Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Протоиерей Владимир Волгин: Светильник Божественной любви

Протоиерей Владимир Волгин: Светильник Божественной любви

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Беседы с батюшкой

К десятилетию со дня кончины отца Иоанна Крестьянкина

Мы отмечаем десятилетие со дня преставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Мы знаем примеры старцев, ставших святыми. Это преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы Оптиной пустыни, насельники Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавры, преподобный Серафим Саровский. И в наше время тоже были и есть старцы.Один из самых известных – отец Иоанн (Крестьянкин). Долгие годы Вы имели счастье окормляться у него. Расскажите, пожалуйста, что же это был за человек.

– По милости Божией я знал разных старцев, с кем-то из них беседовал один раз, с кем-то два, с некоторыми беседовал по многу раз. У отца Иоанна (Крестьянкина) я окормлялся около сорока лет.

Что же это за явление – старчество? Старцами могут быть люди совершенно разного возраста, но те, кто достигли совершенства, святости, стали сосудами благодати Духа Святого. Можно быть сосудом благодати Духа Святого и обладать разными дарованиями, например, исцеления, изгнания бесов, но это, наверное, относится не совсем к старчеству, а дарам Духа Святого, которые многоразличны.

Старчество связано с особым духом, который мы называем духом рассуждения, связано с проникновенной и всеобъемлющей любовью. Когда я видел отца Иоанна еще на расстоянии метров ста беседующим с людьми (его постоянно окружали люди), то чувствовались потоки энергии любви, которая достигла до тебя. Так как старцы являлись богоносцами, а Бог есть любовь, поэтому они и обладали совершеннейшей любовью. Старцы все без исключения были богоносцами, то есть Господь нашел в их душах для Себя обитель, вселился в них, и поэтому старцы источали особую Божественную любовь по отношению к другим людям.

Еще одна харизма старцев – это дар прозорливости. Не зная человека, они своими «рентгеновскими очами» прозревали сердце человека: видели его недостатки, несовершенства – все, что Господь им показывал на «экране». К отцу Иоанну (Крестьянкину) я привозил много людей, мне хотелось поделиться этим невероятным даром премудрости, мудрости и благодати. Помню, что очень часто батюшка как будто склонялся к сердцу человека и что-то высматривал в нем, как будто сканировал его. И уже на основании увиденного, на основе тех сил, которые человек имел в себе – духовных, душевных, физических, он давал советы. Те советы, которые, безусловно, выводили человека на какой-то иной уровень.

Может быть, их было нелегко исполнять, но это было возможно сделать тому человеку, которому был предназначен совет, потому что он всегда основывался на силах и возможностях именно этого человека.

Старчество – это, безусловно, явление невероятное, и не только в истории нашего православного государства. Закрепилось мнение, что Россия – государство, ставшее носителем старческого духа, и что старчество развивалось именно у нас. Это не совсем правильно. Старцы появлялись с апостольских времен Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В одном из своих посланий апостол Иоанн Богослов обращается: «Пишу вам, дети, пишу вам, юноши, пишу вам, старцы, ибо вы познали Сущего от начала». То есть и тогда было старчество. Это было явление, которое, с одной стороны, зависело от людей – старцев, у которых всегда воспитывались будущие старцы, находившиеся у них в абсолютном послушании. Это одна ветвь. Но старцами могут стать и люди, достигшие духовного совершенства, как, например, преподобный Серафим Саровский. Он достиг этого уровня рассуждения и был благословлен Самой Пресвятой Богородицей на подвиг старческого служения миру.

Как Вы познакомились с отцом Иоанном?

– Я принял Крещение в 20 лет. Тогда у нас с братом (который в священном сане столько же времени, что и я), был один знакомый, человек старой формации, из дворянской среды, который до революции окончил университет. Как-то он пригласил нас совершить путешествие в Пушкинские горы, Петербург и Печоры. Мы начали свое путешествие с Петербурга, потом переехали в Пушкинские горы, Святогорский монастырь, а потом в Псково-Печерский. Это было поверхностное знакомство с монастырем: я еще не был крещен, хотя уже находился в напряженном поиске веры.

В этот первый приезд в монастырь я познакомился со схиигуменом Саввой (тогда он был еще игумен) – это тоже очень известный старец, энергичный, прозорливый, обладающий даром большой любви. Через год после того, как я принял Крещение, мы снова посетили Псково-Печерский монастырь, и отец Савва, зная мою привязанность к некоторым литературным трудам, для того чтобы, может быть, привязать к себе, дал мне для редактирования свой духовный, богословский труд, в котором я тогда ничего не понимал. Совершать какие-то правки было для меня слишком дерзновенно, я поправил лишь некоторые обороты речи. И в эту самиздатовскую книжку он вложил молитву о своем духовном отце. Я поспешил (хотя ни в коем случае не жалею об этом поступке) и спросил отца Савву: «Вы хотите, чтобы я был Вашим духовным сыном?». Он ответил: «Нет, Владимир, я бы так не сказал, но если ты хочешь, чтобы я стал твоим духовным отцом, то я им стану». На этом мы и остановились.

Помню, как я принес свою первую Исповедь. Отец Савва всегда считал необходимым, чтобы человек, подпадающий под его руководство или исповедующийся у него, приносил не просто устную Исповедь, но обязательно записал ее. Я принес достаточно большую по тем временам Исповедь. Он прочитал ее и сказал, что Господь готовит для меня широкое духовное поприще, но не сказал какое. И с этих пор, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, всегда писал ему Исповеди, которые он не читал, а просто брал в руки и отвечал на все вопросы, которые я задавал в ней. Было видно, что он прозревает твою душу, хотя он и не объяснял ничего.

В это время я более близко познакомился с отцом Иоанном, который отвечал точно так же, как и отец Савва, но при этом разъяснял, как бы разжевывал ответы на вопросы, которые я задавал. Мой пытливый разум был вполне удовлетворен этим, и постепенно я прилепился к отцу Иоанну.

Расскажите, пожалуйста, о личности отца Иоанна. Мы знаем, что батюшка родился в 1910 году, и вся его юность, зрелость и последующие годы прошли при советской власти. Как произошло его становление на пути монашества, духовничества?

– На этот вопрос должен отвечать биограф отца Иоанна (Крестьянкина). Тем не менее, какие-то отрывочные сведения я почерпнул из частных бесед с отцом Иоанном. Беседы проходили в то время, когда он был занят не так, как в последние годы своего старческого служения, и во время моих приездов посвящал мне очень много времени – час, а то и два. Это было в начале 80-х годов.

Прекрасно помню, что он говорил о своей маме. У них в семье было восемь детей. Когда родился отец Иоанн, он был таким слабеньким, что думали, что не выживет, а прожил он почти до 96 лет. Мама отца Иоанна страдала от мигреней, но должна была вести все домашнее хозяйство, и она никогда не унывала, всегда радовалась и благодарила Бога, а свою болезнь воспринимала как дар Божий.

Когда ему было 6 лет (если я правильно помню его рассказ) в семье, которая жила рядом и которую о. Иоанн с родителями посещал несколько раз в году, он увидел портрет некоего архимандрита, бывшего родственником той семьи. Он рассказывал, что полюбил заходить в ту комнату и смотреть на портрет этого архимандрита, и в шесть лет он уже мечтал стать архимандритом, то есть он с детства был призван Богом к монашескому служению и сохранил свое целомудрие и девство до сорока с небольшим лет, когда принял священнический сан. И Господь, призывая его к монашескому служению, исполнил его мечту: батюшка Иоанн (Крестьянкин) был почтен саном архимандрита и упокоился в нем.

Рассказывал отец Иоанн, как он работал бухгалтером на каком-то предприятии. Это работа, безусловно, требует очень большого внимания и большой самоотверженности, потому что цифры, которые могут пленить ум и покрыть его некоторыми пеленами, не сбивали его с толку. И ведь тогда считали не на компьютерах, а на счетах, представляю, какой это был титанический труд. Кажется, бухгалтером он стал в Москве, куда переехал и снимал комнату в Козихинском переулке. Потом уже он поступил во вновь открывшуюся академию при Новодевичьем монастыре, где, кажется, учился вместе с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который был председателем Издательского отдела. В то время отец Иоанн очень полюбил Троице-Сергиеву лавру, именно там истоки его монашеского пути. Он любил ее всю жизнь и приезжал минимум один раз на преподобного Сергия Радонежского.

В 50-е годы отец Иоанн служил в церкви Рождества Господа Иисуса Христа в Измайлове. Настоятелем в ней тогда был отец Виктор (Жуков), человек очень искренней веры, мощный хозяйственник. Я немного знал его, потому что когда-то тоже служил у него в качестве алтарника и пономаря. С этого прихода отца Иоанна и арестовали, и он просидел в тюрьмах и лагерях более пяти лет.

Все эти случаи, которые были описаны им во время бесед, зафиксированы и теперь уже опубликованы в книгах, и любой интересующийся человек может их прочитать. Например, о том, как во время допроса ему устроили очную ставку с человеком, который его фактически предал, и как отец Иоанн бросился к нему на шею, стал обнимать и целовать его с великой любовью, а тот потерял сознание.

Не помню, упоминается ли в книгах, что отец Иоанн всегда вспоминал о годах, проведенных в заключении, а они были нелегкие – на допросах его избивали, один из пальцев был искривлен после перелома, как о самых счастливых в духовном смысле этого слова.

Отец Иоанн родился еще в царское время, на его глазах свершились революция, гражданская война, Вторая мировая война, и своими глазами он увидел и расцвет России. Когда Вы приходили к таким духоносным старцам, как отец Савва и отец Иоанн, не было ли Вам страшно, ведь Вы понимали, что эти люди видят Вас насквозь? Объясните, пожалуйста, что переживаешь во время встречи с человеком, который может увидеть тебя насквозь?

– Моя встреча с отцом Саввой и отцом Иоанном (Крестьянкиным) произошла в моем младенческом духовном возрасте, поэтому кроме любви, которую они дарили, никакого страха я не испытывал. У меня был глубочайший интерес и любопытство, если можно так выразиться, но при этом я не искал тех дарований, которые присущи старцам. Только постепенно, сталкиваясь с явлениями прозорливости у отца Иоанна (Крестьянкина), у меня бежали мурашки по коже. Допустим, он видел мое прошлое и не то чтобы предсказывал специально, но намекал о моем будущем, а я понимал, что это действительно свершится. Но это было в начале, а уже впоследствии, в пору своего духовного отрочества, если так можно сказать, я стал относиться к нему с гораздо большим благоговением. Тогда я начал понимать, кто есть кто, и свое место в отношениях со старцем, понимал, что, если я спрашиваю его, то должен его безукоризненно слушаться. Если я предполагал, как ответит батюшка на мой вопрос и понимал, что не смогу этого исполнить, то не задавал этих вопросов. Но если задавал вопрос вопреки, то есть когда на 99 % мне казалось, что отец Иоанн ответит так-то и только 1%, что его ответ не совпадет с моим желанием, то как я тогда смогу поступить, что сделаю? И, задавая такой вопрос, я понимал, что если выпадет этот 1%, я все равно буду должен исполнить то, что он мне говорил. Иногда, вопреки моему видению и пониманию, отец Иоанн отвечал так, что оставался только 1%, и мне приходилось его исполнить. И в этом была школа, которую, не знаю, хорошо или нет, но я прошел, всегда стараясь слушаться отца Иоанна и получая только положительные плоды в своей жизни.

Было ли хотя бы раз, что Вы ослушались отца Иоанна?

– К сожалению, было, было от моего непонимания. В 1991 году я познакомился по милости Божией с Патриархом Алексием. Так случилось, что мы ехали в Печоры в то время, когда он совершал свою патриаршию поездку в Псков и Печоры. Мы много проговорили с Патриархом Алексием в поезде, я тогда в Курско-Белгородской епархии нес служение в деревенском храме, и Святейший Патриарх благословил меня служить Божественную литургию в Псково-Печерском монастыре.

Не могу объяснить причину, но на следующий день отец Иоанн Крестьянкин сказал: «Поезжайте следом за Патриархом». А Патриарх ехал в Пушкинские горы, в Святогорский монастырь. Это был 1991 год. Мы были вместе с матушкой и моей одиннадцатилетней дочерью, и я подумал, как нам ехать до Святогорского монастыря? Надо сначала доехать до Пскова, приютиться где-то на вокзале, а криминогенная ситуация тогда возрастала, потом на каком-то транспорте добраться до Святогорского монастыря. Этот путь показался мне просто неподъемным, и в результате я с семьей не поехал. Когда отец Иоанн узнал об этом, то передал через свою послушницу: «Отец Владимир, зачем Вы приезжаете ко мне, если не исполняете моего благословения?». Для меня это был гром среди ясного неба: отец Иоанн, повторю, всегда излучал вокруг себя океан любви, а здесь, можно сказать, дал мне такой подзатыльник, от которого мне стало внутренне плохо. С другой стороны, я думал, как же надо было выйти из этой ситуации: пойти и осилить все эти тяготы и все-таки исполнить благословение? В тот же вечер я попросил прощения у старца, и он меня простил. И только спустя три года – настолько у меня были зашорены глаза – я понял, что из этой ситуации можно было выйти очень легко: просто вызвать такси до Святогорского монастыря и точно так же вернуться на нем в Псково-Печерский монастырь. Несмотря на то, что такая дорога была бы не очень дешева, такие материальные возможности были. Мог бы быть реализован очень простой план, о котором я вообще тогда не задумался. По всей видимости, это было промыслительно: замечание, которое мне сделал отец Иоанн, навсегда поставило меня в правильное русло, и как бы тяжело мне ни было, я всегда исполнял благословение отца Иоанна Крестьянкина.

Много ли чад было у отца Иоанна?

– Огромное количество.

Одним из тех людей, которые побывали на аудиенции у отца Иоанна (Крестьянкина), был наш президент Владимир Владимирович Путин. Вы слышали об этой встрече?

– Да, мне об этом говорили очевидцы, насельники монастыря, которые присутствовали при визите Президента Российской Федерации в Псково-Печерский монастырь. Батюшка проговорил с Владимиром Владимировичем минут 45. Охрана, как мне рассказывали, оставалась за корпусом, и когда Владимир Владимирович вышел из кельи старца, он шел по коридору и восклицал: «Не ожидал, ну, никак не мог ожидать!». Глубоко убежден, что старец настолько заглянул ему в душу и раскрыл такие сокровенные свойства души или жизни, о которых знал только Господь, сам Президент и которые были открыты отцу Иоанну. По всей видимости, он получил соответствующее напутствие со стороны отца Иоанна, и, несмотря на то, что с тех пор не виделся с ним, воспринял как личную драму упокоение отца Иоанна, одним из первых прислав телеграмму соболезнования в Псково-Печерский монастырь.

А когда состоялась встреча Президента с отцом Иоанном?

–Думаю, лет за десять до упокоения отца Иоанна Крестьянкина. Хотя могу сказать более точно: это было, когда Владимир Владимирович был только исполняющим обязанности, но еще не стал Президентом. Если мне не изменяет память, это был 2000 год.

Что отец Иоанн говорил о России и ее будущем?

– Из моих личных отношений с батюшкой могу сказать, что он с осторожностью относился к словам о великом будущем России, что она будет светить светом Православия. И мне кажется, что до некоторых пор – ни в коем случае не хочу дезинформировать об отношениях батюшки – он с осторожностью относился к мысли о духовном возрождении России.А потом был второй этап, когда он говорил, что Россия будет светить лампадой Православия всему миру, что было в соответствии со словами всех старцев, которые пророчествовали о России, призывая весь мир к покаянию.

Если предполагать, что отец Иоанн (Крестьянкин) мог говорить Владимиру Владимировичу Путину, как Вы думаете, можно ли видеть в нынешней России какие-то следствия наставлений отца Иоанна?

– Я думаю, что встреча со старцем для любого человека, а тем более такого искреннего, как Владимир Владимирович, не проходит без следа. Дерзаю предположить, что отец Иоанн (Крестьянкин) вряд ли давал какие-то напутствия, связанные с государственной деятельностью и служением Владимира Владимировича. Но глубоко убежден, что его молитвенный покров на себе Владимир Владимирович испытывал и наверняка испытывает до сих пор.

После смерти отца Иоанна бывало ли так, что Вы могли бы сказать, что та или иная ситуация разрешилась по молитвам батюшки?

– Думаю, что вся моя жизнь каким-то образом зависит от молитвенного участия батюшки. Когда я болел на протяжении многих лет, и деревенский приход уже думал, что я умру недели через две, мы приехали в Псково-Печерский монастырь. Я не находил себе места: лечь не могу – неудобно, на стуле сидеть – больно, слабость невероятная, приходит отец Иоанн и говорит: «Отец Владимир, сбегайте в Архангельский собор, найдете такого-то человека, спросите то-то и принесете сюда». А расстояние – четыре крутых лестничных марша. Я думал, что на втором марше душа моя отлетит к Богу, но, ни в чем не сомневаясь, бегу, нахожу этого человека, ничего в итоге не приношу, но прибегаю – после второго марша у меня появилось второе дыхание. И батюшка улыбается, а я понимаю, что, может быть, он и не ждал того, за чем посылал, а ожидал послушания. Потом он сказал: «Вы должны были умереть, а теперь проживете больше, чем я». И с этих пор я стал выздоравливать, было мне тогда 45–46 лет. По молитвам отца Иоанна, его благословением созидалась вся моя жизнь. Поэтому я выражаю твердую уверенность, что моя жизнь и закончится по его молитвам.

Возможно ли почитание отца Иоанна как святого на местном уровне, хотя он пока и не канонизирован?

– Каждый человек, который знал архимандрита Иоанна (Крестьянкина), относится к нему как к святому. Но мы не можем устраивать из этого публичного молитвенного обращения, каждый имеет это сокровенно в своем сердце. Мы верим, что рано или поздно старца канонизируют, только после этого можно открыто исповедовать его как человека святого.

Расшифровка:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс