Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Протоиерей Сергий Вогулкин: Третий возраст – возраст успеха

Протоиерей Сергий Вогулкин: Третий возраст – возраст успеха

№11 (860) / 15 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Я люблю этот холод осенний,
Я люблю этой жизни зигзаги.

Татьяна Бек

Владимир Даль пишет, что «успевать» – это «иметь успех, удачу, достигать желаемого, поспеть, быть к сроку». Что успел сделать старик и чего не успел молодой? Как это узнать? Американский бизнес-тренер и психолог Джим Рон писал: «Успех – это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате». Кем стал и кем мог бы быть? Вот вопрос, на который мы отвечаем каждым мгновением нашей жизни, не зная в какой момент, на взлете или падении, в блаженном или греховном состоянии нам за все придется дать ответ. Проходят годы, мы сделали то, что нам кажется удачным и полезным, сделали и то, о чем сожалеем. У нас еще есть время. «Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть», – писала английская писательница Джордж Элиот и была права. Так хочется сделать еще что-нибудь большое и нужное, да вот незадача – здоровья нет.

Здоровье – это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Какое бы определение понятия здоровье мы ни взяли, пожилой человек окажется за пределами этого понятия просто в силу того, что он не живет без болезни. Он может чувствовать себя хуже или лучше, но болезни (а их, как правило, уже несколько) полностью его не оставляют. Поскольку наш мир, наш менталитет ориентирован на здоровых людей, которые могут производить какой-то продукт, выполнять работу, «делать бизнес», могут неограниченно использовать те возможности, которые мир им предоставляет, то пожилому человеку остается роль пассивного наблюдателя, терпеливого страдальца, помощника здоровым людям или объекта жалости и сочувствия.

Есть еще понятие здоровья психологического, может быть здесь пожилой человек будет более успешен, с удовлетворением и хорошим настроением оглядывая свою жизнь, свою семью, своих друзей и близких. В это можно было бы поверить, если бы не одиночество и отчуждение человека от человека, которые стали привычной болезнью века нынешнего и поражают людей от мала и до велика. Мне не хочется в это верить, но статистика показывает, что каждый четвертый старик время от времени задумывается о том, а не покончить ли с жизнью. Не от хорошей жизни приходят такие страшные мысли.

Немалую роль играет в этом социальное здоровье стариков, которое должно заключаться в удовлетворении обществом, государством их жизненных потребностей. Не знаю, как в других обществах, но в нашем российском обществе социальные потребности пожилого человека должны быть настолько маленькими и так соответствовать выдаваемой пенсии, что никакой прибавки к телесному или психологическому здоровью за счет социальной его части не заметно.

Итак, на здоровье, которое по одному из определений есть «состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие», в пожилом возрасте можно поставить жирный крест.

Действительно, если жизнь человека исчерпывалась на своем протяжении только погоней за телесными радостями, развлечениями и хорошим заработком, то к старости она превращается в мучение, постоянный поиск все новых лекарств, дополнительных средств к существованию и кратких несущественных удовольствий физиологического или, в лучшем случае, эмоционального характера.

Только не следует забывать, что речь идет о 20% населения, что, например, для нашей страны составляет около 30 млн. человек. Вряд ли можно разбрасываться таким человеческим капиталом и списывать его со счета. Прошли те времена, когда больной и пожилой человек были обузой для общества, которое строило фантазийные формы государственного, экономического и социального устройства. Сейчас время не думать о том, как сэкономить на этих людях и еще более ограничить их жизнедеятельность, а о том, как использовать во благо Отечеству этот потенциал образованных, опытных, знающих, пусть и несколько больных людей.

Признав, что в процессе «строительства социализма и коммунизма» безвинно пострадали миллионы людей, власть имевшие реабилитировали сотни тысяч тех, кого уже никогда не вернешь. Почему же сейчас не реабилитировать целые поколения нынешних и будущих пожилых, которые в не таком уж далеком прошлом, составляли тот слой мудрых и уважаемых людей, к которому с почтением относилось и прислушивалось все общество.

Не будем фантазерами, думаю, не скоро найдутся разумные люди, в том числе и правители, которые сумеют перевести растущую массу пожилого населения из балласта в парус общественного прогресса. Но сами мы, пожилой народ, должны осознать свою настоящую роль, найти свое настоящее место, тем более, что, во-первых, на него мало кто претендует, а, во-вторых, здесь мы можем оказаться здоровее многих из тех, кто ведет «здоровый образ жизни».

Самое время вспомнить притчу Иисуса Христа о талантах, которые дал хозяин своим слугам перед отъездом с тем, чтобы они преумножили это богатство (Евангелии от Матфея, гл. 25, 14–30; от Луки, гл. 19, 11–28). Я напомню только о последнем из них, который из страха потерять его закопал свой талант, не приумножил и оказался «лукавым и ленивым рабом», который будет брошен «во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов». В отношении нас с вами дело обстоит еще хуже: мы не только закопали свой талант, но, прожив почти всю жизнь, так и не откопали его. Я не говорю, конечно, о тех музыкальных, математических, художественных или иных замечательных талантах, которыми мы блистали или которые обошли нас стороной. Я говорю о том единственном таланте, который был дан каждому из нас при рождении, о таланте веры. Кто как не новорожденный младенец весь исполнен веры, любви, кроток и плачет не о своих, а о наших грехах. Он уже блажен и на пути в Царство Небесное. Осталось лишь развить этот талант, помочь, научить, показать пример. Но мы начинаем поступать по-другому, мы ищем в нем мирские таланты, а, если не находим, то не сильно огорчаемся, а воспитываем в нем те качества, которые считаем нужными в этом веке и в этом обществе, полном соблазнов, суеты и греховности. И никто не вспоминает о том таланте веры, который был зарыт еще в детстве. С нами было такое, и с нашими детьми такое, и наши внуки растут также. Жизнь проходит, приходит старость, мирские таланты прошли, а тот единственный так и остается зарытым. Мы не только потеряли веру, но мы потеряли и надежду, поскольку «лукавым и ленивым рабам» вряд ли найдется место в Царствии Небесном.

Но пожилой, он не только пожил, он еще жив. Чего же мы ждем? Почему не откопаем этот единственный и самый главный в жизни талант и не умножим его не только для себя, но для своих родных, для детей и внуков, для тех молодых и взрослых, которые еще в суете и неразберихе жизни. Духовное здоровье превыше всего! «Когда есть блага духовные – не бывает никакого вреда от неимения благ телесных», – писал Святитель Иоанн Златоустый.

Обращаясь к Источнику Жизни, мы черпаем живую воду духовной, душевной и телесной гармонии, мы уже на пути к исцелению и постоянной радости оставшихся лет, как периоду душевного труда и духовного обогащения. Блаженный Фиофилакт Болгарский писал: «В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость».

Благословенный период старости дан нам Господом для исправления того путанного пути, которым мы добирались до своих седин. Чтобы хоть последний отрезок был прямым. Я соглашаюсь, когда говорят, что дети, молодежь – это наше будущее, это наша надежда. Но наше настоящее, наша сегодняшняя надежда – это наши старики. Кто как не они имеют еще и время и силы молиться за нас с вами. Вспомните слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Россия нуждается не только в военной, политической, экономической защите. Она острейшим образом нуждается в духовной защите. А где же воины Христовы? Где возносящие молитвы о россиянах и Отечестве нашем? Может быть это молодежь, воспитанная «светскими школами и вузами» и вечно занятыми своими делами родителями? Может быть это взрослые, погрязшие в суете беспокойной, бестолковой и постоянно меняющейся жизни? Вот и посмотрите теперь другими глазами на старушек и стариков, медленно, со вздохами, бредущих в храмы, идущих в эти дома Божии, возрожденные, считай, из пепла. Вот они, защитники наши, вот воины Христовы! Не для них только сказано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5, 8); бодрствуйте и молитесь... стойте в вере... духа не угашайте, ибо дни лукавы» (Мк. 14, 38; 1 Кор. 16, 13; 1 Фес. 5, 19; Еф. 5, 16). Но ведь именно они трезвятся, бодрствуют и молятся. Как же нужно любить их, как нужно заботиться о них и делать так, чтобы не пропадала их молитва о нас по нашему же нерадению. Помоги бабушке дойти до храма, подвези, встреть, поблагодари за ее молитвенный труд, поставь ее в пример детям. Так ли мы делаем? При нашей общей заботе у нас могла бы быть многомиллионная армия духовных защитников. Каждому хочется, чтобы жизнь была долгой, удачной и даже счастливой. Вспомним заповедь Божию: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». В этом весь секрет долголетия, другого секрета не открыл нам Господь, а может быть, его и нет совсем. Вот и почитайте стариков своих и чужих. Не возбраняте им ходить в церковь и молиться дома, говорить с детьми о Боге, водить их в храм и благословлять их, рассказывать детям о своей жизни и о том, что они помнят из рассказов своих родителей и прародителей. Может быть, хоть наши дети и внуки не будут «Иванами, не помнящими родства». Талант веры должен просиять в каждом. Непросто призвать к вере тех, кто был воспитан в безбожии, но люди пожилые и болящие более других готовы к этому. Наши прихожане – первые помощники в том, чтобы привлечь в храм тех, кто еще не дошел до него. Школы и клубы для пожилых, центры взаимопомощи, кружки «Лепта», где пожилые могли бы сделать своими руками вещи, игрушки и поделки для сирот. За этим, может быть, и иные таланты проснутся и появятся при храмах свои православные художники и поэты, певцы и музыканты. «Бог, создавший естество человеческое, даровал ему бытие, совокупное с волей, и сочетал с этой волей творческую способность осуществлять надлежащее»,– писал преподобный Максим Исповедник. На творчество не наложено никаких возрастных ограничений, многие ученые, композиторы, художники создали свои самые значительные, зрелые и творческие работы, будучи пожилыми. Бог, храм и природа – вот наши вдохновители.

А сколько творческих возможностей открывается для нас в совместной деятельности со своими внуками и правнуками. Эти зрители, слушатели и ценители всегда будут в восторге от того, что сделает дед или бабушка. Нет своих – пообщайся с ребенком своих знакомых, помоги многодетной бабушке. В каждом храме есть прекрасные шитые бисером и шелками иконы, над которыми трудились прихожане, а сколько вязаных носочков и рукавичек приносят они для детишек в детские дома. Почему не собрать вместе этих художниц, да не обучить еще десяток-другой прихожанок искусству вязания или шитья? «Детская лепта» – так назывался кружок, который создала Елизавета Федоровна Романова, и где дети из состоятельных семей готовили поделки, шили одежду и собирали игрушки для сирот. Возрождение при храмах и монастырях «Лепты», где могли бы собираться пожилые и старики для совместной молитвы и творческого труда, было бы великим делом. Другое возможное направление: сестричество милосердия. Почему-то считается, что туда должны вступать только сравнительно молодые люди. Конечно, на поле боя или в уходе за тяжелым больным достаточная телесная сила не помешает. Но ведь основная битва со злом идет в душах и сердцах человеческих. Людям одного возраста легче понять друг друга, а вместе и путь к Богу может оказаться прямее и короче. И в милосердном сестричестве и в братстве талант веры пожилого человека может расцвесть и, умножаясь, дать плоды.

Таким образом, исполнение надлежащего, успех всей жизни заключается в сохранении достоинства, которое для человека есть его возможность, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно идя навстречу Христу. Все люди равны в своем достоинстве, независимо от возраста, положения или здоровья. Есть старая поговорка: «Не умирай, пока живешь!». Есть еще время обрести утраченное достоинство. Достояние наше – вера христианская, достояние наше – любовь к ближним, достояние наше – почтение к родителям и их памяти, достояние наше – целомудренная жизнь, достояние наше – терпение в болезнях и испытаниях. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И в пожилые и в старые годы можно быть успешным. Помогай Господь!

Протоиерей
Сергий Вогулкин,
д.м.н., профессор.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс