю. В ее городе в социальную службу начали обращаться неверующие родители. Они говорили, что их маленькие дети (сами они неверующие и никогда не рассказывали о Боге детям) просили родителей отвести их в Церковь. Они подумали, что у детей что-то ненормальное с психикой. С разных концов города приходили молодые пары. Господь показывает, что устами младенца глаголет истина.

А если слова родителей противоречат тому, чему учит Церковь?

– Тогда родителей слушать нельзя. Если родители не почитают Бога, то произойдет разделение, конфликты. Господь сказал: Я принес не мир, а меч. И разделятся в семье многие. Благо, когда семья вся верующая, есть понимание о Боге.

Однажды ко мне приезжала православная женщина из Америки, муж у нее – иудей. Он ей не препятствует ходить молиться, но у них ребенок. Он рассказывает ему свое мировоззрение, а она – свою точку зрения на Божественное восприятие. И она попросила разрешения привезти мальчика ко мне. Вначале он слушал меня с недоверием – мальчик, естественно, тянется к отцу. Внимательно выслушав, он понял, что есть правота истины в этом деле. Но, думаю, что он перейдет на сторону отца, поскольку живет в Америке. Если мама будет молиться за него, чтобы он не колебался в выборе веры, то он, может быть, останется в Православии, ведь молитва матери очень сильная.

Я сам ушел в молитву и богословие в зрелом возрасте. Воспитывался в советский период. Бабушка что-то рассказывала, я молился, потом перестал молиться, потом снова начал, то есть у меня не было за что «зацепиться». В бытовом пространстве жизнь была атеистическая. Но во внутреннем поиске я пришел к Православию. Господь милосерд. Это важное состояние. Если человек внутри себя Бога ищет – Господь идет ему навстречу. Вы всегда молитесь и спрашивайте о Господе, если у вас есть какие-то вопросы. Вы получите или книгу, или более опытного священнослужителя, который ответит на все ваши вопросы.

Православный воцерковленный ребенок из воскресной школы молится перед началом занятий и после их окончания, ведет себя не так, как сверстники. Не станет ли он белой вороной?

– Нет. Вот мой пример. У меня дочь. Я уже стал священнослужителем, а она училась в простой школе и, приходя домой из школы, она плакала, говорила, что над ней смеются. Я сказал: «Терпи – когда вы закончите школу, ты увидишь эту разницу. Если они сейчас укрепляются во грехе и пытаются узнать все сразу, то ты посмотришь во время выпускных, кто кем стал. И даже те ребята, которые смеялись над тобой, будут тянуться и искать встречи с тобой, ведь любой мальчик по своей неподготовленности хочет упасть в грех, но жену себе он хочет найти благочестивую». Когда она школу закончила, действительно, оказалось, что многие ребята и девчонки жалели о том, что они натворили за свои молодые годы. Дочь сейчас укрепилась в вере, стала самостоятельным человеком, сама молится, сама трудится. И понимает, что было положено на чашу. Родители должны укреплять.

Мальчик пусть молится. Без разговора с Богом у человека не происходит смирения, человек очень горд. По каждой мелочи надо спрашивать у Бога разрешения. Тогда вы приучаете душу общаться с Богом. Когда вы понимаете, что Бог вас слышит и помогает, вы, хотя и имеете свободную волю, перестаете быть убежденным эгоистом, поймете, что все зависит от Бога.

Как это объяснить мальчику?

– Мальчик должен понимать, что он родился воином, защитником семьи и своего Отечества. Он должен развивать свои физические способности, чувство долга. На Востоке мальчиков с детства учат отвечать за свои поступки. На Востоке мужчины не женятся в молодые годы, они усиленно работают на калым. Выкупить жену, купить квартиру – приготовить семейный очаг. Он уже заранее понимает, какая ответственность на нем лежит. Если он женщину оставляет, что довольно редко, то закон на стороне женщины – она не остается ни с чем на улице.

У нас в советское время, если мужчина уходил, то оставлял женщине квартиру, – это было в неверующей стране. А сейчас страна свободная – бывшие влюбленные судятся между собой до драки. Дети в таких семьях не будут полноценными людьми. У них в сердце все это будет лежать.

Как отражаются на детях постоянные семейные ссоры?

– Если это православные родители, то они не ссорятся. На Исповеди муж может высказать какие-то недовольства в отношении жены, жена тоже может высказать свое недовольство мужем. На Исповеди спускается это накопленное друг на друга зло. Благодать, спускающаяся на семью, связует сердца людей, а враг пытается в семейную идиллию засунуть свою лохматую лапу.

Очень важно, как семья начала жить. Если молодые приходят венчаться по традиции, но не молятся, их жизнь часто идет вразнос – таинство над ними совершилось, а духовно они не живут. Враг завидует этому таинству, и начинается сильная атака. Таинство один раз на Небесах записывается, и к нему надо подходить серьезно.

Наша тайна – нравственность. Сейчас по всему миру идет атака на веру, гонение на последователей Христа, люди соглашаются с греховными жизненными установками. Мы должны пламенеть, трезвить чиновников, не бояться говорить правду. Церковь – это институт Слова Божия. Надо заниматься нравственностью с Законом Божиим. Тогда Бог включает механизмы апокалипсиса – землетрясения, наводнения, катастрофы… конфликты, гибель детей… Все это показывает Господь: смотрите, что делается.

Из личной жизни. Мы с супругой жили долго, я ходил в Церковь, молился, причащался, но что надо венчаться, на сердце не ложилось. Духовник меня очень аккуратно вел и время от времени спрашивал: не венчался еще? Он за меня, видимо, молился, чтобы Господь положил мне на сердце и чтобы я пришел к этому.

И вдруг однажды я прочитал историю, которая меня поразила. В маловерующей семье люди не ходили в церковь, у них родился ребенок, заболел и умер. Горе было великим. Они спрашивали: за что, Господи? Господь терпел, видя, что их родители не научили их, сами они не двигаются, а общество двигается совершенно в другую сторону. А как их протрезвить? Самое дорогое, что у них было, – ребенок. Он его и забрал. И снится им обоим сон: большая цветущая поляна, дети на ней играют. А рядом грязь. И в этой грязи одиноко сидит их ребенок. Они спрашивают: сынок, почему ты не идешь к другим детям? Меня не пускают туда, вы же не венчанные. Они после этого сна впервые прибежали к священнослужителю в церковь, и он объяснил им веру и суть спасения души. Они венчались, стали молиться и вскоре им снится сон – ребенок играет на этой площадке и говорит: все в порядке, не волнуйтесь, мама с папой, до встречи.

Когда я это прочитал, меня это поразило: я-то к вере пришел, а чем виноват мой ребенок? Это для меня стало толчком к Венчанию. Духовник после этого известия сказал: «Наконец-то, Александр!» Я благодарен Богу за то, что Он так терпеливо и премудро подходит, к каждому сердцу находит свой ключик.

Как и когда объяснить ребенку, что ему пора создать собственную семью?

– Если в семье благодатное спокойствие, он видит папу и маму, понимает, кто есть кто. С ним надо разговаривать серьезно. Раньше дети играли во врачей, мам – об этом заботилось общество. Если государство любит своих граждан, если хочет, чтобы они преумножались, надо вести политику, которая будет сохранять семью. И люди пойдут защищать свою семью и землю – в этом есть патриотизм. И не надо ничего будет объяснять дополнительно.

«Дурные сообщества развращают добрые нравы» – значит, ребенку не стоит общаться с далекими от веры?

– Пока ребенок маленький, родители должны выбирать круг общения. Сейчас родители идут зарабатывать деньги, а ребенка оставляют на воспитание компьютеру. Отсюда и бесноватые дети – один ребенок убил свою мать, сказав, что у нее несколько жизней. Если нет в семье благодати, ее место моментально занимает дух злобы. Диавол разводит всех моментально и руководит в этой семье. Отсюда и трагедии. Я не сторонник демократии: власть дает не народ, не царь, не священник, а Бог. Например, Давид был пастушком, и когда его пророк помазал, он стал царем, и ему все поклонились. А если бы царя выбирали, то разве пастушка бы выбрали? Власть дается сверху. Когда нет ответственного – все рушится. Может быть, когда-нибудь мы придем к восприятию монархического государства.

Церковь молится за власть держащих и надеется, что Господь наставит этих людей, чтобы они заботились о государстве и о своих подданных.

Я был в Санаксарском монастыре. Императрица дала удел великому полководцу Феодору Ушакову, сказав: «Ты прекрасно служил, тебе некогда было зарабатывать, теперь ты отслужил – вот тебе вотчина». От нее ничего не убыло, она на этот кусок земли, за который отвечает перед Богом, поставила доброго человека, который будет так же добро служить, как и служил ей ранее. Сейчас люди стремятся к власти, чтобы окупить побыстрее состояние власти. Это ненормально. Землю продают людям, которые не живут на ней, – распродается суверенитет. Я очень волнуюсь, как гражданин, за наше государство.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс