Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Игумен Дамиан (Залетов): Пост – это духовный реализм

Игумен Дамиан (Залетов): Пост – это духовный реализм

№11 (860) / 15 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Классический вопрос: что такое пост вообще?

– Об этом много сказано, но всегда полезно напомнить себе эту тему. Я бы разделил этот вопрос. Первое – воздержание. Воздержание для чего? Прежде всего, для духовной работы над собой. Почему это нужно? Всякая работа требует напряжения, испытания. Например: пуд соли съесть. Говорят: друг познается в беде. То есть, на фоне испытания все становится понятным, четким, ясным. Пост как бинокль, где есть резкость, которую мы наводим на детали нашего внутреннего мира, окружающего мира и все видим более четко. Второй момент: пост – это внутреннее испытание, подвиг. Без подвига, без труда невозможна работа над собой. Труд сопряжен с усилием и преодолением.

В обыденной жизни мы сами себе устанавливаем правила воздержания, которые имеют и смысловые моменты. Это третье. Меньше калорий, облегчение тела – это важно, хотя и второстепенно. Прежде всего – внутренняя победа над желаниями, зависимостью от чего-то.

Что значит наша жизнь во время поста? Откроем I главу Библии – Адам и Ева в раю: как они жили? Питались плодами с древ, общались с Богом, занимались духовным развитием и физическим трудом. Человек не соблюдал этого и выпал из рая, где был пост. То есть, когда мы постимся, мы возвращаемся в рай. И мы можем в нашей земной жизни почувствовать то, что мы потеряли, – как было в раю.

В жизни важно чувствовать нашу родину. Церковь – рай на земле. Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть. Как это осуществляется? Не автоматически. Это надо развить в себе с помощью Церкви и христианской жизни. Пост и молитва – это два фундамента церковной христианской жизни. Для нас доступно вернуться в рай – и это наполняет нас оптимизмом. Это единственный путь христианской жизни и важнейшая ее составляющая. Сам Господь прошел это и установил. Это каноническое, практическое, обязательное условие нашего духовного роста.

Пост и воздержание присутствуют во всех религиях. Даже неправославные вегетарианцы чувствуют необходимость в воздержании. Пост необходим природе человека, его личности: это соприкосновение с Небесной родиной.

Во время любого поста обостряется борьба, происходят в жизни некоторые сложности, но во время Великого поста эти сложности и острее чувствуются, и намного серьезнее в смысле нашего отношения к тем событиям, которые могут происходить как вне, так и внутри себя. Почему так?

– Пост – это практика реализма. Часто в жизни мы покрываем проблемы какими-то средствами – алкоголь, телевизор и т.д., чтобы уйти от реальности. Пост – это отказ от всего вторичного, возвращение к подлинной реальности. Что ты из себя представляешь в этом мире? В пост ты ювелирно точно видишь возникновение и решение проблемы. Человек часто уподобляется дому с трещинами, но вместо капитального ремонта мы замазываем все красочкой, и все хорошо. А потом, как сказано в Евангелии, подула буря, и дом рухнул, он не был основан на камне – Христе.

Трещины – это наши грехи и недостатки. Христианин реально смотрит на вещи, он выявляет трещины и начинает ремонтные работы. А потом, после поста, покрасить. Наша гневливость во время поста – это не занесенная инфекция, это то, что открылось, это замечательный шаг: христианин, обрати на это внимание. Не как это спрятать, а как это уврачевать – вот какая тема должна быть. Это духовная жизнь, аскетическая наука. Обнаружить, понять, что с этим делать. Пост – это широкая дорога с различными вопросами: воздержись тут, сэкономь время на развлечениях, чтобы почитать духовную литературу – Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского. Люди порой ленятся читать Евангелие, а потом: «Откуда проблемы и как их решить»? В христианстве есть понятие – панацея – христианская серьезная жизнь, осмысленная, реальная. Монашествующие люди находятся в постоянном духовном напряжении.

Александр (Невьянск): «В последнее время у меня ухудшилось здоровье, врач сказал, что надо правильно питаться, чтобы пить медикаменты. Несоблюдение Великого поста – огромный грех перед Богом. Как быть?».

– Для некоторых проблемы со здоровьем – радостный повод не соблюсти пост. Христианин должен как отнестись к этому вопросу? Хочу, но не могу. Или – как мне сделать при наличии этих проблем? Если у человека проблемы и в них кроется неправильный образ жизни, это значит, что вся наша жизнь и пост должны быть пересмотрены. Мы не должны забыть после поста слово «воздержание». В данном случае надо подойти к священнослужителю и посоветоваться. Пост – это целый спектр вопросов. Есть вопросы еды, молитвы, служения, духовной литературы...

Если есть объективные проблемы – подвиг всегда возможен. Во-первых, подвиг терпения болезни. Вопрос еды: что такое не поститься? Всегда можно поститься при наличии разумного, здравого послабления. Послабление можно рассматривать как лекарство. Это глубокий вопрос совести и религиозного сознания каждого. Доброделание – это отдельная тема, и в пост оно может нас побуждать к хорошим поступкам.

Набережные Челны: «Можно ли думать молодой семье о зарождении чада во время Великого поста?»

– Мысли всякие приходят, их трудно контролировать. Пост налагает ограничения на семейную жизнь. Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Если это наша духовная практика, то надо иметь христианское мировоззрение и постоянное пребывание в теме христианской жизни. Так, к Великому посту мы готовимся достаточно долго и духовно, и физически, ведь так же невозможно: быть невоздержанным вне поста – и вдруг, с момента поста, стать воздержанным.

Наши предки воздерживались от подобных шагов во время поста. Поэтому стоит ориентироваться на опыт наших предков и сам характер христианского воздержания. За 365 дней в году можно успеть решить все вопросы.

Я наблюдаю, что перед каждым постом начинаются хождения к священнику за требованием послабления. Надо поститься перед Богом, а не перед священником. Зачем брать у священника «справку»? Если не хочешь поститься – не постись.

– Когда человек приходит с просьбой о послаблении, то вроде бы все выглядит благочестиво – человек пришел к священнику спросить. Но когда начинаешь задавать вопросы: «Проблема в еде?» – «Да.» – «Как вы молитесь?» – «Никак». – «Евангелие читаете?» – «Нет.» – «В Церкви когда были в последний раз?» – «Как-то был…», и т.д.

Оказывается, вопрос никак не связан с этой проблемой: человек может все это делать – все остальное он позволил себе не делать уже без священника, 9 вопросов он отменил сам, а за последним благочестиво пришел к священнику. Эта позиция говорит о многом. Такому человеку невозможно дать ответ. Настрой подтвержден наличием остальных пунктов – молитва, чтение духовной литературы, хождение в Церковь. Тогда понятно, что человек искренне беспокоится по какому-то отдельному вопросу и хочет его разрешить. А если ничего нет, и последнее отмените. Все остальное – хобби, а еда – спецвопрос для священника.

Самое плохое – отсутствие знания. Надо постоянно развиваться, изучать, читать, узнавать больше о своей вере. Как раз Великий пост побуждает нас к этому – познанию себя, веры, Бога.

Юля из Самары: «Что значит: и каждому воздастся по вере его?».

– Воздастся по делам веры. Христос говорит: да будет тебе по твоей вере. Человек не может сам разрешить свои вопросы, он не всесилен, Бог – всесилен, но Бог не делает без участия человека. То есть мы должны найти точку взаимодействия с Богом, синергию. При взаимодействии человек прилагает свои усилия, Бог – Свою любовь и милость, и получается решение вопроса по взаимному согласию. Человек просит – Бог дает, человек кается – Бог прощает.

Синергия – свободное взаимодействие, а не требование и не счет с Богом: я сделал – Ты мне давай. С учетом, что Бог – главный и Ему лучше видно. Вера, доверие Богу: да будет воля Твоя, а не моя – мы просим Бога выразить Свою волю.

Владислав из Екатеринбурга: «Ради чего надо поститься: ради себя, близких?».

– Поститься надо в первую очередь для внутреннего совершенствования, внутренней духовной работы. Мы можем поститься ради ближних, мы сократим материальное обеспечение себя, чтобы сэкономить это на помощь нашим ближним, – реализация поста в плане доброделания. Пост помогает нам увидеть себя, работать над собой и быть в более прямой связи с нашим Творцом.

Калуга: «Произошла кража, осуждение, пересуды – как правильно себя вести?»

– Пост – это духовный реализм, он чаще всего показывает нам проблемы. Это трудно, больно, тяжело, но надо решать. Пост – духовная борьба с собой и со злыми силами. Если мы воины и выходим на войну, осуществляем действие, то понятно, что и наш враг внутри нас – наше «я», и наши бесплотные противники тоже не остаются без действия. Возникает брань, и лучшее свидетельство успешности поста: идет битва – шум оружия, удары и раны. Если чувствуется трудность сражения, значит, дело идет прямым путем. Господь дал, попустил урок, испытание. Господь знает, что мы выдержим это испытание, что нам это нужно. Вся христианская жизнь – это подвиг, пост – часть этой борьбы. Пост, праздник большой – жди искушений, испытаний. Когда этого нет? Когда человек несерьезно относится к этому, не участвует в этом.

У святых отцов нечего было красть, они были одни в пустыне, и у них была борьба в самых высоких материях – в помыслах. Эти испытания страшнее, чем произошли у вас. Это хороший повод осознать, что стоим на верном пути. Нам дано от Господа испытание – проверка, значит мы живые христиане. Конечно, печальна потеря. Дальше изучайте свою реакцию: аскетизм, смущение, раздражение. В этом виноват не вор, а ваше внутреннее духовное состояние. Может, что-то потерялось материальное, зато приобрелся духовный опыт. Надо почитать жития святых, Евангелие, духовную литературу – это укрепит вас в подавлении этих чувств. Это для вас проверка себя. Вы увидите, что вся ситуация полезна для души. Ей надо правильно воспользоваться в борьбе с этими страстями. Потеряв материальное, вы приобретете огромное духовное. А Господь воздаст сторицей, если мы отнесемся к подобным потерям как к милостыне, не будем держать зла и раздражения,

Владимир: «Я пощусь, а жена не постится. Как мне быть в такой ситуации?».

– Если не все члены семьи разделяют мнение, то это никак не мешает жить в единой семье при взаимоуважении, любви и понимании друг друга. Молиться можно индивидуально, с едой тоже просто: сварили картошку, один ест так, а другой – с маслом. Если вопрос касается супруги, то покажем нашу веру из дел наших, что мы добры, отзывчивы, в пост мы более внимательные и чуткие: мы понимаем себя и нам жалко ближнего, они же тоже страдают, мы их понимаем – сострадаем. Кто не страдает, тот не умеет сострадать. Пост – страдание маленькое испытание, оно должно нас поощрять и побуждать к любви. Пусть они увидят эти чувства, что мы становимся лучше, добрее, и берут с нас пример. Апостол Павел сказал о таком разделении в семье: оно не должно быть разделением и причиной разногласий, если в таком союзе есть здравый смысл.

Михаил, Москва: «Пост получается телесный, а духовный – никак, все становится хуже в отношении страстей и грехов».

– Так и должно быть. Становится не хуже, а реальней. Мы внимательно всматриваемся в то, что было сокрыто, снимаем налет пыли и видим проблемы – которых оказывается больше, чем мы думали... Покаяние – это уже результат. Дай Бог от покаяния перейти к исправлению. Это труд, подвиг, страдание. Значит, ты не будешь осуждать ближнего: ему-то как тяжело, он тоже страдает, вот почему у него тоже эти проблемы. Взаимосострадание – как два раненых не дерутся, а друг другу помогают выжить.

Белово, Сибирь: «Пост – это сражение, борьба. А как тогда фраза: «Постись постом приятным»?».

– Мы поздравляем себя с постом приятным. А в чем приятность? Не в удовольствиях, удовлетворении своих желаний и интересов, сменили рацион, едим вкусненькое растительное. Приятно, что мы в духовной жизни, приятно, что двигаемся вперед.

Хорошо то, что от Бога, а не то, что кажется приятным нам, по нашей падшей природе: приятно быть с Богом, радость только в Боге. А в результате поста, молитвы, христианской жизни мы осуществляем эту возможность, и нам становится приятно. При наличии трудностей это должно вызывать не уныние и печаль, бедственность и страх, опускание рук, а радость, что возможно стать лучше.

Ваня: «Можно ли участвовать ученику в школьных мероприятиях, петь песни во время Великого поста?».

– Не все в жизни зависит от нас. Есть обязанности. Какие песни? Если христианину предлагаются какие-то импульсивные и не в рамках нравственности – это и вне поста нельзя делать. Если песни несут элемент нравственности, духовности, культуры – это уже проповедь. Позитивное, особенно обращенное к кому-то, кто нуждается в этих крупицах. Если это примитив, дискотека, развлекаловка – это и вне поста не стоит. Это вопрос послушания и конкретного времени. Не надо петь эти песни постоянно, придете домой и помолитесь. Тем самым выполните для себя другой уровень духовности – религиозный. А если вы постоянно петь собираетесь, то это будет не совсем правильно.

Омск: «Среда и пятница – Литургии?»

– Речь идет о Литургии Преждеосвященных Даров. В наше время огромное количество православной информации, литературы. Читайте. Это информационный материал, над которым нужно работать самим и расширять свой кругозор.

Суббота и воскресенье, даже в пост, дни особые, освященные – служится Божественная литургия. В остальную часть недели мы смиряемся духовно, становимся нищими духом, отказываемся от духовной радости, чтобы посмеяться, алкать эту радость, почувствовать что мы без нее. В эти дни не служится Литургия вообще или в полном ее содержании, чтобы мы ощутили разницу. Цель – внутреннее смирение. Но так как мы нуждаемся в духовной поддержке, в контакте с Господом, Церковь отставила нам такие духовные средства – оставленные с воскресного дня Святые Дары, прежде (раньше) освященные. И мы без полной Литургии можем к ним приобщиться в среду и пятницу – дни страдания Христовы. Причастие – сопричастность, соучастие, сораспятие страданиям Христовым.

Саратов: «Великий пост связан с 40-дневным постом Иисуса в пустыне. Почему его соблюдают в те дни недели, которые предшествуют Пасхе?».

– Подражание – это не значит соблюдение поста. Любой пост освящен Господом. Это не наше самовольное действие. Сам принцип пощения – от Христа. Он был заложен Богом в Ветхом Завете. Это подражание посту Адама в раю. Пост – многогранное событие. Разные посты имеют разные акценты и значение. Пост благословлен Богом с сотворения мира. Почему мы готовимся к Пасхе? Пасха – это не только Воскресение Христово. Это двуединый день – страдание и Воскресение. Мы должны проникнуться этим во все дни, а не только прийти на Крестный ход и радоваться Пасхе. Мы готовимся со Христом встретить Его распятие. Как? Мы должны сострадать Христу, чтобы мы поняли Христа и прониклись в эту Жертву. Если мы вместе с Ним пройдем через Голгофу, то станем соучастниками Воскресения. А какое сострадание может быть, если мы живем не пойми как? Этот импульс – правильного соучастия в жизни Христа – мы получили от апостолов, после того, как сами они это пережили на своих ошибках.

Диакон Владимир, Испания: «Очень нравится телеканал «Союз». Грех ли – в Великий пост смотреть его постоянно?».

– Постоянно смотреть можно, но отцу диакону я бы посоветовал прерываться на богослужения, келейную молитву.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс