Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Михаил родился в 1883 году в семье псаломщика Михаила Никологорского, служившего в Никольской церкви в селе Гребнево Щелковской волости Богородского уезда Московской губернии. По окончании духовного училища Михаил Михайлович с 1902 года стал псаломщиком в храме во имя Иоанна Предтечи в селе Фряново Аксеновской волости Богородского уезда. В 1917 году рукоположен во диакона к этой церкви, а в 1921 году – во священника. В этом храме отец Михаил прослужил до своего ареста.
В 1937 году, после секретного приказа о начале массовых арестов, оперуполномоченный Щелковского отдела НКВД допросил свидетелей, которые могли дать показания о священнике Михаиле Никологорском. Один из жителей села Фряново показал, что отец Михаил в разговоре о жизни при советской власти будто бы говорил, что «он первое время боялся, что при советской власти народу православного мало будет, не будут в церковь ходить, но оказалось наоборот – православные ходят в церковь. Не все еще с ума сошли. А скоро и все вразумятся, ведь советская власть – это явление временное, это как костер – пока сухой, горит, а как намокнет, так и потухнет». Свидетель также показал, что, когда в 1931–1932 годах власти хотели закрыть церковь, священник собирал в храме верующих, организовывал из них бригады, которые ходили по деревням и собирали подписи, чтобы храм не закрывали.
В качестве свидетеля был вызван снявший сан диакон Предтеченской церкви Михаил Тихомиров, который сказал, что хорошо знает священника Михаила Никологорского, так как тот служил во Фряновской церкви псаломщиком, а он диаконом. Свидетель показал, что в 1918 году он от сана отрекся, а Никологорский остался служить. «Политические взгляды Никологорского антисоветские, так как Никологорский систематически высказывает свои недовольства существующим строем... Мне не раз приходилось доказывать ему, что он говорит неверно, но Никологорский оставался при своих мнениях».
Отца Михаила арестовали 5 декабря 1937 года и сразу же допросили.
«Следствие располагает данными, что вы вели антисоветскую деятельность. Подтверждаете ли вы это?».
«Нет, не подтверждаю. Я антисоветской деятельности не вел».
На этом следствие закончили, и отец Михаил был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Его отправили на общие работы в лагерь на Беломоро-Балтийском канале, где прожил он недолго. Священник Михаил Никологорский скончался 2 марта 1938 года и погребен в безвестной могиле.
...Много веков назад Церковь отстояла великое право – чтить Боговоплощение. Первые иконописные образы были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Некогда в голову нерадивых и невнимательных к своей душе христиан дьявол вселил помысл, что иконы, которые чтятся от первых веков и в которых отражается любовь Церкви ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим – это идолы. Этот помысл прочно укоренился в сердцах еретиков, наделенных светской властью. В очередной раз было объявлено гонение на христиан – жгли и ругались над святынями, изображавшими Господа и угодников Божиих. Еретики, как это бывает и сейчас, не рассудили в своем сердце, что они творили.
Все протестанты, потрясая Священным Писанием, объявляют нас идолослужителями, а себя истинными христианами, так как соблюдают заповедь «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Всегда, когда соприкасаешься с людьми, пораженными ересью иконоборчества, встречаешь одни и те же упреки.
Священное Писание говорит: «Бога никто никогда не видел». Но эта фраза выведена из контекста, чем и пользуются еретики. Ведь дальше говорится: «Сын Единородный, Сущий в недре Отчем, Он явил» нам Бога. Бога видели, слышали, осязали руками, вместе с Ним ели. Неужели грехом будет на память оставить образ любимого Учителя? Икона освящается Церковью особым чином, в своих молитвах Церковь испрашивает у Бога благодать образу. Христиане поклоняются не дереву и краскам, но образу Того, Кто изображен на иконе. Почитание образа восходит к Первообразу.
Святая императрица Феодора остановила гонение на христиан. Седьмой Вселенской Собор сформулировал истину: так как Бог стал человеком, значит Он изобразим. Нет греха в том, чтобы чтить изображения Господа и Его святых, подобно тому, как каждый любящий хранит изображения близких ему людей. Никто не будет упрекать супруга, отправляющегося в дальнюю поездку и берущего с собой фотографии своей семьи, никто не будет обвинять его в поклонении фотобумаге.
Мы любим Господа и почитаем Его образы. Любим Пресвятую Богородицу – и наше сердце не может не отзываться благодарной молитвой при виде Ее пречистого лика.
Расшифровка:
Наталья Маслова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.