Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 4

Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 4

№11 (860) / 15 марта ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №10 (859)

Что такое толерантность? Один молодой человек, радиослушатель, считает, что толерантность – это делать все, что я хочу.

– Последние события, которые происходят с Россией, – это великое спасение. Спасение от бездны идеологического восприятия толерантности и прочих ценностей того глобального мира, который уходит от Христа.

Мы знаем, что всякая свобода вне Христа делает человека рабом собственных страстей и пороков, которые рождают пустоту. Об этом надо задумываться. И мы задумываемся очень сильно, можем пропустить через свое христианское сознание. Господь спасает теми обстоятельствами, которые происходят в мире, через отторжение России от общего мирового порядка, от тех глобальных западных структур и того богатого мира, в чье понимание Россия не вписывается. Это все милость Божия. Господь спасает нас.

Один из руководителей банка ВТБ заявил, что мы должны в такое тяжелое время выработать собственную платежную систему, карточки, чтобы обеспечить финансовыми расчетами граждан нашего государства. Потом он поднялся с критикой: не нужны нам эти карточки, которые должны заменить и паспорт, и т.д. Против введения таких карточек, где содержалась бы вся информация о человеке, боролись православные, они видели в этом угрозу своей свободе, приход антихриста. Когда выступали христиане, их никто не слушал. Им говорили: «Да что вы? Мы для вас блага и счастья хотим». И потом поняли, что Россия не вписывается в понимание той системы и тех ценностей, которые есть в мире.

У нас есть свои ценности, свой подход, свои патриотические чувства, свои интересы. Значит, в мировом компьютере не может быть места для наших граждан. Господь бережет людей Своих, Свое создание. Почему мы об этом говорим? Мы не радуемся, не потираем руки, что это произошло. Вот вам, пожалуйста, теперь вы поймете, что такое толерантность, теперь вы все увидите любовь Запада, поймете, какие там ценности, поймете, что вся эта глобальная система, куда вы рвались, не примет вас и вы со своим пониманием там не нужны.

Мы не потираем руки, мы просто видим, как Господь любит Россию. Как Он за счет внешних обстоятельств делает так, чтобы мы все задумались – стоит ли нам кидаться, стоит ли нам принимать? Надо свято ценить то, что Господь нам дал. Идти, развивать и нести в народ те высокие идеалы и ценности, которые передали нам наши предки.

4-й псалом содержит места о Воскресшем Господе и, конечно, говорит о внутренних переживаниях, которые имеются в жизни каждого человека. Почему Псалтирь очень близка человеку? Потому что она отражает его жизненные пути, какие-то серьезные обстоятельства и трудности. Каждое слово в Псалтири – легкое и утешительное.

«Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою».

Псалмопевец Давид говорит, что он призвал к Богу, и Господь тут же услышал его. Когда говорится о правде – говорится о праведности. С одной стороны, он говорит: «Не унывайте, не отчаивайтесь в трудных обстоятельствах жизни. Самое главное, чтобы вы взывали к Богу». Но воззвание к Богу должно быть в праведности, то есть в правде нашей жизни, отношений и поступков. Если поступки праведные и правильные по отношению к тем людям, которые причиняют нам зло и боль, то Господь всегда услышит вас.

Многие толкователи говорят, почему именно псалмопевец Давид говорит о своей праведности. У него тоже были в жизни ошибки, были моменты, за которые он плакал, скорбел и писал замечательные псалмы. Псалмопевец Давид не говорит, что он один такой праведный, а все остальные не имеют праведности. Нет. Он говорит это по отношению к своим делам: они праведные в отношении тех людей, которые восстают против него – он им творит добро, они отвечают на это злом и непониманием. Поэтому он говорит: услышь меня, Бог правды моей! Бог действительно увидел, что он праведен в этой ситуации. Поэтому Господь услышал – «в скорби распространил меня еси».

Как это? Обычно человек распространяется и щедрым бывает, когда у него сердце исполняется радостью, он готов дарить подарки, когда рождается сын или дочь, – радость приходит такая в дом, что отец угощает всех и на работе, и дома, и родственников. Он в радости распространяется. А тут Давид немного странно пишет: в скорби распространил меня еси. В скорби человек становится узким. Когда у человека печаль, скорбь, он хочет закрыться, уединиться.

Только верующий человек может с Богом помолиться, другой уходит в себя, третий уходит в запой, то есть он не хочет делиться ни с кем, понимая, что скорбь делить с ним никто не будет. А иные даже порадуются, что человек пребывает в такой печали.

Давид обрел благодушие в скорби. И его скорбь сделала его мягким, добродетельным, милосердным. И вот он, с одной стороны, говорит о себе, а с другой – показывает каждому из нас, что мы в скорби тоже должны быть добродушными и любвеобильными, и когда скорбь делает нас желающими творить добро, тогда Господь видит изменения. Именно о внутреннем изменении, с которым столкнулся Давид, он и говорит: в скорби распространил меня. Более и более добрые дела стали твориться, когда он стал пребывать в скорби. Произошло внутреннее изменение, и Господь, конечно, соделал жизнь его совершенно другой: скорбь терпение соделывает. То есть внутренние добродетели человек получает через скорби – изменяется, становится более терпеливым.

«Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?». Люди жестокосердые имеют сердце грубое, любят порочную жизнь, лень и суету, но это все приносит им немало скорбей. И зачем вы занимаетесь таким безумным делом? Зачем вы любите ложь и суету? Все это приносит только пустоту в жизни.

«И увидите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему». Здесь некое удивление происходит у людей. Казалось бы, многие и восстают на них, и приносят им печали, и создают невыносимые условия, из которых человек не может выйти. И вдруг, когда человек обращается к Богу, происходит некое изменение в его жизни. Некоторые не понимают, как он вышел из такого состояния, как победил трудности, как победил людей, которые причиняли ему много зла?

Действительно, происходит некое удивление. Мы видим часто в жизни, когда люди теряют работу (особенно в последнее время), а значит и источник дохода, стабильность и спокойствие в жизни. Даже человек, имеющий состояние, находится в таком же положении, когда теряет работу, – понимает свою ненужность, хотя есть еще и внутренние силы, и приобретенный опыт, который томит его. И тогда он потерян в жизни, он остается один, потому что его нигде никто не принимает. И тогда он обращается к Богу. Поисповедуйся, причастись – и приблизишься к Богу. Человек приближается к Богу и маленькими шажочками начинает выходить из этого состояния. А потом в радости приходит и говорит: «У меня получилось – дали хорошую работу».

То есть всегда нужно обращаться к Богу, и Господь всегда помогает. Святые отцы говорят: всегда нужно иметь Бога не только своим Покровителем, но и Помощником, а лучше и Помощником, и Покровителем, и тогда ты сможешь победить всякие испытания и искушения.

«Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся». Пророк Давид говорит очень важные слова – гневайтеся и не согрешайте, потому что гнев присущ каждому человеку. Каждый из нас гневается: отец гневается на сына своего не потому, что не любит его, а просто тот отбился от рук, совершает плохие поступки – или поступки, которые сделают его плохим человеком… Он гневается, но не согрешает. А можно прогневаться на сына и согрешить. Например, убить сына, как Иван Грозный в гневе своем – не было умысла убийства, но была несдержанность.

Поэтому гнев не должен рождать несдержанность, как говорят святые отцы, рождать ненависть или затаивать обиду против человека. Гнев должен ненавидеть любой нехороший поступок, не любить грех, совершаемый человеком, но не самого человека. Гнев – защитный рефлекс, который не должен перерасти в совершение преступления.

Раздражение может перерасти в гнев. Господь дает человеку гнев, чтобы через него он побеждал грех и плохие поступки и мог бы поставить защитные действия не только относительно своих поступков, но и своих близких, которые прислушиваются к нему и зависят от него. Но если не руководить гневом, то он может привести к преступлению.

«...яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся...». Здесь очень важный момент. Он прослеживается в нашей христианской и церковной жизни, когда мы должны в молитвенном последовании читать молитву, в которой мы приносим покаяние Богу за целый день. Псалмопевец говорит, что важно в жизни верующего человека не ложиться во гневе, в грехе спать: да не взойдет солнце над ложами вашими во гневе – неизвестно, в какой момент человек может предстать перед Богом. Поэтому состояние должно быть мирное, спокойное и покаянное, чтобы ты не с грехом пришел к Богу. Так что перед сном мы должны провести анализ своего дня, своих поступков и только после этого отходить ко сну: прежде чем заснешь, – соверши покаяние.

И еще. Насколько человек воспитывается, когда он проводит анализ, думает, что сделал правильно, а что нет – и наутро встанет с мыслью, что днем будет делать дела, согласные с его совестью, а не те, которые приведут к печали, внутреннему переживанию в тот вечерний час перед сном, когда он будет анализировать все совершенное за день. Тем самым он будет готов и к Исповеди.

Недавно меня поразила одна раба Божия, которая пришла на Исповедь. У нее записан каждый день. Она исповедуется раз в месяц, и за каждый день у нее записаны неправильные поступки. То есть каждый день она садилась и, по слову псалмопевца Давида, на ложе вашем умилитеся. Она не каялась в каких-то помыслах – эта работа очень сильная, для монашествующих. Она задавалась вопросом: «Почему я так поступила?» И отвечала: «Я недостаточно была смиренна, терпелива, подготовлена». И так на каждый день – это была интересная, глубокая Исповедь.

Псалмопевец дальше продолжает: «Пожрите жертву правды и уповайте на Господа». То есть принесите жертву правды – жертву праведности. Жертва Богу – это не всесожжения, которые были в Ветхозаветной церкви. Жертва Богу – не внешний знак. Жертва – это праведность, праведная жизнь, добродетельная, когда человек наполнен смирением, кротостью, терпением, добрыми делами по отношению к своим близким. Это приятно Богу. И когда человек приносит именно такую жертву, он уповает на Господа. Он со смирением и надеется на то, что Господь никогда не оставит такого человека.

«Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи»… Очень интересное мессианское место. Кто явит нам благая? Конечно, явит Господь благая. Человек неверующий может уповать только на свои земные успехи, но они очень сильно оскудевают, и человек не получает благая. А верующий знает, что благая – все от Господа.

«Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». Конечно, Господь и видимым знаком просвещает лицо такого человека. Мы говорили, что многие изумляются, когда общаются с верующими, монашествующими, – почему они такие светлые? Потому что «свет Христов просвещает всех» – Господь Своим Крестом просветил, освятил и озарил весь свет. Здесь – пророчество Давида, что настанет такое время, когда Господь освятит светом Своим всех верующих в Него через Христа, Спасителя нашего. Так и происходит: верующие по сей день имеют свет Лица Божия и этим светом озаряются.

«Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася». Веселие сердца тоже подается Духом Святым – не от земного богатства получает человек веселие и радость, а от общения с Богом через молитву.

«В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси»… Усну и почию. Тут и пророчество о Христе Воскресшем, о каждом человеке. Давид о себе говорит: «Я спокойно иду, Господи. Я все совершил и буду почивать до дня Твоего пришествия в этот мир и до дня Твоего Воскресения», потому что Господь по Своем Воскресении сошел во ад и вместе со всеми праведными вывел из ада и душу Давида. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс