Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (854) → Архимандрит Савва (Мажуко): Каменное сердце

Архимандрит Савва (Мажуко): Каменное сердце

№5 (854) / 2 февраля ‘16

Свет невечерний

Здравствуйте, дорогие мои друзья, собратья и сестры во Христе и те, кто просто сочувствует христианской вере, но, может быть, боится переступить церковный порог. Но сердце ваше стремится и учащенно бьется, когда вы слышите упоминание о слове Божием, о Христе, о наших святынях. Так устроено сердце человека: оно жаждет святости, потому что человеку естественно быть святым, святость – это наше естественное состояние. Святость– значит доброта, любовь и чистая совесть. О чистой совести я и хочу поговорить сегодня, поразмышляв вслух над строками Священного Писания.

К этому разговору меня подтолкнуло очень печальное событие в жизни моего приятеля, событие, которое, к сожалению, периодически в тех или иных вариантах повторяется в наших биографиях. Мой друг устроился на работу, он человек верующий, и взял его на работу тоже верующий, церковный человек. И после того, как мой приятель честно и качественно выполнил свою работу, ему просто не заплатили. Вы скажете: «Мы знаем столько историй на эту тему, что можете даже не продолжать...». В памяти сразу завертелись лица, даты, подобные истории... Но ведь это жутко трагичная история, потому что брат брата обидел. Это ужасно, неприлично и нехорошо, когда происходит между светскими людьми, неверующими или атеистами. Но в некоторой степени им это извинительно, потому что это люди, которые в некотором отношении, как говорит Писание, не могут отличить правой руки от левой. Они просто не знают, как надо поступать, может быть, их не воспитывали и они выросли такими нравственными дикарями. Такое случается, и таких людей следует жалеть, может быть, по возможности наставлять, но уж точно за них требуется сильно молиться.

Но когда брат обижает собрата, который вместе с ним подходит к Чаше Христовой, с которым причащается Жизни с одной ложечки... – это, по-моему, ужасно! Но эта болезнь очень заразна и распространена, ее можно назвать болезнью христианского лицемерия. Человек, выставляя себя верующим, участвуя в церковных таинствах, совершая все обряды, посещая святыни, даже молясь дома и исповедуясь у самых лучших, прозорливых духовников, тем не менее в своей обычной, мирской жизни остается язычником и даже, может быть, хуже, чем язычником, живет по законам мира хищников, идя по головам, удушая слабых, отбирая у немощных. Священное Писание вполне определенно говорит о таких людях.

В Послании к Тимофею апостол Павел пишет, что «если ты не хранишь добрую совесть, ты потерпишь кораблекрушение в вере». Видимо, для апостольской общины первохристиан эта проблема стала наиболее острой и, может быть, даже удивила апостолов. Мы видим, что люди жили под сильнейшим воздействием Пасхальной радости, благовестия о том, что Бог стал человеком, что Христос Воскрес, преодолел смерть и послал Духа Своего Святого Своим ученикам. Мы читаем первые страницы Книги Деяний и поражаемся этому восторгу, который сквозь века волнует и восхищаети нас. Мы видим эту «церковную весну», когда после проповеди апостола Павла три тысячи человек сразу же обратились к вере, потому что они видели эти чудеса, это говорение языками. Апостол Петр идет по улице, и тут же на перекрестки дорог выносят больных, и сама тень Петра исцеляет их. Не повеление, не прикосновение, не какие-то молитвы или действия, как это практикуют некие целители. Нет, просто идет человек, святой ученик Христов апостол Петр идет по улице, его тень падает на больного человека – и тот исцеляется. И таких случаев было очень и очень много. Книга Деяний приводит только те эпизоды, которые были связаны с обращением большого количества людей или же с пленением человека, того же апостола Павла. Сколько раз его сажали в тюрьму, но он уходил оттуда с помощью Божией, ангелы спасали его.

И тут же, в эту церковную весну даров Святого Духа в апостольскую общину вкрадывается и корыстолюбие, вкрадываются распри. Мы видим, что среди Христовых учеников происходят какие-то нестроения, известно, что произошли огорчения между апостолами Павлом и Варнавой, между Павлом и Петром, и много-много других моментов, когда люди поступали корыстолюбиво. Апостол Павел практически в каждом своем Послании пишет о таких людях, говорит: «Остерегайтесь таких: хуже нет, когда человек поступает с братом своим корыстолюбиво». В Послании к Солунянам (это самый первый текст Нового Завета, написанный в середине I века) Павел заповедует своим ученикам: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, потому что Господь – мститель за все это». Это говорит не только о том, что мы не должны корыстолюбиво поступать с братом во Христе, но и с любым другим человеком не должны поступать с помощью обмана, используя его, всячески насилуя какие-то его способности, насмехаясь над ним втайне, зарабатывая на нем – все это никуда не годится.

Каждый раз, готовясь к Причастию, мы читаем Покаянный канон, где есть строки, в которых перечисляются грехи человека, которые он хочет исправить и слезно покаяться в них. И в них говорится «безумный человече, мзду наемничу удержуеши» – это когда не даешь положенное человеку, даже если он заработал это, не благодаришь за его труд, не ценишь, зарабатываешь на нем – это очень большой грех, страшный грех. Если ты при этом еще называешься христианином, то должен знать, что очень опасно ходишь. Премудрый Иисус Сирахов в своей замечательной Книге, которую нужно постоянно перечитывать, говорит: «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника работы», – какие страшные слова! И продолжает: «Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка?» Это на самом деле страшные слова. Вот вы обидели человека, а потом пошли в церковь помолиться, поставить свечу, подойти к Причастию, приложиться к иконе, или, может быть, посетили какого-то старца и просите успеха, благополучия в жизни, здоровья детям, а другой человек, которого вы бессовестно обидели, с этой обидой вопиет к Богу: «Господи, куда Ты смотришь? Почему так несправедливо устроен мир?» И как вы думаете, чья молитва по-настоящему горяча? Чью молитву услышит Господь? Я думаю, что человек, который с братом своим поступает корыстолюбиво, собирает себе на голову угли. И ни в коем случае, если вы христиане, нельзя жить такой двойной жизнью. Храните добрую совесть. Избегайте окаменения сердечного, ведь хуже нет, чем каменное сердце, которое потеряло всякую чувствительность к боли ближнего.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс