Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Недавно мне довелось столкнуться с критикой в адрес наших бесед, когда человек заявил, что так, как мы это делаем, учиться не обязательно. Мол, фарисеи тоже учились, все знали, но что из этого вышло? «С Богом надо по-другому, – продолжал критик, – надо просто радостно открыться ему навстречу, и тогда Он Сам будет действовать в нас. И вообще, надо больше говорить о радости!».
Я поинтересовалась: «А как же быть с «блаженны плачущие»? И что делать таким радующимся в начале духовного пути, который начинается с покаяния, борьбы со страстями? Ведь именно этому и учат святые отцы». И услышала в ответ, что святые тоже были людьми, и они могли ошибаться, а свои слова они обращали не к нам, а к другим людям и в других обстоятельствах. «И главное, – заявил критик, – в те времена, когда жили святые, таких проблем, как сегодня, не было, а потому их ответы к нашим реалиям применять нельзя». Хотя мудрый Екклесиаст говорит другое: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем».
Во все времена и перед каждым человеком жизнь самой своей конечностью ставила острые вопросы о смысле бытия и о смерти. И святые отцы, отвечая на них, говорили, как человеку необходимо выстраивать свои отношения с Богом и овладевать искусством спасения, чтобы избежать смерти. А вот тема радости в этих поучениях поднималась далеко не в первую очередь. И мы сейчас будем говорить не о радости, а о смерти, разбирая одноименное творение святителя Игнатия (Брянчанинова).
В «Слове о смерти» святитель Игнатий исследовал многочисленные христианские источники: Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, писания святых отцов, – собрал богатейший материал, никем прежде не собиравшийся и прежде не приведенный в систему. И хотя, по большому счету, эта книга представляет собой обширный свод выписок из вышеназванных источников, читать ее легко и интересно, поскольку в ней мы находим ответы на вопросы, которые не могут не волновать православного человека.
Смерть непостижима человеку и открывается ему Богом. Под Божественным Откровением мы понимаем то, как Бог проявляет Себя в мире, как Сам Он открывает Себя людям. Откровение может быть естественным, то есть через видимый мир, историю человечества или совесть, а может быть сверхъестественным, когда Бог открывает о Себе Сам – через Пришествие на землю Спасителя или через праведных людей: пророков, апостолов, святых отцов Церкви.
Смерть, как часть жизни, дарованной Богом, тоже открывается нам двумя способами: естественно – когда мы видим, как она приходит к другим людям, что потом с ними происходит, и сверхъестественно – когда мы верим, что смерть есть разлучение души с телом. Именно с этих слов и начинается следующая глава в творении святителя Игнатия о смерти, которая называется «Участь тела по смерти». Подробно остановимся на тех определениях, которые дает в ней святитель Игнатий этому таинственному явлению:
«Смерть есть разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею вновь разделяемых».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Обычно людей очень сильно беспокоят вопросы: «Почему человек умер сейчас, а не когда он стал подвижником благочестия? Почему умер молодым? Почему умер стариком? Почему умер в таком состоянии?» – эти вопросы люди задают очень часто.
Мы, опираясь на нашу веру, на понятия о вере, должны понимать, что рождение и смерть – это не случайные явления. Только современные безумцы думают, что есть планирование семьи, а на самом деле все происходит по воле Божией: и рождение детей, и умирание людей. Это не действия колдунов, как в народе любят говорить: он умер, потому что кто-то на него «наговорил». Это не какая-то случайность.
Человек умирает тогда, когда Бог велит. Этот срок не написан где-то – он зависит от нравственного состояния человека, от обстоятельств, от многих факторов, которые Господь знает. Мы знаем из Священного Писания пример, когда Господь предсказал иудейскому царю Езекии смерть, царь начал каяться, и Господь продлил ему жизнь. Годы жизни – это не предписание. Очень многое зависит от самого человека, но происходит все по воле Божией. Потому вопросы, почему именно так происходит, а не иначе, у нас не должны возникать. Все происходит по воле Бога.
Святитель Игнатий пишет: «Смерть есть разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально было создано Творцом. Смерть – это казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога».
Протоиерей Андрей Канев: – В тех наказаниях, которые Господь определил для Адама и Евы – «из земли взят, в землю уйдешь» – говорится именно о смерти; о том, что человек стал конечен. Смерть действительно казнь для нас. Но эта казнь для нас и благо: иначе человек, будучи носителем зла, может натворить что угодно.
«Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, отдельно существует его тело».
Протоиерей Андрей Канев: – В храме священнику очень часто приходится видеть весьма горестное отношение людей к смерти. В народе бытует представление, что погребение тела – это самое главное. Надо только правильно соблюсти обряд погребения, провести поминки с пьянкой какой-нибудь. Когда мы будем относиться к смерти с позиции веры, то поймем, что важно не то, что сделано для тела, к примеру, сколько ящиков водки заказал, какой гроб купили. Усопшему это не нужно, ему важна духовная помощь. Регулярно священники говорят на отпевании: «Важно не тело, которое лежит сейчас в гробу, а душа усопшего, которая чувствует, видит, слышит, понимает, осознает. Именно душе усопшего нужна помощь».
Приведу в пример такую историю: прихожанка копила деньги на смерть, сумма была большая – около трехсот тысяч рублей, но однажды эти деньги изъяли мошенники. Приходится в таких случаях вспоминать Евангелие и говорить, что сокровища нужно собирать на Небесах, а не на земле. Лучше было бы пожертвовать накопленные сбережения на храм. Получается некое противоречие у христианина: милостыню человек творит не ради спасения своей души, а чтобы его тело хорошо погребли. Вот произошло болезненное разделение души с телом, а где главное – человек понять не может. Конечно, нужно отдать телу должное, но душа важнее. Человек – это душа, одетая в тело, а не тело, а где-то там душа... (Продолжение следует)
Ведущая
Ольга Баталова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.