Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Архимандрит Савва (Мажуко): Порок злоречия и злослушания

Архимандрит Савва (Мажуко): Порок злоречия и злослушания

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, в какое интересное и красивое время мы с вами живем, сколько возможностей открывает для нас наш информационный век. Мы можем слушать, находясь дома, лекции замечательных богословов, историков, ученых. Иногда даже, представьте себе, присутствовать на спектакле, который идет на другой части нашего земного шара, видеть замечательных актеров, слышать их пение, наслаждаться уникальной постановкой, любая книга доступна нам сейчас, на любом языке, если вы владеете достаточными средствами связи. В любом месте вы можете познакомиться с любым текстом, поделиться своим мнением, написать статью, где-то опубликовать, может быть даже разместить видеосообщение. Замечательный век прекрасных возможностей!

Но, друзья мои, как говорил один из персонажей Диккенса, порок есть добродетель доведенная до крайности. Так и наш век прекрасный и замечательный, исполненный всяких возможностей чудесных, тем не менее таит в себе некоторые соблазны и искушения, о которых мы, как люди внимательные (а христианин – человек верующий, он должен внимать себе, таков призыв святых отцов, к нам обращенный), должны помнить, что определенные соблазны таятся за этими возможностями, их учитывать, их избегать, с ними бороться. И вот один из таких соблазнов, один из таких пороков, которые возникают особенно в среде, насыщенной информацией, – это порок злоречия и злослушания. В «Добротолюбии», в разделе, который посвящен преподобному Нилу Синайскому, наставлениям, которые нам оставил этот замечательный святой отец, есть строки, посвященные описанию этого порока злослушания и злоречия и стратегии борьбы с этим тяжким недугом. Вот, что говорит Нил Синайский, обращаясь к монахам, среди которых, как мы понимаем, этот порок широко был распространен еще в христианской древности: «Когда один любит выслушивать, как другой кого-либо поносит, тогда они оба служат орудиями двум духам, взаимно друг другу содействующим: ибо злослушание разжигает злоречие, а злоречие вызывает злослушание, и оба они на пагубу сердца любят друг друга...».

Два таких архаичных слова: злослушание и злоречие. Это как раз сплетни, пересуды, анекдоты о других людях, разные нехорошие сообщения, которые так любят обсуждать у нас сейчас и в интернете, и на телевидении, и в газетах. Иногда эти шоу и сообщения собирают огромную аудиторию, которая по объему гораздо больше слушателей передач об истории, или о природе, или о космосе, или же религиозных передач, как наша с вами...

Но, друзья мои, это большой соблазн, нужно избегать злоречия и злослушания, тем более, что Нил Синайский говорит, что это вещь далеко не безопасная для нашей души. И он сравнивает злослушание, сам процесс поглощения разных грязных историй, пересудов и сплетен с вкушением яда. Вот, что он говорит в «Добротолюбии»: «С приятностью слушающий злословящего ушами всасывает яд зверя (из бездны)». Представляете, какой ужас, какие страшные образы почти шекспировские, когда в ухо вливается яд. «Ухо твое да не вкушает сего горького яда, чтоб и тебе не поднести другому такого же снадобья», потому что подобного рода сведения очень насыщены пикантными подробностями и похожи на слишком проперченную пищу, она во рту не держится. Так и человеку, который выслушал сведения нехорошие, порочащие другого человека, неприятные, некрасивые истории, хочется это передать другому, сообщить тут же.

Это иногда составляет даже суть наших разговоров, это большая опасность… Кстати, замечали ли вы, что нам порой и поговорить не о чем, как только сообщать друг другу нами же приукрашенные сплетни, пересуды, слухи, которые, конечно же, всегда носят характер неприличный ни для слуха, ни для зрения, ни уж тем более для уст верующего человека? Друзья мои, нужно этому противостоять, и Нил Синайский говорит «не обморочивай слуха своего пересудами». Он говорит об обмороке, в который впадает человек, как будто бы парализованный этим сообщением: «А вы слышали, что говорят об этом человеке…», «А вы слыхали об этой знаменитости…», «А вот этот известный персонаж, а вот этот чиновник, этот политик, а вот этот актер, о нем такое говорят….» И как только мы даже просто слушаем это, наш слух «обморочивается», так говорит Нил Синайский – он говорит о мороке, о параличе, о каком-то гипнозе, в который мы впадаем, слушая вот эти далеко не безобидные сведения для нашего слуха и для нашей души.

«Не обморочивай слуха, чтобы, продав себя этой страсти…» Обратите внимание, что Нил Синайский говорит: это страсть (то есть болезнь души), это входит в привычку, и вы уже не можете оставаться без того, чтобы чего-нибудь не услышать. Ведь целые даже журналы есть, посвященные только слухам, целые сайты в интернете, который собирают всю грязь этого мира, тиражируют ее. Иногда человек превращается в настоящего информационного наркомана, ему необходима только такая информация – и вот это страсть, говорит Нил Синайский, это болезнь.

И уж если вы заболели, нужно с этим что-то делать: болезнь эта не безобидная, говорит он. «Не обморочивай слуха своего пересудами, чтобы, продав себя этой страсти, не стать тебе рабом многих страстей; потому что одна страсть, нашедши для себя место в тебе, в то же гнездо (или стойло) введет и другие страсти; делается же рабом многих страстей владычественный ум тогда, когда, сопрягшись с какой-либо страстью, совсем отбрасывает подвижнические труды», – говорит Нил Синайский. Иногда человек настолько увлекается собиранием сплетен и слухов, что все остальное просто исчезает. Ему нет времени даже привести себя в порядок, убрать в комнате, приготовить что-то поесть, ему нужно срочно что-то услышать или что-то сообщить.

Это болезнь. Болезнь, заметьте, не безобидная, как говорит нам преподобный Нил Синайский. А поэтому «заграждай слух свой от пересудов, чтоб не грешить двояко, и тем, что себя приучаешь к пагубной страсти, и тем, что других не удерживаешь от языкоболия». Боже мой, какие слова, – вы слышите? «Злоречие, языкоболие, злослушание». Оказывается, собирание сплетен и передача этих сплетен – это языкоболие: болезнь языка, говорит Нил Синайский, с которой нужно бороться, которую нужно лечить. «Любящий насмехаться разбойнически окрадает душу лучших (его людей), клеветами прокапывая слабый слух». Разбойнически окрадывает… Когда вы, не удерживаясь, сообщаете другому человеку: «А ты слышал, что говорят про кого-то», вы ведь повреждаете не только себя, но и его. Понимаете, это грех в квадрате, если так можно выразиться. И здесь же преподобный Нил Синайский дает и первое лекарство от этого греха: «Убегающий от языка, который злословит ближнего, и свое собственное прогонит злословие». Если вы услышали что-то, по крайней мере не передавайте никому, не говорите.

Есть люди, которые скажут: «Ну это же правда, мы должны это все знать и слышать!». Друзья мои, правда – это то, что каждый человек есть дитя Божие и образ Божий, и каждый из нас несчастней, чем кажется, и мы должны быть милостивыми и добрыми, любящими детьми своего Отца Небесного, любящими братьями и сестрами своих несчастных братьев – вот в чем правда, вот в чем истина! Если есть возможность, лучше похвалите человека, лучше скройте его грех, чем сообщать об этом другому человеку, повреждая тем самым его слух и его знание. Друзья мои, будем внимательны к себе!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс