Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Событием, объединившим всех нас в 2015 году, стало празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Юбилейные торжества по случаю этой знаменательной даты прошли по всей России, в других государствах. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное».
К этой юбилейной дате вышла в свет не одна книга, многие авторы и издательства постарались почтить память святого своими трудами. И в том числе создатели книги, которую сегодня мы представляем на нашей «Книжной полке».
В ней собраны известные науке исторические свидетельства о Крестителе Руси святом князе Владимире и его времени, «похвалы» агиографических и исторических источников и памятники иконографической традиции, свидетельствующие о почитании святого в Русской Православной Церкви и памяти народной. Над изданием работали известные ученые – историки, искусствоведы. Главный редактор и руководитель проекта – протоиерей Владимир Воробьев. Книга предназначена всем интересующимся русской историей и культурой и делится на пять частей.
В первой представлен труд историка Александра Васильевича Назаренко «Владимир Великий: креститель, строитель, Небесный охранитель Руси».
Автор, в частности, пишет: «К последней четверти X века – времени вокняжения Владимира в Киеве, столице Руси – ее, Руси, история насчитывала, самое большее, полтора с лишком столетия. Не так уж много, но и не мало. Имя Руси, ее воинов и купцов, было хорошо известно и в Константинополе, и в Багдаде, и на Дунае, и на Рейне. Руси были так или иначе подвластны славянские и финские племена от Балтики на севере до степи на юге, от предгорий Карпат на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. Русь остро нуждалась в общем для всех начале, общем государственном, культурном, идейном – а, стало быть, духовном по своей сути – принципе.
Мысль о Крещении возникала, и не раз. В середине 860-х годов на Руси была даже открыта греческая епископия – но эти робкие ростки христианства вскоре были сметены нашествием на Киев языческих дружин князя Олега. Княгиня Ольга, бабка Владимира, крестившись в Царьграде сама, пыталась принести начатки Церкви и на Русь. Но тщетно. Чего не хватало? Наверное, многого. И отлаженного государственного механизма, и зрелости политической верхушки, и твердой державной воли, и удобного случая, наконец... Но главное – не хватало Крестителя, в котором безусловно и непререкаемо обнаружилось бы посещение Божие». Мы с вами знаем, кто стал этим Крестителем.
В следующей части представлены «Ранние русские повествования о жизни святого князя Владимира. ХI–ХII вв.» и «Венок похвал святому князю Владимиру. ХI–ХХI вв.». Примечательно, что тексты XI–XVIII веков опубликованы как на русском, так и на древнерусском языках.
Из века в век воспевали русские, да и не только русские люди славного князя Владимира, во святом Крещении нареченного Василием. Со временем стала развиваться и его иконография.
На эту тему в четвертой и пятой части данной книги представлены две работы: Натальи Михайловны Абраменко «Иконография святого равноапостольного князя Владимира Святославича в искусстве ХV–ХVII вв.» и Александра Сергеевича Преображенского «Иконография святого равноапостольного князя Владимира в искусстве Нового времени». Как отмечается в первой работе, «образ святого князя Владимира Святославича, при котором Киевская Русь приняла христианскую религию, является одним из самых значимых в древнерусской иконографии. Его облик, изобразительные подробности, композиционные детали не находили прямых прототипов в византийской художественной традиции и явились предметом иконографического творчества русских художников».
«Несмотря на то, что иконография князя Владимира начинает складываться относительно поздно (большинство исследователей относит ее формирование к концу XIII – началу XIV в.), в период зрелого и позднего Средневековья она активно развивается, не раз оказываясь в центре поисков как столичных, так и провинциальных мастеров. Уже беглый взгляд на сохранившиеся произведения с образом Владимира показывает, что традиция изображения князя теснейшим образом связана с иконографией его сыновей, святых мучеников Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком. Значительное влияние на иконографию Владимира оказала важная для русского сознания связь этих святых с начальным периодом русской христианской истории, их апостольское значение для Руси, их роль в основании русской Церкви», – пишет Наталья Абраменко.
В предисловии издатели отмечают: «Исторические юбилеи редко приносят новое знание. Даже такие грандиозные, как тысячелетние. Открытия не делаются по заказу, ко дню юбилейных торжеств. Глубинное содержание таких торжеств, их движитель – вековая благодарная память народа. Но есть в них и некая общественная сверхзадача: на какое-то время отвлечься от рассеивающей рутины, сосредоточиться, увидеть себя в истории, ее нынешнем моменте и ее целокупности. Те же ли мы, что были наши пращуры? Не в преходящих частностях, а в сердцевине. Что приобрели и что утратили? Не изменили ли себе? Не обольщаемся ли захватывающей дух 11-вековой глубиной? Или она все же наша, несмотря на наши измены и нашу слабость? Уповаем, что так. И одним из залогов тому живая тайна русской истории, неотступно будящая мысль, память и совесть. И у начала этой тайны – тот, кто дал ей первотолчок, сам – загадка, сам – тайна: святой равноапостольный князь Владимир, «отец всея Руси».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.