Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьная пора

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьная пора

№9 (858) / 1 марта ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857)

Что Вы думаете об игрушках в школе, которые дети с собой приносят и вместо учебного процесса занимаются игрой?

– Знакомая ситуация, особенно родителям первоклассников. Чуть меньше играют дети во втором классе и не могут быстро переключится на учебную деятельность, что вполне естественно. Здесь нет патологии, ребенок не может быстро переключится от игры к учению, и пока учеба не стала более ярким и замещающим игру занятием, дети будут ходить в школу с игрушками. Здесь две стороны этого действа. Первая сторона, когда ребенок абсолютно отказывается учиться и заменяет все учебные предметы игрой со своими игрушками, он приносит их из дома, он достает их в начале урока, он их расставляет на парте, он приобщает к этой игре соседа и просит его быть партнером в игре. Он, конечно же, отвлекает других детей, потому что они тоже не так быстро переключаются на учебную деятельность и те игрушки, которые стоят на парте, им более понятны и знакомы, чем то, что им предлагается написать в тетради. На такое поведение есть смысл прореагировать специальным образом и подумать над тем, что может быть дать ребенку наиграться дома настолько сполна, чтобы, может быть, и проигрывая что-то дома, ребенок завершал эту игру и приходил в школу, как будто бы тот процесс игры, который его привлекал, он завершен. И тогда у него есть момент учебы в школе, именно для того, чтобы учиться, а не играть. Другая ситуация, если ребенок говорит, что я буду брать игрушки в школу, чтобы играть на перемене. Это нормальная ситуация, можно брать игрушки, можно ими играть на перемене, но имейте в виду, что ребенку не просто переключиться от игры, которую он начал на перемене к уроку, который продолжается после перемены. Прозвенел звонок и ребенку нужно резко переключиться от игры к учебному занятию. Ребенок не может это сделать быстро, и он вынужден внутри себя какое-то время потратить на то, чтобы процесс игры завершить, и конечно, в эти 10–15 минут он отсутствует на уроке, он продолжает играть. Поэтому, какие игрушки ребенок с собой возьмет в школу, как родитель сопроводит ребенка, когда он будет их брать, играет важное значение.

Как правильно себя вести, когда ребенок берет своих кукол, роботов, машинки, ведь рюкзак школьный не безразмерный, можно места не найти для учебников.

– Если ребенок берет с собой какую-то игрушку, есть смысл спросить: а как ты будешь играть? Если ребенок говорит: я не знаю, как, нужно найти время, чтобы поговорить, как он будет играть. С одной стороны, процесс игры или прогнозирования игры мы начали, а иногда бывает так, что ребенок родителю рассказал, как он будет играть, положил игрушку и ушел без нее. То есть, он в этом рассказе уже прожил тот момент игры, который он предполагал осуществить в школе. Если ребенок говорит о том, что поиграет и рассказывает, как вы понимаете, что процесс игры будет по времени достаточно продолжительным, тогда можно сказать ребенку так: давай ты поиграешь каким-то образом, так, чтобы хватило этого времени ровно на перемену и приступишь к уроку. Здесь важна установка родителя на то, что игрушка – это хорошо, она никуда не денется, она может ждать тебя дома, она может полежать в портфеле, а вот урок он не повторится никогда и то, что рассказал тебе педагог в тот момент, когда ты играл, то вероятно, ты уже больше не услышишь, а может быть даже уже и не поймешь. Поэтому выбор, что является приоритетнее, – приоритетнее узнавание чего-то нового на уроке. Ребенок должен понимать, что урок – это что-то важное и неповторимое. И даже иногда, когда дети прослушали какой-то материал, педагог не может объяснить его точно так же. А, вероятно, первый рассказ о каком-то новом знании был бы для ребенка более понятным, чем второй способ, который использовал педагог или третий. Поэтому запрещать играть или ходить с игрушками ребенку не нужно, но давать понять, что игрушка или игра никуда не денется, ты можешь начать ее в любой момент, а урок – это что-то неповторимое, это очень важно.

До недавнего времени существовало и, наверное, до сих пор существует такое мнение, что система образования – это самодостаточная система и если ребенка отдать в школу, то все будет хорошо, там он получит образование и мало-мальское воспитание.

– Я бы добавила, что родители иллюзорно представляют, что и без их участия в школе ребенок сформируется как самодостаточная личность. Хотела бы родителей предупредить о том, что современная школа, наряду с тем, что она включает в себя все эти моменты и аспекты развития ребенка, и его воспитание, и формирование его как личности, и привитие ему определенных знаний, умений, навыков, все-таки очень серьезно опирается на семью. И без участия семьи школа не может выполнить вот этих вот функций и задач. Поэтому сотрудничество школы и семьи должно быть очень плотным и очень постоянным, системным. Родителям первоклассников нужно понимать, что если не вникать в особенности учебной деятельности, учебной организации, не представлять, что с ребенком происходит в школе, невозможно контролировать процесс его развития и процесс усвоения тех правил, тех знаний, которые происходят в школе. Поэтому, хотя здесь тоже нужно соблюдать определенную меру, чтобы не переборщить вот с этой включенностью. У нас есть родители, особенно мамы, которые при поступлении ребенка в первый класс устраивают себе такой декретный отпуск и начинают посвящать это время ребенку и ходят на занятия, они ждут ребенка прямо в школе, на переменах, спрашивают, «как тебе было», «что с тобой». Такое поведение это тоже некий перегиб, не стоит так ребенка опекать в школе, он будет считать себя недостаточно полноценным, потому что таких родителей не так много, и он будет считать, что это что-то с ним не так, а не с его семьей или родителями. Такая золотая середина с интересом к школе, пониманием того, что там своя система, в которую надо встраиваться, надо подстраиваться под нее. Это не семья будет диктовать школе, как нужно обучать ребенка и подходить к нему, это школа будет говорить родителям и семье, как правильно учить уроки, как правильно реагировать на замечания, как правильно поощрять, а может быть и наказывать. Какие-то рекомендации учителей будут для родителей помощью в контроле и в сопровождении его в обучении. Поэтому задача семьи – это понять систему школьного обучения, обязательно наладить хорошие отношения, доверительные отношения, сотрудничающие с учителем школьным, и контролируя процесс опеки, участвовать в жизни ребенка, школы.

Вроде бы ребенок идет в школу, а учиться выстраивать отношения нужно родителям.

– Да, по крайней мере на первом этапе эта ситуация выглядит таким образом. Родителям просто невозможно будет помогать ребенку, не понимая, в чем он ему помогает. Родитель не сможет готовить элементарные предметы, не понимая, какие критерии к ребенку предъявляет школа. Даже если родитель педагог, та система, в которой либо он обучает своих детей, либо обучался сам, она может отличаться с той, в которой будет учиться ребенок. Поэтому есть смысл проявить серьезный интерес и понимание того, что из себя представляет программа школьная и та система, в которой будет учиться ребенок.

Все-таки не так много времени нужно для того, чтобы вникнуть в процесс обучения своего ребенка?

– Конечно. Вообще, бывает это интересно сделать. Моя дочь учится во втором классее и прошлый год для нас был вот таким первым этапом и мне показалось это интересным. Это не так, как, например, с первым ребенком, который закончил школу 2 года назад, и это не так, как мы учились. Поэтому замотивировать себя интересом к тому, что это иначе и что ребенок, изучая, например, тот же окружающий мир, который знакомит совсем с другими темами, не с теми, что учили мы, он будет по-другому воспринимать окружающий мир, то есть из него будет формироваться немного иная личность, это здорово, мы будем понимать, как будет развиваться наш ребенок.

То есть получается, внутренняя мотивация родителей помогает ребенку проявить какой-то интерес к учебе.

– Вообще бывает так, что когда родителю становится интересен предмет, которым занимается ребенок, ребенок смотрит на родителей и говорит: «Если ему так интересно, дай-ка я тоже этим займусь!» И начинает вникать в этот предмет, в эту дисциплину и постепенно он становится более заинтересован и начинает говорить родителю: «Посмотри, что я узнал!» То есть он вступает в несознательную конкуренцию с родителями, несмотря на то, что тебе это было так интересно, я знаю об этом больше. Это здорово! Это и есть процесс обучения. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Ирина Еремина

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс