Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей. Мать умерла, когда ему было 5 лет, отец – когда ему исполнилось 12 лет. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, он получил духовное образование за казенный счет. Далее был назначен преподавателем в Таврическую духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан рукоположил Николая Дмитриевича и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии был возведен в сан протоиерея.
В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками-большевиками, был свидетелем правления генерала Врангеля, последних боев между «белыми» и «красными» и ухода Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск из Крыма он с группой офицеров остался в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться в доме его духовной дочери, укрывши их на чердаке. После ухода Белой армии из Крыма начались массовые аресты оставшихся офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание белых офицеров в Симферополе становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют. И они решились пробираться в Севастополь, к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.
В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Не миновало оно и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы. С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе организовали открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим и почти все духовенство епархии. Среди подсудимых оказался и отец Николай Мезенцев. На допросах виновным себя не признал. Протоиерей Николай был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев всех осужденных по данному приговору досрочно освободили. Вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.
В 1933 году отец Николай был арестован и обвинен, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий греческий храм был закрыт. Прихожане начали хлопотать о его открытии. Поскольку среди них было много греческих подданных, они обратились в греческую миссию в Москве. Отец Николай деятельно помогал им, составляя прошения в различные учреждения и советуя, как поступать. В этот раз власти уступили, дав разрешение открыть храм. В 1934 году Свято-Троицкий храм открыли. Священником был назначен грек 85 лет, который еще мог совершать Божественную литургию, но по немощи со двора уже не выходил. Протоиерея Николая назначили помощником престарелому священнику: он исполнял требы, служил, читал, пел на клиросе.
15 декабря 1937 года отца Николая вновь арестовали по обвинению в сокрытии церковных ценностей и в сокрытии своего сына, белого офицера. Обвинялся он и в том, что помогал открытию Свято-Троицкого храма, тем самым возбуждая население против советской власти. Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, поэтому были вызваны два лжесвидетеля, и 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к смерти – он был расстрелян.
Сегодня принято ассоциировать 14 февраля с Днем всех влюбленных. С одной стороны, это коммерческий проект, который наживается на страстях человеческих. С другой, Церковь освящает этот день. Как говорится: «идеже бе капище, бысть храм». Там, где была ложная идея или идол, Церковь всегда освящала эти места или события истинным смыслом. Хорошо бы вновь и вновь напомнить, что любовь – это не пылкое чувство, от которого кровь кипит, любовь – это свойство Божие. Как говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего наде-ется, все переносит. Любовь никогда не перестает». «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, отдам все имение, а любви не имею, то я ничто», и даже «если я имею всю веру и все знание, так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я кимвал звучащий». И если раздам все имение свое и даже свое тело отдам на сожжение, но не будет во мне любви, то нет мне в том никакой пользы.
Любовь – та вершина, к которой человек стремится. Прежде чем стяжать эту величайшую Божественную добродетель, он пройдет через смирение, терпение, кротость, милосердие, прощение. Без этого невозможна любовь.
Постарайтесь, дорогие мои, вникнуть, что любовь – это цель, к которой мы должны прийти через большой труд самоотвержения от себя. Чем больше человек любит себя, тем меньше любит других. И если в этой жизни человек не любит хоть одного человека, значит, он не любит никого. Потому что любовь все покрывает.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.