Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда прп. Амвросия Оптинского спрашивали «Как жить?», он шутливо отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Хотя на самом деле за этой шуткой кроется серьезная духовная подсказка, как нам выстраивать правильные отношения с Богом и ближними. Но получается ли у нас, например, «никого не осуждать»? А если нет, то почему?
Ольга Баталова: – Когда преподобного Амвросия Оптинского спрашивали, как жить, он шутливо отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». За этой шутливой формой старец дал серьезное и глубокое духовное руководство, которое позволяет всем нам выстраивать правильные отношения с Богом и ближними. «Не тужить» (иначе не горевать, не тосковать и не печалиться) – значит принимать все скорбное, что есть в нашей жизни, как из рук Божиих, быть в любых обстоятельствах в мире с Богом и во всем уповать на Него. А следующие пункты этого руководства – «не осуждать, не досаждать и всем – почтение» – указывают на то, что наши отношения с ближними должны быть выстроены по заповедям Христовым. Однако то, о чем батюшка Амвросий говорил так легко, на деле порой оказывается невыполнимым.
Взять, например, ту часть наставления, которая учит нас «никого не осуждать» и отсылает к заповеди «Не судите, да не судимы будете». Легко ли ее выполнять? Трудно, настолько трудно, что священник Александр Ельчанинов написал об этом в дневнике такие слова: «Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти по привычке. Как осенние листья падают, шуршат и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия, злобы и губят наши души. Такой недолжный суд проявляется в нашей страстности, злобности, безлюбовности, от снисходительности к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим».
Некоторые люди, пытаясь убедить себя и батюшку в безгрешности, повторяют расхожую фразу: «Не воровал и не убивал!» Но почему-то никому не приходит в голову доказать (или объяснить, или засвидетельствовать свою благонадежность для Царства Небесного) словами: «Никого не осуждал и никому не лгал…» Не потому ли, что воровство и убийство в обществе признаются грехами, а ложь и осуждение почему-то нет… Но соглашаться с таким положением вещей нельзя!
Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – Осуждение действительно не записывают в перечень смертных грехов, хотя, скажем, старец Сампсон говорил, что смертный грех – это любой нераскаянный грех, потому что все грехи – к смерти. И поэтому мы должны уделять внимание всем своим грехам, начиная с главных. Но вот к главным грехам осуждение относят редко, хотя если вспомнить Евангелие, где Господь говорит нам: «Не судите, да не судимы будете», можно понять, что это, наверное, самый легкий путь ко спасению – казалось бы, не суди, и Господь тебя не осудит. Буквально сказано: что бы ты ни делал, не осудит – и все! Только если ты не будешь судить...
О.Б.: – Как тут не вспомнить историю о некоем афонском труднике, который никогда и никого не осудил. Некогда мирянином он пришел в один из афонских скитов, чтобы стать монахом. Однако тамошние отцы не приняли его в число братии, потому что, кроме лености и нерадения, он еще имел и скандальный характер и постоянно создавал проблемы. Однако того человека тянуло к скитской жизни, и он упросил отцов остаться жить с ними без пострига, за что обещал им иногда помогать. В лености и нерадении провел он свою жизнь, пока не пришел его смертный час. Отцы, желая его утешить, неотлучно пребывали возле постели умирающего. А он то приходил в исступление, то возвращался в сознание, и в один из таких моментов поведал отцам, что видел Архангела Михаила со списком грехов. Архангел сказал этому человеку: «Все это сделал ты, а потому готовься идти в ад»! Тогда умирающий спросил: «А есть ли в этом списке грех осуждения?» Архангел поискал и не нашел такого. «Значит, – сказал грешник, – я не должен идти в ад согласно словам Господа: «Не судите, и не будете судимы». И Архангел Михаил разорвал хартию с грехами.
«Так что, отцы, – закончил свое повествование умирающий, – я пойду в рай!» И добавил: «Когда вы мне сказали, что я не подхожу для монашества, я работал как мирянин и ходил в церковь только по праздникам. И услышав однажды слова Евангелия: «Не судите, да не судимы будете», я сказал себе: «Окаянный, исполни хоть это!» И это спасло меня без других трудов». И как только он закончил свой рассказ, Архангел Михаил принял его душу.
Иерей Андрей Никольский: – Казалось бы, это самый легкий путь к спасению, но почему-то эта «опция», осуждение, встречается практически в каждой Исповеди. Мы, зная себя, можем сказать – да, действительно, осуждаем часто и порой даже не замечаем этого. Но если мы задумаемся, почему Господь на такое высокое место поставил борьбу с осуждением, сказав, что победитель одного этого греха увенчивается в Царствии Небесном, мы поймем, что это не просто так! Грех осуждения связан с самым глубинным состоянием нашего сердца.
О.Б.: – Святитель Феофан Затворник говорил: «…грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это – дело человекоубийственное, и творится оно по духу того, кто есть человекоубийца искони».
Иерей Андрей Никольский: – Мы знаем, кто будет в раю. В раю будут те, кто любит Бога. Соответственно, если мы Бога не любим, то у нас очень слабая надежда на рай. Мы знаем, что Бог есть Любовь; мы знаем, что должны на Его любовь ответить своей любовью – это естественно и правильно и для христианина, и для любого человека. Стяжание любви – это союз совершенств; любовь – самая последняя ступень, по Иоанну Лествичнику. Если мы хорошенько подумаем, то поймем, что любовь с осуждением несовместима. То есть если мы осуждаем, то это служит явным свидетельством того, что в нашем сердце любви нет.
О.Б.: – Авва Дорофей писал: «Итак, если бы… мы имели любовь, то эта любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его. Святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой». (Продолжение следует)
Расшифровка:
Наталья Коваль
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.