Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №3 (852)
Недавняя наша беседа была посвящена благодатной беременности и вызвала множество откликов телезрителей. Думается, что сейчас многие из них ждут логического продолжения этой темы. Итак, уважаемые гости, вам слово.
Отец Сергий:– Сегодня мы продолжим говорить об этом чудесном событии – о беременности и родах, о появлении на земле нового человека. Мы уже говорили о подготовке к родам, и теперь логично перейти к последним дням перед родами – как их проводить, как организовать сами роды.
Вначале коснемся истории вопроса. Ну, например, как последние дни перед родами проводила славянская женщина? Она ходила в церковь, обязательно исповедовалась и причащалась, причем сопровождали ее все домочадцы. С самого начала родов и до появления ребенка на свет родственники, и прежде всего муж роженицы, стояли на коленях и молили Бога, чтобы этот процесс благополучно завершился.
Обычно роды проходили в бане – баня была натоплена, вымыта, но топить баню должна была сама роженица – сама должна была принести дрова, воду, вытопить баню. Это считалось очень хорошим знаком – ребенок должен был родиться трудолюбивым.
Все перечисленное – важнейший момент психологической подготовки к родам.
Валентин Николаевич, с Вашей точки зрения акушера-гинеколога, как женщина должна проводить последние дни перед родами?
Валентин Прохоров:– Женщина должна верить, что роды пройдут благополучно; у нее должна быть сформирована так называемая родовая доминанта – концентрация на ребенке. И доминанта эта должна быть четко оптимистичной.
Здесь я бы хотел отметить такой момент. Сейчас широко бытует мнение, что якобы в Святом Писании изложено, что женщина в муках будет рожать детей своих. На самом деле это категорически неверный перевод, и последние научные данные свидетельствуют об этом. Верный перевод следующий: «и в трудах ты будешь рожать детей своих». Роды – это труд и для самой женщины, и для ребенка.
Появления ребенка ждут и сама роженица, и ее близкие; появления на свет ждет и сам ребенок. Все должно быть гармонично, не должно быть ни тени не только страха, но и сомнения!
О. С.:– Раньше ведь так и было: женщина воспринимала беременность как благодать Божию, как особую избранность – именно ее избрали для появления на свет этого нового человека, новой любви. Поэтому она совершенно спокойно к этому и относилась.
Совершенно понятно, что когда она исповедуется, причащается, молится, ребеночек все это слышит, успокаивается и ведет себя совершенно благоразумно. В результате такой молитвенной подготовки ребенок настраивается на роды. Такая духовная подготовка в течение всей беременности логично приводила женщину к благоприятному финалу.
Способствовала этому и сама обстановка родов: везде были развешаны иконы, совершались постоянные молитвы. Конечно, и сейчас было бы неплохо, если бы женщина, идя на роды, надела на себя крестик, это было бы просто замечательно! А то ведь, знаете, иногда женщины почему-то снимают крестик. Мне приходилось много раз видеть, что крещеная женщина не носит крестик, считает, что это необязательно. А как человеку без крестика? Никакой духовной защиты у него нет.
Наш крестик – это то, что всегда можно, в любой самый тяжелый момент в жизни поцеловать: вот наступил во время родов какой-то кризисный момент или просто волнение какое-то – взял свой крестик, приложил, поцеловал – и моментально пришла помощь. Потому что ни одна молитва, обращенная к Господу, не бывает не услышана. Поэтому и иконка во время родов должна обязательно где-то рядом находиться, чтобы можно было помолиться. Конечно, длинных молитв во время родов женщина совершать уже не может, но можно сказать: «Помилуй меня, Господи!», «Помоги мне, грешной!», «Благодарю Тебя, Господи, за все!» Эти краткие молитвы можно и нужно произносить во время родов. Процесс родов все-таки вызывает страх у людей.
Я читал лекцию сестрам милосердия – замечательные женщины! Кто-то воцерковился уже давно, кто-то – недавно, и все они готовы идти на эту прекрасную работу – сестер милосердия (я, кстати, предупредил их о том, что они будут востребованы и в роддомах тоже). И вот я задал им несколько вопросов в виде анкетки и получил очень интересные результаты. Только треть опрошенных женщин сказала, что ощущения во время родов терпимые. Все остальные классифицировали их как сильные и очень сильные боли. В прошлый раз, вы помните, мы с вами говорили, что это не столько физиологическая, сколько психологическая боль: прежде всего это внутренняя боязнь, а отсюда и настрой соответствующий.
Почему я и говорю, что если женщина правильно настроена на роды – получила благословение, была на Исповеди, Причастии, естественно, у нее и весь процесс родов должен пройти лучше. И так, кстати, из анкет и следовало: женщины в таких случаях меньше ощущали боль. А как сделать так, чтобы женщина меньше страдала? На этом вопросе мы остановились в прошлый раз – вы обещали познакомить нас с вашей методикой.
В. П.:– Если женщина приходит на роды с желанием родить здорового и счастливого ребенка, это однозначно реально. Приведу в качестве примера один случай. Рожала у меня женщина, которая не расставалась с принесенной с собой иконой ни в приемном покое, ни в родовом зале. Поведение этой женщины отличалось тем, что она была внутренне спокойна, настроена на помощь ребенку, и никаких не только криков, но даже стонов не звучало. Ей было нелегко, но разрешилась она благополучно.
Так вот, с учетом физиологических, психологических аспектов организма современной женщины на протяжении десятилетий я разработал методологию по ведению родов и недавно получил патент на изобретение. Называется она «Способ родовспоможения». Это уникальная методология работает безукоризненно более чем в 90% случаев. По этой методологии я недавно получил патент на изобретение.
О. С.:– То есть это мировая новизна?
В. П.:– Да, вы абсолютно правы. Такая методика неизвестна ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Нью-Йорке.
Приведу один случай использования данной методологии. Я с группой студентов захожу в родовой блок и по звуку определяю, где женщине приходится хуже всего (то есть слышу из родовой крики взывания о помощи). Персонал занимается своим делом – картина достаточно привычная. Я открываю дверь, захожу в родовую, приглашаю студентов и говорю им: «Тихо! Как мышки! Не задавайте никаких вопросов, только смотрите и слушайте». Подхожу к женщине, представляюсь и объясняю (в перерывах между схватками): «Я реально могу вам помочь, если вы будете в точности выполнять все мои указания – как стоять, как дышать, о чем думать. Забудьте о себе. Вы должны думать только о ребенке. Ему хуже всего! Во время схватки матка сокращается, кровь с кислородом и питательными веществами поступает в меньшем количестве, ребенку тяжело, и помимо этого, он должен пройти через костный канал, ему безумно сложно. Ваша помощь для него неоценима! Ни один врач ему не сможет помочь».
Буквально через двадцать минут крики полностью прекратились. Женщина выполняла безукоризненно все мои рекомендации. В родовой наступила тишина и покой, я бы даже сказал, благолепие. Еще через минут семь распахивается дверь, и врывается заведующая родовым блоком с выражением ужаса на лице: «Что случилось?» Ведь женщина кричала, звала на помощь (это абсолютно нормально), а тут вдруг замолчала, значит что-то приключилось. Но она увидела меня со студентами, я ей сказал, что здесь работаю, и тогда она еще раз взглянула – с женщиной все прекрасно и замечательно, повернулась и вышла.
О. С.:– Замечательная история! Но вы знаете, опрошенные мною женщины в целом оценивают поведение медицинского персонала хорошо. Реальная помощь оказывается. По результатам моего анкетного опроса только две женщины отметили безразличие или какое-то плохое отношение со стороны персонала, все остальные указали на то, что к ним было проявлено внимание и забота. То есть работу тех, кто встречал их, сопровождал во время родов, принимал роды, они оценили высоко. Больших претензий к ним не было, и это очень меня порадовало, потому что мне казалось, что действительно много случаев безразличия со стороны медицинского персонала. Но вот пожалуйста – объективные факты, к роженицам у нас относятся хорошо.
В. П.:– Замечательно! Я очень рад. Но, к сожалению, не во всех случаях, как говорится, раз на раз не приходится. У меня вот возникают вопросы: проводилось ли им обезболивание, и если да, то в каком виде и так далее.
О. С.:– Многие действительно ощущают довольно сильные боли, и поэтому ваша методика представляет очень большой интерес.
Но ведь бывает так, что приходится прибегать к кесареву сечению. Получается: один раз кесарево сечение сделали, и при следующих родах надо снова прибегать к кесареву сечению, потому что стенка матки уже не так состоятельна. Как быть, ведь женщины хотят и по два, и по три ребенка иметь?
В. П.:– Вопрос чрезвычайно важный, тем более что в некоторых родильных домах кесарево сечение показано более чем в половине случаев. Мы разучились готовить женщин к родам естественным образом. Поэтому, к сожалению, говорю, как есть: врачи нередко изыскивают причины, чтобы прооперировать женщину. Но и здесь очень важную роль играет установка на благополучие ребенка.
О. С.:– Я знакомился с нашей областной статистикой: в последнее время, особенно в последний год, количество кесаревых сечений снизилось. Операция эта очень сложная и должна выполняться по очень строгим показаниям. Но сам факт кесарева сечения совсем не исключает возможность родить после этого обычным путем.
В. П.:– Мне приходилось вести роды естественным путем после того, как первые роды завершились операцией кесарева сечения. В мире эта методика, или, если угодно, технология, имеет место. Она приветствуется и у нас. Если организм готов, если родовые пути готовы, если состояние рубца достаточно благополучно, то такие женщины могут рожать без операции. У меня было несколько таких случаев.
О. С.:– Вопрос взаимоотношений роженицы и медицинского персонала очень важен. Ведь они тоже должны духовно осознавать, что делают! Кстати, в одной из анкет была написана очень интересная мысль: а не пора ли в роддоме появиться священнику.
В. П.:– Я с этим предложением могу полностью согласиться, потому что священник (понятно, специально подготовленный, обученный, понимающий в том числе физиологию процесса, психологию женщины) может оказать реальную духовную помощь роженице.
О. С.:– А вот такой вопрос: стоит ли вообще ехать в роддом, может, рожать дома? Сейчас это модно. По результатам моего опроса, примерно треть женщин очень с большим интересом к этому отнеслась. В Православии нет такого запрета, раньше все роды были домашними, и это естественно: где было достать акушера-гинеколога? Понятно, что рожали дома. Но сейчас-то, при нынешнем состоянии медицины, как быть с домашними родами? Каково ваше мнение?
В. П.:– Мое мнение однозначное. Рожать необходимо в родильном доме – там есть все возможности наблюдать за женщиной, ребенком, выявлять в самой начальной стадии какие-то отклонения и осуществлять мероприятия по коррекции этих отклонений. Оспаривать это бессмысленно. При домашних родах могут возникнуть всякие осложнения, и что делать в таком случае? Инициируются эти роды так называемыми «духовными» акушерами и акушерками, которые остаются инкогнито. То есть если все хорошо, то они победители, а если какие-то отклонения – вызывайте скорую помощь.
О.С.:– Конечно, они приносят огромный вред и иногда пытаются даже прикрываться Православием. Я помню случай, когда ко мне пришла врач-акушер и говорит: «Благословите меня принимать домашние роды». Я говорю: «Я не дам Вам такого благословения. Вот представьте, в родах начнется кровотечение, что Вы будете делать?» – «А вот в Голландии же есть домашние роды!» – «Подождите, давайте разберемся. В Голландии идут домашние роды, а во дворе стоит реанимобиль, в котором есть плазма, кровь, развернута операционная, есть анестезиолог. Какие же это домашние роды? Если Вы сможете создать такие условия для роженицы, тогда другое дело, тогда, может быть, еще можно поговорить об этом». Родовспоможение – это специализированная помощь. Я правильно говорю?
В. П.:– Абсолютно верно.
О.С.:– Специализированную помощь имеет право оказывать только врач, поэтому никакие «духовные» акушерки, никакие повитухи, никакие бабки и так далее не должны допускаться до этого процесса. Статистика домашних родов очень печальна. Я полностью с вами согласен, домашние роды сейчас нельзя допускать ни в коем случае!
А если взять на роды мужа? Это сейчас тоже очень модно – называется партнерские роды. В Православии нет прямого указания на то, что муж не должен присутствовать при родах жены. Что вы скажете?
О. С.:– Конечно, никто не станет возражать, если в семье есть какой-то договор и муж уверен, что выдержит это испытание. В таком случае надо брать благословение и жене, и мужу, потому что священник должен оценить духовные силы мужа, ведь иногда это бывает очень серьезной встряской для мужчины. В литературе, например, описан случай, когда сравнительно молодой мужчина сорока лет, спортсмен-боксер, присутствовал при родах, и когда у его супруги начались схватки, он упал без сознания – инфаркт миокарда. Женщина родила ребенка и потеряла мужа. Статистика показывает очень интересную вещь: во время партнерских родов продолжительность родов намного возрастает – мужчина своим присутствием вызывает дополнительную стрессовую реакцию у женщины.
Вариант укрепления семьи может быть только в случае, если муж является как бы духовным наставником для жены, духовно ее поддерживает, читает молитвы… Но его присутствие и в этом случае совершенно необязательно – молиться можно и около роддома, и в храме. А ваши наблюдения?
В. П.:– Если принято решение, что роды должны быть партнерскими (чаще всего партнером является муж, иногда – мама или другая близкая родственница, сестра), необходимо, чтобы с обоими побеседовал врач. В обязательном порядке! Он должен оценить, с какой целью партнеры хотят быть вместе при родах. Необходимо, чтобы была проведена оценка психологического состояния и женщины, и мужчины, которые своей целью поставили партнерские роды. Отбор здесь должен быть очень строгим. Затем должен быть проведен инструктаж, оказана психологическая поддержка, потому что сам процесс появления ребенка для мужа может иметь чрезвычайно драматические последствия.
Бывает, после партнерских родов муж оставляет жену, семья распадается.
О. С.:– Муж должен оказывать поддержку жене на всем протяжении беременности; и если они вместе прошли этот путь, да еще и духовно выросли, это же прекрасный результат!
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.