Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Все меняется, и к этому надо относиться спокойно и с пониманием

Протоиерей Димитрий Смирнов: Все меняется, и к этому надо относиться спокойно и с пониманием

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Как известно из древних канонов, за тяжкий грех, например блуд, отлучали от Причастия на 15 лет. Почему на такой длительный срок? Ведь в Причастии человек получает силу в борьбе с грехом, а тут ему 15 лет приходится жить без Причастия, то есть без духовной поддержки».

– Дело вот в чем. Сейчас мы наблюдаем войну в Сирии: люди сидят в алюминиевых машинах и с большой высоты бомбят противника. А в те времена противник стоял перед тобой на расстоянии длины копья или выстрела из лука. Чтобы его поразить, нужно было действовать собственными руками, и рука чувствовала, как твой меч или копье вонзается в его тело, а то, что он испытывает, отражалось на его лице. С тех пор очень многое изменилось, и Церковь изменилась – когда устанавливались эти каноны, Церковь была еще очень юная, а сейчас это огромное двухтысячелетнее дерево.

Очень многое в Церкви развивается, и меняется сам человек-грешник, меняется отношение к святыне, таинствам, отношение человека к Церкви, и, как сейчас говорят, мы видим совершенно разные вызовы времени. Когда говорила Церковь, у нее практически не было конкурентов: в эпоху канонов лучшие умы человечества вошли в Церковь, и они вели вполне доказательную миссию. В современном мире голос Церкви может быть услышан, только если к этому приложить очень серьезные усилия. Например, мне одна студентка жаловалась, что у них в вузе, в Москве, преподают культурологические предметы, в которых касаются и религии, и педагог ничтоже сумняшеся объясняет религию как некий бизнес, основанный на каких-то человеческих привязанностях, которые очень хорошо изучены за две тысячи лет, и что это все существует для добровольного отъема денег у населения. Этому учат в вузе в Москве. Такого не было в те времена.

Эпоха выработки канонов – это эпоха, когда закончились гонения. Быть христианином тогда означало каждый день идти на смерть, или в ссылку, или тюремное заключение. И если человек выбирал грех и отдавал предпочтение ему, а не Евхаристии и своему нахождению в общине, то община его, конечно, изымала. Если сейчас с таким критерием подойти к современному человеку, то в Церкви останутся только очень пожилые люди, у которых эти страсти уже улеглись и даже забыты как идея, и весь притвор будет набит припадающими, кающимися. Поэтому нельзя рассматривать какое-то церковное правило в отрыве от той ситуации, в которой оно было изложено, и нужно понимать его суть, что цель Церкви – не создание какого-то универсального кодекса по преступлениям. Даже государственный Уголовный кодекс в течение нескольких десятков лет претерпевает изменения в зависимости от того, какие задачи ставит государство. То же самое происходит и в Церкви, потому что задача Церкви – привлечь человека и вылечить. И если в древности отсечь больной орган было в порядке вещей (воинам спокойно отрубали поврежденные ноги и руки, и никаких антисептических средств не было, обычно после ранений воины умирали), то теперь люди собирают миллионы, чтобы вылечить какого-то мальчика от болезни, которую сто лет назад никто и не думал бы даже лечить: если такой рождался, он просто погибал. Поэтому все меняется, и к этому надо относиться спокойно и с пониманием. Если священник на Исповеди подошел к тебе со снисхождением, это не значит, что грех стал менее страшным. Если тебе дали условный срок, а не «на всю катушку» – это не значит, что ты прав.

Такое попустительство, получается, развращает человека? «Сегодня согрешу, завтра покаюсь, две недельки епитимью понесу...»

– Приходит такой человек к священнику и говорит: «Сегодня согрешу, завтра покаюсь, послезавтра опять согрешу…» Найдется ли священник, который будет его к Чаше допускать? А если он не говорит, он придет завтра с тем же самым, а священник скажет: «Ну, извини, браток, давай помолись, попостись. Тебе же разрешили в прошлый раз? Тебе не помогло. Давай посмотрим, поможет ли тебе пост. Попостись дней девяносто, и посмотрим, как у тебя там за это время… любовь к игре в карты пройдет? А если нет, давай поклоны добавим или поездку в какой-нибудь отдаленный монастырь (например, Александра Свирского), а последние 20 километров пройди там пешком с молитвой: идешь и читаешь «Отче наш»

Вопрос: «Могут ли злые навязчивые помыслы (например, желание смерти кому-то) повредить человеку?» – тому, кому адресуются эти мысли?

– Нет.

А сам носитель этих мыслей уже пленен?

– Конечно. Всякий гневающийся на брата своего напрасно есть человекоубийца, то есть по состоянию своей души он есть человекоубийца. С точки зрения государственного закона он никого не убивал, обыкновенный гражданин, ничто ему не вменяется, но по сути – он невменяемый, потому что хочет убить.

Вопрос телезрительницы: «Моему внуку 4 годика, дочка хочет в домашних условиях научить его английскому языку. Не вредно ли будет ребенку изучать английский язык? Хочется, чтобы он христианином вырос».

– Что ж тут вредного? Конечно, и русский язык необходимо изучать, но вообще очень неплохо знать языков пять-шесть. Это очень развивает ум. Я даже не знаю, на каком основании ваше волнение, это уже какие-то фобии.

Вопрос: «Что делать, если хочется покончить с собой из-за родителей? Родители доводят до слез, сил нет. Отец много пьет, а мать всегда так холодна ко мне. Камнем преткновения стала учеба: я не справляюсь, а родители сильно упрекают меня за это».

– Смотря сколько лет ребеночку. Все зависит от возраста. Я недавно с двумя такими девочками говорил, они обе делали попытки самоубийства. Пытался их убедить, что покончить с собой – это самая большая глупость, которую может сделать человек, живя на земле, потому что человек умрет с теми проблемами, которые у него есть, и останется с ними в вечности. А пока он жив, есть надежда, что что-то изменится само, эволюционно, или он сам сможет это изменить.

Но такая невыносимая ситуация – постоянное давление со стороны родителей...

– Надо разобраться, что называется давлением. Может быть, у ребенка уже компьютерная зависимость сложилась. Недавно одна женщина мне пожаловалась, что у нее сломался компьютер, по нему она смотрит наши передачи. Она стала испытывать абстиненцию, то есть то, что испытывает курильщик, которому не дали сигарет, или алкоголик, которому надо похмелиться, – у нее возникла депрессия. Поэтому, может быть, в данном случае мальчику нужна доза, а родители говорят: «Хватит играть, садись за уроки», а он из-за этого впадает в депрессию вплоть до суицида.

А мы сейчас будем ему советовать: «Беги из дома». То есть в этом вопросе нет полноты. И потом, у любого ребенка надо обязательно допытывать, что и как. Ко мне мальчонка один подбегает и говорит: «Батюшка, а вот он меня побил». Я говорю: «Позови его». Он подходит, я спрашиваю: «Миша, зачем ты побил Сашу?» «А потому что когда я бежал, он мне подставил ногу, и я упал». Я говорю: «Саша, зачем ты подставил ногу?» Он молчит, но хочет, чтобы я сделал выговор тому, кто его побил, хотя он виноват от начала до конца сам и все прекрасно понимает. Так делают все дети. Может быть, и автор этого вопроса тоже такой – мы не знаем, надо разобраться.

Вопрос: «Кто есть еретики по определению Православной Церкви? Как их определить?»

– А нам не надо определять, для этого у нас есть Священноначалие. Если оно на Архиерейском Соборе объявляет, что то или иное движение еретическое (как движение Рерихов), то мы и узнаем об этом. Если человек исповедует рерихианство, значит никакого общения с ним у нас быть не должно.

То есть это идет от священноначалия?

– Да, потому что соборы епископов объявляют отношение Церкви к тем или иным явлениям, а так каждый человек может любую ересь говорить, и это выдает его недостаточную компетентность или неграмотность. В этом разномыслии нет ничего странного. И когда возникает некоторая фобия (например, человек боится английского языка), это тоже ересь, но это не значит, что мы объявляем человека, который боится английского языка, еретиком. Еретик – это тот, кто исповедует и всеми доступными средствами распространяет это мнение, когда оно захватывает какое-то количество людей. Например, специально для наших телезрителей говорю, если кто услышит слова родноверов: все люди, которые исповедуют это учение, являются еретиками, а их книги, учение называются еретическими, потому что у них есть учителя, они учение стараются распространять, и хоть оно еще не широко, но уже достаточно распространено.

Вопрос телезрителя: «По телеканалу «Союз» очень часто выступает богослов А.И. Осипов, который говорит, что все спасутся. Эта точка зрения полностью противоречит Писанию и всем святым отцам, а тем более очень уважаемым и великим учителям нашей Церкви, которые однозначно отвечали на этот вопрос иначе, чем Осипов. Я хочу узнать Ваше мнение по этому поводу».

– Мое мнение такое, что Алексей Ильич, если вы внимательно слушали, говорит на основании святых отцов. Некоторые святые отцы (в частности Григорий Нисский) тоже придерживались такого мнения, которое в богословии получило названии апокатастасис. Алексей Ильич придерживается такого богословского мнения. И что с того? Вам не терпится затащить его, 75-летнего старца, на костер? Он не создал никакого учения, просто своими лекциями пытается заставить людей думать и читать святых отцов.

Телезритель: «Но дело в том, что это учение не принято Церковью».

– Да, совершенно верно, это учение целиком принято не было, но Григория Нисского и других отцов, которые это исповедовали, Церковь от себя не отлучила, а причислила к лику святых. Это все равно мнение святых отцов, которое осталось как частное богословское мнение – теологумен. И вот этого теологумена придерживается А.И. Осипов. Дальше что? Ничего. Будет кто-нибудь писать историю Русской Церкви XX века и скажет: «Известный профессор, доктор богословия Алексей Ильич Осипов придерживался мнения, которое зафиксировано в истории Церкви как апокатастасис. Родился в таком-то году, преподавал в такой-то академии, занимался миссионерской деятельностью, умер в таком-то году». Все. Я не понимаю, что тут биться головой об стену? О чем тут речь? Ну он так считает – имеет право так считать. Он профессор, он это все читал, давно преподает. И Святейший Патриарх, и подавляющее большинство наших епископов об этом знают, а они уж не глупее нас с вами. Если надо будет, ему укажут. У Алексея Ильича есть мнения, которые прямо противоположны мнению других профессоров. Я однажды попал в такую историю. Это было в храме Покрова Пресвятой Богородицы на престольный праздник, на всенощной: справа от меня сел профессор Скурат К.Е., а слева – профессор Осипов А.И., они стали между собой спорить, а меня призывать в третейские судьи. Я говорю: «Уважаемые мои, любимейшие мои учителя, я совсем не богослов, я не могу ни рассудить вас, ни взять какую-то сторону, но мне хотелось бы, чтобы ваша беседа носила мирный характер, потому что такое ваше юношеское, задорное богословие меня немного пугает». Но память об этой беседе врезалась мне надолго, и когда при мне начинают ругать кого-то из наших богословов, то мне сразу вспоминается басня моего любимейшего предка Ивана Андреевича Крылова про слона и моську.

Вопрос телезрителя: «Кто такой духовник, и как мирянин должен относиться к нему?»

– Духовник – это тот человек, которому мирянин исповедуется. В нашей российской практике этим духовником обычно является носитель священного сана, а именно пресвитер, в редких случаях – епископ. Как к нему относиться? Относиться как к человеку, который знает чуть больше, чем мирянин, и пользоваться его советом для укрепления своего благочестия.

Вопрос: «Что делать, когда при тебе проклинают других людей? От услышанного становится плохо, не по себе как-то».

– Так надо выйти из этой комнаты и заняться какими-то другими делами. Зачем в этом участвовать? Выйти из комнаты всегда есть возможность. Не всегда есть возможность сразу разменять квартиру, переехать в пригород или в другой город, на это какое-то время нужно, а выйти из комнаты всегда есть возможность. Когда человеку понадобится в туалет, он сразу находит такую возможность, а здесь вещи поважнее.

Если знаешь, что этот разговор займет пять минут, то на это время можно выйти, а если он непрерывно происходит?

– Все равно уйти. Пойти на работу, а после работы в театр или библиотеку что-то почитать… Друзей посетить, больных, с собачкой погулять, и т.п. Много всяких прекрасных занятий.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли молиться о здравии некрещеного человека и о том, чтобы Господь привел его в Церковь?»

– На каком основании вы сделали вывод, что этого делать нельзя? Можно.

Вопрос телезрительницы: «В каждом ли человеке есть частица Бога, и почему?»

– Ни в каком человеке нет никакой частицы Бога. Это ересь. Бог – это Творец, а человек – творение. Когда гончар делает кувшин из глины, в этом горшке ничего человеческого нет, есть только следы того, что этой глины касалась рука человека, поэтому глядя на кувшин, мы понимаем, что это не продукт природы, это дело рук творца. Потому тех, кто не верит в Бога, мы называем безумцами, так как, глядя на «анютины глазки», нельзя поверить, что этот цветок сам себя создал. Или взять какую-нибудь африканскую раковину или рыбку из Красного моря – говорят, что в результате эволюции она стала такой прекрасной… Как же слепая и не имеющая мозгов природа сама это создала? Только Творец мог создать прекрасное творение. Поэтому следы Творца есть, когда нам встречается по-настоящему святой человек: в нем мы хорошо видим следы трудов Творца над душой этого человека. Эти люди как живые ангелы. Я тоже таких видел. Это такой человек, от которого даже отходить не хочется, забываешь о еде и питье, только хочется на него смотреть и слушать его, а каждое слово «пьешь», как из прохладного горного источника в жаркий день. Но это никак не смешивается: Божие естество – это не человеческое естество. Никакой частицы нет. На нас воздействует исключительно благодать Господня, которая от Него исходит, но она не становится частью нас, она нас посещает, обожествляет нас, но мы не смешиваемся с ней: мы остаемся грешными людьми, а благодать Божия остается энергией Божества.

А образ и подобие, которые заложены в человеке при создании?

– Да, человек – икона Божества, но это не Сам Бог.

Господь запечатлел Себя в человеке...

– ...вдохнув в него дыхание жизни. Условно Сам Господь говорит человеку: «Вы боги», но в современном русском языке это слово «боги» пишется с маленькой буквы, а Бог – имя собственное.

Вопрос: «Когда я вижу, что обижают других, я заступаюсь, но при этом гневаюсь. Будет ли это считаться праведным гневом? И как отличить праведный гнев от неправедного?»

– Лучше этим не заниматься, безопаснее для своей души всякий гнев считать неправедным. Праведный гнев бывает только у Бога...

...потому как Бог безгрешен, а человек грешен.

– Да, поэтому в человеке все с грехом пополам.

Но греха больше. Вопрос: «Подскажите, во сколько лет можно стать крестной матерью? Я стала крестной своему племяннику, когда мне было 9 лет. Конечно, неосознанно. Является ли это канонически правильным и действительным?»

– Нет, по правилам церковным – с 14 лет. Недаром даже паспорт выдается в 14 лет. В 9 лет, конечно, неправильно быть крестной. А по поводу того, что вы ничего не понимали, так у нас большинство взрослых крестных тоже ничего не понимают, и большая часть из них никогда и не поймет. Не потому, что они глупые, а потому, что их эти вопросы не занимают. Человек хочет быть к традиции причастен, но что за ней стоит, он не знает и знать это ему неинтересно.

Казалось бы, заложено в человеке интересоваться Богом, а Бог человеку неинтересен.

– Какой главный лозунг в средней школе? Забыл? «Ура, не учимся!»

Наверное, и не только в средней школе.

– Нет. Я учился в трех вузах, а поскольку семинария сейчас дает высшее образование, то можно сказать, что в четырех, но меня поражало обилие людей, которые хотят что-то узнать. А вот лозунг школы «ура, не учимся!» заражает даже отличников. Так что ура – давайте учиться!

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс