Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «Отец Григорий, разъясните, что значит жить одним днем, как учит нас Господь?».
– Настоящее – это то, что реально существует сейчас. Когда человек пытается вернуться в прошлое, он оказывается в очень непростом духовном состоянии. Когда он начинает сожалеть о прошлом, то духовно повреждается. Прошлое ушло навсегда, его не воротишь. Будущее – не наступило, и, может быть, не наступит, может быть, мы живем последний день в этом мире. А настоящее – это то, что у нас есть.Это время, в которое мы можем проявить свою свободную волю и приблизиться к Богу, время, которое можем максимально использовать для стяжания благодати Святого Духа, или, наоборот, для того, чтобы удалиться от Бога и растерять благодать Святого Духа. Человек – существо со свободной волей. Бог может все, кроме одного, – Он не может сделать человека святым, понудить устремиться в Царство Небесное. Судьбу продвижения к Богу мы пожинаем с благодатных поступков одного настоящего дня. Живите одним днем, потому что другого, может быть, и не будет.
Вопрос телезрительницы из Тамбова: «Что означают слова Господа, сказанные ученикам: «Не надо думать, что вам говорить: из уст ваших потекут реки живой воды»?».
– Апостолы были людьми безграмотными, это были простые галилейские рыбаки, но иногда они говорили такие вещи, которые и самые большие мудрецы не могли сформулировать. Когда человек движется к Богу, стремится в Царство Небесное и оказывается уже в этой жизни в Царствии Божием, когда он живет по заповедям, доверяет Богу, а в душе его пребывает благодать, то его человеческие мысли постепенно начинают укорачиваться и совсем исчезают. Человек превращается в антенну Царствия Небесного, и через него, как через некий Божий провод, Господь начинает сообщать людям то, что считает нужным. Из уст человека, ставшего Божиим проводом, проистекают реки живой воды, реки благодати Царствия Небесного. И дай Бог всем нам стать таким Божиим проводом.
Вопрос телезрителя из Ростова-на-Дону: «Надо ли брать благословение для прочтения каких-либо специальных молитв, например молитвы Киприана или молитвы задержания?».
– Вы можете брать благословение на прочтение молитв у своего духовного отца, можете читать молитвы самостоятельно. Вы сами это должны решить. Но если вы взяли благословение, то должны это выполнять, потому что: «не давши слова, крепись, а давши – держись». Но, вообще, если вы возьмете благословение священника на прочтение молитвы, это всегда даст вам дополнительные силы. Поэтому, когда вы читаете специальные молитвы от невидимого мира зла, например, молитву священномученика Киприана, или молитву задержания, какие-то другие молитвы, то лучше взять благословение, чтобы укрепить свою волю и закрыть ее под Божий щит.
Но если вы берете благословение на что бы то ни было у одного священника, никогда не ходите к другому за благословением, потому что хуже всего, когда человек начинает лечиться у нескольких врачей: один врач назначит такие лекарства, другой – другие, третий – третьи, и в результате получается огромное зло для собственного здоровья. Другой священник не может отменить благословение первого священника, это может сделать только Правящий архиерей. Поэтому, прежде чем обратиться к батюшке за благословением, сформулируйте четко и конкретно вопрос и после полученного благословения выполняйте.
Вопрос телезрительницы из Минска: «Отец Григорий, в одной из передач Вы говорили о любви к самому себе и о том, что любовь – это устремление самого себя в Царство Небесное, то есть желание более всего на свете войти в Царство Небесное. Но ведь есть и другая любовь к себе, например, съесть вкусное мороженое, сделать добрые дела для того, чтобы больше уважать себя. Есть ли разница между любовью к себе в смысле съесть мороженое и любовью к себе как желанием войти в Царство Небесное?».
– Я бы сказал, что добрые дела во славу Божию не подлежат размышлению, они делаются сразу, мгновенно, в порыве, благодатном вдохновении. Это не значит, что добрые дела, которые делаются после размышления, не дают благодати. Но надо понимать, что добро может быть ради Христа, когда оно в порыве вдохновения, а может быть ради людей: ты – мне, я – тебе. При таком виде добра люди нередко получают наказания, потому и говорят: добрые дела наказуемы. Когда мы делаем добро для другого человека, мы ждем от него такого же добра, а он нам иногда делает зло. А если бы мы делали для другого человека добро во славу Божию, а он сделал нам зло, мы бы получили особую благодать, да еще и грехи бы наши ушли. А можно делать добро ради собственной гордыни, ради того, чтобы сказать себе: «Я хороший человек, у меня много богатства, я его сложил в башню, кормлю работников, душа моя, ешь, пей, веселись и радуйся», как евангельский богач, сложивший пшеницу в точиле. «Безумный, – говорит ему Господь, – нынче же ночью будешь взят из мира».
Я хочу сказать, что любое добро, которое делается не во славу Божию, приводит к потере благодати и в той или иной степени наказуемо, и любое добро, которое делается во имя Господа нашего Иисуса Христа, всегда даст благодать в тридцать, в шестьдесят, во сто крат. Потому что когда человек делает один шаг навстречу Богу, Бог делает сто шагов навстречу человеку.
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.