Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Мне нравится пересматривать фильм «Остров». Не весь целиком, а те отрывки, в которых старец Анатолий, чумазый, полусогнутый, бегает со своей тележкой по шатким мосточкам от угольной кучи до кочегарки и обратно. Какой короткий, но спасительный путь! Подвижник ходит по нему долгие годы, и внешне выглядит так, будто он бегает по кругу, но это лишь внешне.
А внутренне он совершает то самое умное делание, которое поначалу очищает человека от страстей, а затем преображает его душу. Хотя в этом фильме даже внешняя сторона таких аскетических усилий не оставляет нас равнодушными, более того, мы можем уловить духовную глубину этого подвига, когда слышим покаянные слова Иисусовой молитвы. Их отец Анатолий повторяет на протяжении многих лет, вымаливая у Бога прощение за свое преступление.
Удивительно, что в художественном фильме мы смогли хотя бы приблизительно увидеть тот самый аскетический подвиг, совершать который надлежит каждому из нас. И суть его не в том, чтобы катать груженую тележку или спать на угольной куче. Нет! Суть его в исполнении слов Спасителя: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие достигают его». Это Царствие достигается борьбой, подвигом, через которые человек с Божией помощью преодолевает на своем пути все помехи, все препятствия, и прежде всего внутренние – страсти. Как сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «подвижничество, то есть аскетика, есть искусство или наука, имеющая конечной своей целью достижение Царствия Небесного, а ближайшая задача – достижение чистоты сердца. И без второго первое получить невозможно». О том, как решать эту задачу, наш сегодняшний разговор.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского женского монастыря в Москве: – Нельзя не согласиться с тем, что спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Сейчас такое время, что нас без нас никто спасать не будет, и нужно позаботиться о собственной душе. И начинать нужно, как мы уже с вами размышляли давеча, с диагноза, с определения существа своей духовной, душевной болезни, нездоровья.
Церковь не зря именуется врачебницей, или лечебницей, училищем покаяния. Ходи в Божий храм, читай неспешно дома Священное Писание, особенно Новый Завет. Прибавь к этому чтению святоотеческие труды, и в первую очередь отечественных писателей – епископа Феофана Затворника (Вышенского), епископа Игнатия Кавказского (Брянчанинова). Молись и по молитвослову, и своими словами, вверяя себя всецело Небесному Отцу, проси Его с доверием: «Боже, милостив буди мне, грешному! Даруй мне зрети (увидеть) мои согрешения!» Приступай к Исповеди, как будто в первый и последний раз одновременно, никогда себя не оправдывая, не ссылаясь на обстоятельства. Рази змия во главу! Проси того батюшку, которому доверяешь, чьи советы для тебя будут авторитетны и чья добрая жизнь является свидетельством его мудрой компетентности, еще тебе помочь: «Батюшка, как Вы видите: какие во мне живут страсти? В какой последовательности с ними надо бороться? Что мне мешает приблизиться к Богу?» И все это вместе сложив, вы получите искомое, увидите свой «фоторобот»: «Его ищет милиция!»; поймете, из каких недугов соткано ваше исподнее, ваш ветхий человек (это термин), или тело греховное. Обрати внимание, что Священное Писание телом греховным, или телом греха, не называет наши кости и плоть, бренное тело, но именует так самый грех, который пронизывает своими темными волокнами и душу, и тело.
Итак, перед вами откроется подлинная картина. Увидев ее, не нужно впадать в уныние и отчаяние, потому что Божий дар, Божия милость всего прежде проявляется в самопознании: мы убедимся, что весь методический материал, который у нас есть под руками: книжечки с перечислением грехов, пособия, называющие основные страсти человеческого сердца – все это ближайшим и теснейшим образом соотносится с нами. Слава Тебе, Господи! Глазами, «как у испуганной орлицы», я, наконец обратившись к самому себе, уразумел, что «эта песня» обо мне. Я вижу, что я действительно тяжелобольной. Я вижу, что мною, хотя бы по временам, обладают страсти. Я вижу, что нахожусь по этой самой причине в зависимости от злого духа, который не спит и не ест, а ищет моей погибели, дергая веревочки страстей тщеславия, пресыщения, раздражительности и таким образом пытаясь меня вывести вон из лона Матери-Церкви с тем, чтобы разделаться со мной на стране далече.
«Господи, дай мне разум и силы порвать эту зависимость!» – взываю я. И начинается сама борьба с искренней глубокой Исповеди (если ее еще не было в вашей жизни) так, чтобы вспомнить себя с детских лет по нынешний день и без утайки обнажить все самые неприятные и болевые точки, собрав ведомые и неведомые грехи в единый сосуд покаяния и ввергнуть его в море милосердия Божия. Вот с этого только и нужно начинать, это отправная точка нашего движения в Небесный Иерусалим. Без Исповеди, которая бы обнажила наши тайные грехи, нечего и думать ни о какой аскетике, потому что плодом такого откровенного покаянного разговора будет следующее: Божественная благодать, сокрытая в твоей душе с момента Крещения, находящаяся под спудом, как будто бездействовавшая 15, 30, 40, 50 лет, подобно источнику, бьющему и растекающемуся по поверхности земли, когда разобраны завалы, бетонные плиты, камни, сор, глина, начнет невидимо, неслышно журчать и действовать в душе, освобожденной от греховного мрака, омытой Кровью Господа Иисуса Христа в таинстве Покаяния. Божия благодать помажет наши мысли, и мы увидим то, чего раньше не видели внутри самих себя. Она распространит наше сердце и, наполнив его совершенно неведомым дотоле миром, научит нас чувствовать, подмечать внутренне тот момент, когда страсть, затаившись, как гадюка под корягой, вдруг подымет свою безобразную главу и придет в движение.
Искренняя, истинная Исповедь просвещает человека, возвращая ему внутреннее зрение, способность к интроспекции – пребыванию внутри самого себя. Так что ты, покаявшись и очистившись от грехов, становишься многоочитым херувимом, садовником, бдительно смотрящим, наблюдающим за драгоценной розой (это и есть Божия благодать), которую тебе должно окучивать. Растет роза сама, но обеспечить ее рост – это твоя непосредственная задача. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.