Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (42) → Древняя обитель. Верхотурский Покровский женский монастырь

Древняя обитель. Верхотурский Покровский женский монастырь

№8 (42) / 8 января ‘96

Екатеринбургская епархия

Покровский женский монастырь, находящийся в городе Верхотурье, имеет долголетнюю историю. Древнее Верхотурье в 1998 г. отметит свое 400-летие. Этот пограничный и таможенный пост между Россией и Сибирью в начале своей истории активно заселялся православными людьми из Новгородского, Вятского, Вологодского края. Среди семейств, укоренившихся здесь, вскоре появились благочестивые женщины, стремившиеся к иноческому уединению.

В 1621 г. из стольного града Москвы следовал в кафедральный Тобольск архиепископ Киприан. К нему-то и обратились с ходатайством будущие монахини. Они просили разрешить построить храм и дать возможность жить отдельной общиной. По архипастырскому благословению за городским острогом был поставлен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а возле него — келии. Так началась история Покровского девичьего монастыря — первой женской иноческой обители в Сибири. Возглавила монастырь игуменья Анисия.

В 1622 году Анисия с сестрами (а было их тогда всего 10) обратилась с челобитной к царю Михаилу Федоровичу, сетуя на нехватку богослужебных книг, отсутствие колоколов на церкви, скудость средств на пропитание. Через несколько месяцев верхотурский воевода Пушкин получил государеву грамоту. В ней говорилось: «…велети то наше богомолье, Покровский монастырь, устроити, церковь и кельи, и ограду около монастыря, чтоб им в мире не шататца и с мирскими людьми не жити, и пожаловати бы их милостыней, хлебным и денежным жалованием… на нынешний год на один дати по два рубли старице, и впредь устроити их по нашему прежнему указу землею, пашнею и рыбными ловлями, … чем бы сытым быти».

С этого времени монастырь существовал довольно благополучно. Его поддерживали не только царское благоволение, труд на сельниц, но и помощь граждан города Верхотурья. Особенно усердным и щедрым благотворителем был Максим Походяшин — основатель Богословских горных заводов.

В середине XVIII столетия процветанию Верхотурья пришел конец. Сибирский тракт изменил направление и пролег через Екатеринбург, закрылась таможня, да еще истребил город ужасный пожар 1738 года.

Для монастыря особенно удручающей стала смерть Походяшина, всяческая финансовая помощь обители прекратилась, завершив таким образом, первый этап ее существования. В 1782 г. Покровская женская обитель была упразднена, а находящаяся в ней церковь сделалась приходской.

Монастыря не стало, однако «жены и девы, ищущие иноческой жизни», не хотели уходить от священного для множества россиян места, где находились мощи Святого Праведного Симеона Верхотурского. Они, как пишет история, «продолжали привитать» все при той же Покровской церкви.

Эта частная община женщин была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни. В 1889 г. образовано было здесь «Богодельное женское общежитие», смотрительницей которого утвердили Августу Павловну Панову. Общежитие, в свою очередь, вскоре стало Покровской женской общиной, которая открылась ровно 100 лет назад, 27 марта (по старому стилю) 1896 г. Августа Панова (в монашестве — Агния) возглавила ее в должности начальницы.

Деятельнейшее участие в восстановлении Покровской общины приняли настоятель Верхотурского Николаевского монастыря — архимандрит Григорий и его мать Мариамна Тимофеевна Зеленина (в иночестве — монахиня Мария). Архимандрит Григорий пожертвовал сестрам общины 25 тысяч рублей. Проценты с этого капитала должны были обеспечивать насельниц материально. На средства этого же человека при помощи возглавляемого им Николаевского монастыря в Покровской общине был построен большой деревянный дом, отремонтированы надворные постройки.

Мариамна Зеленина пожертвовала сестрам обширную усадьбу, в которой Покровская община собственно и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры, книзу от мужского монастыря. В дальнейшем к владениям Покровской общины присоединились еще четыре городских усадьбы, 100 десятин земли в Туринской казенной даче.

Начальница — матушка Агния — была деятельной женщиной. Ее стараниями заложили 13 сентября 1898 г. новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и вскоре закончили (освящен 11 сентября 1902 г.); отстроился большой дом для начальницы, сестер, мастерских и трапезной.

В начале нашего века в Покровской женской общине проживало до 130 сестер. Они возносили молитвы, а хлеб свой добывали в поте лица: засевали пашню и огород, косили сено, шили облачения, платья и обувь, ткали холст и половики, делали искусственные цветы.

Октябрьская революция 1917 г. прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви.

Территорию общины занял в начале 20-х годов детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но столь же твердо и оставшиеся сестры желали свою общину сохранить. Ими создана была сельскохозяйственная артель «Надежда» (надежда монахинь, верно, была на то, что минут недобрые времена, перейдутся а благочестие — вечно). Пахать-сеять обитательницам Покровского монастыря было не привыкать, жить остались тут же, при церкви. Артель «Надежда» обрабатывала участки земли, что располагались по речке Черной. Дела шли неплохо, об этом можно судить хотя бы по заявлению Тагильского райисполкома о том, что монахини «экономически укрепляются». Сказано это было на заседании 16 апреля 1924 года, где вопрос о судьбе Покровской женской общины поставили, как говорится, ребром. «…Наличие своего укрепления исключительно направляют в плоскости религиозного уклона, … помещаясь с детским домом в одном здании, распространяют свое влияние на население города и вне его», — таково было основное обвинение членам сельхозартели. Повод для закрытия «Надежды» найти было легко: не заключили договор на аренду земли, не представили земотделу «производительный план», не отчитались, а потому было решено: «… участки со всем изъятым инвентарем приписать к организуемому в Верхотурье Детскому городку, из здания, занимаемого детским домом, артель выселить, утвердить постановление Верхотурского райисполкома о закрытии церкви».

Так закончилось существование Покровского женского монастыря, для того (скажем сегодня), чтобы, возродившись, продолжиться вновь. Мы же, как отметил один из историков начала века, отдадим «дань признательности и чести забытой старине …служившей на благо Святой Церкви и Отечеству».

25 декабря 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. И первой его настоятельницей стала монахиня Василисса. На ее плечи легли самые тяжелые испытания душевные и телесные. Она отдавала все свои силы на возрождение обители, несмотря ни на какие препятствия. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать «штурмом». По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван», и началась его реставрация, но матушке Василиссе не суждено было по промыслу Божию продолжить сие дело, и в день 31 декабря 1993 года, когда празднуется память Праведного Симеона Верхотурского, а она и прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день, Милосердный Господь призвал ее в свои небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма. Затем временно управляла монастырем монахиня Елисавета (ныне настоятельница Николаевского Туринского женского монастыря). Она продолжила дело монахини Василиссы, и Покровский храм начал потихоньку реставрироваться. Однако уже при новой настоятельнице монахине Софии реставрация храма приходит в свою завершающую стадию. Много забот у настоятельницы. Прибавилось количество сестер, появилось свое хозяйство, скот, куры и т. д. — все это требует массу времени, но Матерь Божия не оставляет своих сестер и под ее омофором процветает и обитель.

О. БУХАРКИНА,
научный сотрудник Государственного архива Свердловской области

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
 
Событие

«Зеленый свет» вандалам

Наша газета в №3 за этот год сообщала о кощунстве, совершенном неизвестными в ночь с 6 на 7 января. Установленный на месте алтаря снесенного Екатерининского собора крест в Рождественскую ночь был спилен. Вот какая реакция правоохранительных органов последовала за этим.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс