Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К десятилетию со дня кончины отца Иоанна Крестьянкина
Наша передача посвящена памятной дате – десятилетию со дня преставления нашего дорогого и любимого отца Иоанна Крестьянкина, архимандрита Псково-Печерской обители. Как монастырь отмечает памятную дату?
– По завещанию самого старца в монастыре отмечаются три даты: день его рождения – 11 апреля, день ангела – 13 июля, Собор двенадцати апостолов и, конечно, день кончины, день рождения для вечности,– 5 февраля. Это произошло в 2006 году. Батюшка всегда советовал вспоминать усопших, отошедших в вечность, в эти три даты: день рождения, день ангела и день кончины. И мы стараемся соблюдать это наставление.
Все прошедшие десять лет осмысливается служение отца Иоанна, ставшее духовным ориентиром в жизни многих сотен и тысяч паломников, духовных чад отца Иоанна. Например, мне в память врезалось такое наставление, успокоившее мою душу. Мы с ним сидели на диванчике, и я задал вопрос, с которым обращался ко многим: «Что же главное в духовной жизни?». Он, как обычно, вначале посмотрел на икону – это явно молитвенный момент обращения к Богу, чтобы Он открыл истину, а затем, через 2–3 секунды, четко и ясно, как всегда говорил, ответил: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом».
Помню, как в одной из наших бесед отец Иоанн сказал о нашем времени: «Ныне нельзя жить безрассудно». Мы должны учитывать те условия, в которых живем, а это и огромный поток информации, который обрушивается на современного человека. Отец Иоанн любил повторять слова святителя Василия Великого: «Все с пользой».
Второй момент нашего времени – это слабое здоровье. Даже если в нашем монастыре сравнивать нынешних послушников с теми, кто приходил в 70-е годы, здоровье теперь слабое. Думаешь, может быть, человек изнеженный, потакает себе, а потом понимаешь, что не в этом дело. И это тоже надо учитывать.
В-третьих, если поколение отца Иоанна с детства воспитывалось в Православии, и он помнил своего священника и церковного старосту дворянского происхождения, который заботился о храме, то современный человек лишен всего этого. Где-то он услышал о Боге, может быть, даже при каких-то трудных жизненных обстоятельствах, обратился к Нему. Если этого не учитывать, то как можно не просто жить в современном мире, а жить спасительно. Батюшка так пояснил своей ответ «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Бог управляет миром, по катехизису мы знаем, что Бог добру помогает, а зло пресекает или обращает к добрым последствиям для души. То есть, как говорил отец Иоанн: «Все от Него, к Нему и все Им – Богом».
Второе – это рассуждение. Действительно, это главная добродетель старчества, чтобы открыть волю Божию. Все, кто беседовали с батюшкой, отмечают, что они чувствовали его молитвенное предстояние перед Богом, чтобы узнать волю Божию.
И следующий, не менее важный момент. Рассудить-то мы рассудили, но, как сказал батюшка: «Свою совесть, свое рассуждение надо проверить совестью другого человека, близкого нам: будь то духовник, в семье муж, жена или благочестивые друзья». Как пишет Феофан Затворник: «Имей советника духовного, близкого тебе по духу».
И три этих условия должны быть соблюдены с верой в Промысл Божий, которая, прежде всего, предполагает молитву: «Господи, открой через духовника Свою волю Божию». Ведь воля Божия – всесовершенная. Мы не компьютер, не можем порой просчитать самые простые вещи, бытовые или связанные с нашей служебной деятельностью, а у Бога все это просчитано.
И потому Промысл Божий отстоит от нас, как небо от земли, и увидеть, почувствовать и рассудить его – очень важно. Рассудили – а теперь проверим свое рассуждение совестью близкого человека. Бывает, начинаешь говорить с батюшкой о том, что тебя волнует, какое думаешь принять решение, и, уже произнося эти слова, начинаешь понимать, прав ты или не прав.
Вот эти три краеугольных камня – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом – очень для нас важны. Это путь стяжания Духа Святого.
Наверное, в эти дни много паломников. Как монастырь принимает приезжающих?
– У нас уже сложилась традиция отмечать день отца Иоанна (будь то день рождения, обычно, связанный с Великим постом, день ангела и день кончины) в таком богослужебном порядке. Как всегда, две Божественных литургии – ранняя и поздняя, после каждой из них – панихида в храме. После панихиды мы идем в Богомзданные пещеры к месту упокоения батюшки и служим литию. Почему мы воздерживаемся там от панихиды? Потому что много людей, свечи гаснут, поэтому мы практикуем таким образом. Но все довольны: мы помянули батюшку и на Божественной литургии, и на панихиде, и у его могилки. Что удивительно – множество чудес свершилось за эти десять лет по вере в молитвы отца Иоанна.
После того как помолились, в 13 часов, братская трапеза. На Успенской площади чай (что особенно востребовано зимой), пирожки, мандаринчики. Батюшка всегда любил угощать приходящих к нему, у него под коечкой даже был «сосуд» с мандаринчиками (келья была тесненькая), вручал и какие-то конфеточки. Через это проявлялась батюшкина любовь, и мы это стараемся делать.
После трапезы обычно проходим в батюшкину келью и служим там заупокойную литию. В послеобеденное время на месте погребения бывает еще одна лития или даже панихида (это зависит от числа паломников). Потом делаем еще одну трапезу.
Хотелось бы поговорить о современной жизни монастыря.
– Слава Богу, Псково-Печерский Успенский монастырь за свою более чем пятисотлетнюю историю никогда не закрывался. Очень важно, что основателем монастыря является преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский. А мученики, судя по житиям святых, имеют особое дерзновение перед Богом. Из житий мы знаем, что мученики таинственным образом обходят места своих подвигов и помогают. И такое духовное действие преподобномученика Корнилия чувствуется в истории обители. 1920–1940 годы – везде в России рушатся и закрываются храмы, а здесь передвигается граница, чтобы сохранился монастырь.
Еще такой факт. Сету – местная народность, для которой преподобный Корнилий строил храмы, помогал материально, когда бывали эпидемии, ходил и поддерживал людей, участвовал в таинстве Елеосвящения и т.д. – до сегодняшнего дня помнят, что они православные. У них сохранилось предание, которое они передают друг другу: «Будут проблемы – приходите к Корнилию, он помощник и заступник сирот и всех, кто находится в трудных жизненных обстоятельствах».
Очень важная традиция монастыря – это богослужение. Оно впитало в себя уставы и особенности, в первую очередь, богослужения Киево-Печерской лавры, потому что первые монахи, по преданию, пришли именно оттуда. В XX веке были наместники из Троице-Сергиевой лавры, из нее тоже приходили традиции, например, братский молебен начал служить архимандрит Алипий (Воронов).
С 1920 по 1932 год настоятелем был епископ Иоанн (Булин), у него были традиции Александро-Невской лавры, в которой он подвизался. Пришли валаамские старцы и внесли в расписание богослужений полиелей преподобным Сергию и Герману Валаамским.
Батюшка отец Иоанн привнес в богослужебную практику лучшие образцы московской школы. Сейчас наша задача – сохранить это богатство и красоту богослужения.
Другое направление – это душепопечение. За двадцать лет, которые Господь сподобил меня потрудиться на послушании наместника, произошла полная смена поколений. Это болезненно и трудно. Главная задача, которую я определил для себя, – сохранить преемство, в первую очередь, душепопечение. На сегодняшний день у нас старец архимандрит Андриан (Кирсанов), батюшке уже 93 года, и он продолжает эту традицию. Много лет я старался пригласить схиархимандрита Никона (Антонова), которого знаю с детства, когда мы приезжали еще школьниками в 70-е годы. С детства его мама и он сам находились под руководством отца Иоанна. И он подготовил себе замену, принял у нас схиму и сейчас продолжает служение отца Иоанна, принимает народ, люди приезжают даже с Дальнего Востока, чтобы услышать слово назидания, получить благословение и узнать волю Божию.
Есть и социальное служение – каждый день выдается 70 благотворительных обедов, 12 человек проживает в Доме милосердия, 8 человек мы обслуживаем по месту жительства. С прошлого года у нас строится здание расширенной социальной службы имени праведного Иоанна Кронштадтского, где будет развиваться консультативно-обучающее направление.
Общаясь с людьми в трудных жизненных обстоятельствах, узнаешь, что они и готовы бы работать, но у них, например, не в порядке документы. Значит, необходим юридический консультант, который и будет в этой службе. Кто-то хотел бы получить специальность электрика или водителя – мы оплачиваем их обучение в Пскове, и они получают специальность. Все это востребовано и будет в консультативно-обучающем центре.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла важным направлением является развитие паломничества. Раньше как было? В первый раз я приехал в Псково-Печерскую лавру в 1968 году на весенних каникулах, нас с мамой было пять человек. Мы ходили в один дом, другой, но нас нигде не принимали, и только где-то на самой окраине нас устроили, две ночи мы ночевали на полу, сходили в храм, получили благословение лично отца Алипия.
Вначале нам показалось, что если восстановить монастырскую гостиницу (она называлась Странноприимный дом), проблема будет решена, в том числе за счет благочестивых бабушек, живущих рядом в частном секторе. А потом оказалось, что бабушек таких уже нет, да и современный человек требует определенного уровня цивилизации.
С Божией помощью, при активном участии нашего Владыки митрополита Евсевия и губернатора Псковской области мы получили помещения воинского городка. Часть была расформирована, у зданий было уже 80% износа. По благословению Владыки мы обращались и к Президенту, и к премьер-министру Российской Федерации, и 23 февраля 2012 года нам этот городок передали. На сегодня у нас восстановлены: здание штаба – на 115 мест, бывшая казарма – на 350 мест. Мы сохранили музей воинской части, привели в порядок конференц-зал бывшего клуба, где теперь оборудован класс и занимаются два военно-патриотических клуба – «Патриот» и «Рубеж». Оборудовали для них спортзал, сохранили стадион. Сейчас работаем над летним корпусом на 250 человек.
По правилу Василия Великого, паломнику предоставляется три дня, чтобы исповедоваться, причаститься – приступить к таинствам обновления души. За это время человек может побеседовать с духовником. У нас нет никакой определенной таксы, все на пожертвование, как это традиционно и было. Нас радует, что многие и многие приезжают вновь. Очень активно приезжают из Белоруссии, Волжского региона, но в основном летом. Санкт-Петербург нас поддерживает, потому что старец Симеон после Великой Отечественной войны имел очень много духовных чад в Санкт-Петербурге.
Наш батюшка отец Иоанн Крестьянкин – ярчайший образец уже обретенного Царства Божия в сердце человеческом. Например, у него прозвучала такая фраза: «Почему я так летаю? Потому что совесть спокойна». Это искание Царства Божия было присуще ему с детства. Называют разные даты, а я как-то слышал, что батюшка чуть ли не в 6 лет определился, что будет монахом. Он стремился к этому. Был в его жизни такой момент. Его старший брат, который занимался в Орловском театре париками и очень помогал батюшке окончить техникум, предлагал ему пойти работать в театр: «Смотри, Ваня, как будет здорово: «Парики – Крестьянкин К. (Константин), а например, костюмы – Крестьянкин И. (Иван)». Батюшка твердо ответил ему: «Нет. Спасибо, что ты мне помог, братец, но у меня своя цель и свой путь – я хочу быть священнослужителем и монахом». И только в 1945 году смог он достичь этой цели.
Помню, что когда отец Иоанн Кронштадтский не был еще прославлен, у батюшки на столе была его фотография в рамочке. Или когда мы говорили «Христос посреди нас», он произносил слова «живый и действуяй» из дневника «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского, который был для него образцом.
Когда батюшку арестовали, у него был такой диалог со следователем.
– За что Вы меня арестовали? – спрашивает батюшка.
– На Руси всегда было так, – говорит следователь, – вначале идет стадо, потом пастух, а не наоборот, как у вас.
Это была и шутка, и в то же время была здесь и определенная доля истины, потому что батюшка был духовным лидером – служил с восторгом, готовился к таинствам.
На мой взгляд, служение батюшки как пастыря является примером для всего XXI века, подобно тому, как для XX века примером был преподобный Иоанн Кронштадтский.
Когда батюшка приходил на Исповедь, у него была специальная сумочка, из которой, приняв Исповедь, доставал он какую-нибудь памятку, например, Покаянный канон или молитву за родных и близких. Батюшка любил краткую молитву митрополита Антония (Блума): «Боже, Ты знаешь все и любовь Твоя совершенна, возьми же эту жизнь в Твои руки и сделай то, что я жажду сделать, но не могу». В свое время я попросил его собрать эти памятки, а когда появилась возможность их издать, они вошли в книгу. И для нас очень и очень важно продолжение старческого служения отца Иоанна.
А как батюшка относился к своему старчеству?
– Очень скромно, говорил: «Я не старец, я старичок, а вот старцев я видел: этот человек входит в комнату, и ощущение, что он несет полный сосуд чистой родниковой воды и боится ее расплескать». Такое у него было сравнение. Но, конечно, батюшка был старцем. Мы знаем, что у батюшки были явные знамения этого: ему была передана мантия Амвросия Оптинского и т.д. То есть это был настоящий старец, который имел и рассудительность, и опыт, и практически сорок лет подвизался в обители, продолжив старчество преподобного Симеона, который в свое время сказал об отце Иоанне так: «Это земной ангел и Небесный человек».
С кем из отцов любил общаться батюшка? К кому ездил в гости, кто приезжал к нему?
– Каждый год батюшка ездил в отпуск,чтобы собраться с мыслями. «Лечебный отпуск» – так он его сам называл. Последние двадцать лет батюшка проводил этот отпуск в Вярске. У него был свой распорядок дня, в который включалась молитва, прогулки в лес, чтение святых отцов. И когда мы приезжали поздравить батюшку с днем ангела 13 июля на Собор святых апостолов, он всегда вручал нам выписанную своей рукой фразу, наставление, над которым сам много размышлял.
Конечно, к батюшке приезжало много священников, которых он очень поддерживал, особенно в то время, когда не было церковной утвари. Кому-то подарит облачение, кому-то копие, кому-то сосуды. Это делалось с риском для его служения, особенно во времена Хрущева. И самое главное – он отвечал на недоуменные вопросы священнослужителей, особенно молодых. Иногда это была одна-единственная встреча, но человек получал ориентиры на всю жизнь.
Любил батюшка съездить и в местный приход пророка Илии в Юшково, рядом находилась церковь Серафима Саровского. Там были два подвижника – архимандрит Паисий (Семенов) и архимандрит Кенсорин. И более выездов не было. В свое время батюшка ездил за святым миром для епархии, и когда встретился с Патриархом Пименом, тот попросил: «Отец Иаонн, всегда, когда бываете у нас в Москве, заходите ко мне». Они беседовали на духовные темы. Но выезжал батюшка очень редко, в основном в отпуск.
Расскажите о последних годах жизни батюшки. Как он готовился к переходу в другую жизнь?
– 2000 год от Рождества Христова был, на мой взгляд, годом необыкновенного подъема. Мы закрыли многие хозяйственные проекты, чтобы помочь восстанавливающимся монастырям. Батюшка тоже готовился с большим подъемом. Только один раз мы беседовали с ним о его погребении. Сели на диванчик, и батюшка говорит: «Я бы хотел быть погребенным рядом с епископом Феодором (Текучевым)», это в храме Воскресения Словущего в Богомзданных пещерах. Был 2002 год, и я сказал: «Батюшка, мы передали документы на канонизацию старца Симеона, надеемся, что она состоится, и тогда местом Вашего погребения будет могилка батюшки Симеона». Отец Иоанн деликатно промолчал, но не был против. Также он попросил, чтобы в течение сорока дней не занимали его келью, за это время Татьяна Сергеевна должна будет все привести в порядок: его проповеди, книги. Поговорили об отпевании по монашескому чину, можно было бы по священническому, но обычно даже архиереи, находившиеся на покое, завещали совершать свое отпевание монашеским чином. Батюшка показал, что где у него приготовлено. И больше мы к этой теме не возвращались.
Батюшка говорил хорошие слова, которые он и выполнил: «Нужно все своими ручками передать». У него было много наградных крестов. На мне тоже крест отца Иоанна, с которым он, сколько я его помню, ходил в будни. Всем нам он подарил крестики, распределил иконки. Например, я сказал, что нужны иконы в храм, посвященный 2000-летию Рождества Христова, мы зашли в келью, и он сказал: «Выбирай». Он сам определил иконы в Корниелиевский храм, то есть все аккуратно распределил, как и любил.
Последние годы были уже годами созерцательной молитвы. Батюшка редко кого принимал, однако на письма старался отвечать через помощников. Удивительно, что кончина его была на день новомучеников и исповедников Российских. Это был воскресный день, и на ранней Литургии мы молились о здравии батюшки, а на поздней нам уже сообщили о его переходе в вечность и мы совершили первое поминовение об его упокоении.
Батюшка еще просил, чтобы отпевание его было в Сретенском храме, потому что это действительно встреча с Господом, и из мест заключения он был освобожден в праздник Сретения Господня. Батюшка благоговел перед этим храмом, по его заказу были написаны иконы – Рождество Христово и Сретение Господне, он любил, чтобы было парно.
Батюшка давал какие-то наставления в этом период?
– Нет, он отвечал на вопросы, которые ему задавали (они есть в книгах), но ничего особенного не говорил, просто готовился к переходу в вечность.
Для меня очень важны его слова, о которых мы уже говорили: «Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом – главное в духовной жизни». Можно дополнить их рассуждениями других наших старцев. Например, старец Досифей, который более десяти лет провел на Афоне, уставщик с феноменальной памятью, простец. Я его тоже спросил, что главное в духовной жизни. Он посмотрел и говорит: «В храм ходить». Понятно, ведь он уставщик. Спрашивал отца Феофана, который был репрессирован за веру, был в лагерях, участник войны, регент: «Отец Феофан, что главное в духовной жизни?». Он отвечает народным присловьем: «Сделай дело – гуляй смело». То есть он отрегентует на утренней, вечерней службе, а днем на горку поднимется, синичек покормит с руки, в отпуске он посещал Тверскую епархию, где прошла его юность, ездил в Белоруссию к родственникам. А отец Серафим (Розенберг) на вопрос, что главное в духовной жизни, посмотрел на меня и говорит: «Слушаться начальство».
Отец Иоанн сказал так: «Главное в священстве – это Дух Святой. Неизвестно откуда приходит, куда уходит (это слова апостола). Он приходит – ты паришь, скрывается – ты идешь по земле».
Дух Святой посещает нашу душу в первую очередь через таинства Церкви: Исповедь, Причащение Святых Христовых Таин. И эта одухотворенность была присуща отцу Иоанну, он пронес ее через всю жизнь.
Расшифровка:
Ксения Сосновская
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.