Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя: «Как правильно провести воскресный день? Утром мы идем в храм, причащаемся – и все, а хочется весь день посвятить Богу».
– Побольше бы таких вопросов. В нашем церковном обиходе становится привычным, когда верующие люди воскресный день проводят в храме, готовятся к святому Причащению, причащаются, и вроде бы богослужение на этом заканчивается, но не заканчивается воскресный день; в любом храме всегда находятся замечательные прихожане, которые, как и автор этого вопроса, хотели бы весь воскресный день, все свои силы и волю посвятить служению Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Многие могут провести этот день, посещая после богослужения иные храмы и монастыри, то есть отправившись в короткое паломничество.
Это тоже хорошо, но думаю, что любой храм нуждается в заботливых руках. Помните, преподобный Амвросий Оптинский на вопрос одной из своих чад, которая в письме написала, что ей в храме скучно, ответил: «А в избе тебе не скучно?» – то есть потрудись, позаботься о своем храме так же, как ты заботишься о своей собственной избе.
Эти слова важны и сегодня, любой человек может послужить Господу, трудясь в храме, и тогда весь ваш день, все ваши труды и заботы будут действительно направлены к Господу. Впустую это время не пройдет, Господь не оставит тех, кто Ему трудится. Во время забот о родном храме все будет происходить вкупе – наши физические старания будут содействовать нашему духовному росту. Поэтому, чада мои возлюбленные, если кто-то еще не спохватился или раздумывает, чем ему заняться в воскресный день, предлагаю не проводить его в праздности. Большое заблуждение думать, что побывав на Литургии, человек исполнил свой долг, поработал Богу, особенно если после этого он садится к экрану телевизора (здесь я, конечно, не имею в виду телеканал «Союз») и считает, что теперь остаток дня он может провести в праздности, не говоря уже о каких-либо более недостойных поступках. А иногда доводится слышать, как некоторые люди говорят, что в воскресенье не положено ничего делать (причем в основном это любят повторять люди, которые сами в храм не ходят – то, что ничего не надо делать, они знают, а что в воскресенье надо быть в храме, этого они почему-то не принимают). Итак, посвятите труды своих рук, труды своего ума и сердца служению храму Божиему, и Господь Своей благодатью вас не оставит.
А если человек вынужден в воскресный день работать по своей светской профессии?
– К сожалению, мы с вами не можем изменить рабочий график. Сейчас мы обсуждаем момент, когда у человека есть выбор. Но я знаю множество людей, которые находят возможность утром побыть на богослужении (приходят на раннюю Литургию в те храмы, где службу начинают в семь утра), а потом к девяти часам успевают на работу.
Помните, в Евангелии Господь упрекает фарисеев, говоря им о том, что неужели они в субботний день не отвяжут своего осла или вола и не поведут их поить? Так и здесь, если в воскресный день у человека выпадает дежурство или руководство требует, чтобы он выходил и работал, что тут поделаешь? Но я знаю множество людей, которые находят возможность утром побыть на богослужении (приходят на раннюю Литургию в те храмы, где службу начинают в семь утра), а потом к девяти часам успевают на работу. Еще раз повторю: Господь не оставляет тех, кто к Нему стремится, без Своей помощи и защиты.
Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, заповедь «не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Если я что-то не так сказала или сделала, я всегда говорю: «прости, Господи» или «Господи, помилуй», перед каким-либо делом – «помоги Господи», а когда хочу поблагодарить Бога, говорю: «слава Тебе, Боже наш» – и так целый день. Грех ли это, ведь имени Господа я не называю?».
– Повторяя эти слова, вы вовсе не поминаете Бога всуе. Вы молитесь, но только короткой молитвой, к которой желательно добавлять «Господи Иисусе Христе». Когда человек поминает Господа перед началом дела, во время делания или благодарит по окончании дела, это есть моление в течение дня, это то, о чем нам говорит апостол Павел: «непрестанно, всегда молитесь». Это и есть наша постоянная молитва.
Вспомним наших монахов, которые не выпускают четки из рук. Порой видно, как они, даже разговаривая с человеком, перебирают четки, то есть продолжают молиться внутренним голосом, продолжают молиться, даже проводя в это время светский разговор. Мы же не говорим, что они поминают имя Господа всуе. Поэтому здесь не только нет никакого греха, а, наоборот, вы умница, хорошо, что прибегаете к молитве, и дай вам Бог духовного здравия и разумения эту молитву никогда не оставлять: засыпать с нею, просыпаться с нею и даже, когда спите, повторять ее во сне.
Вопрос телезрительницы из г. Козьмодемьянска: «Уже год я общаюсь с очень милыми женщинами, свидетелями Иеговы (так они себя называют). Они научили меня очень внимательно читать Псалтирь, Евангелие и многое понимать. Я и сейчас общаюсь с ними на разные темы. Такое общение – грех перед Церковью?».
– Здесь вот какая проблема – у иеговистов программа общения с человеком начинается с первого пункта, который звучит так: «бомбардировка любовью».
Если вам хватит духовной крепости только пообщаться с ними на тему Псалтири и Евангелия, а дальше продолжать быть верной Православной Церкви, то, конечно, дай вам Бог в этом общении – вдруг, наоборот, они опомнятся и покаются в своем заблуждении. Но если вы чувствуете, что их обаяние все больше и больше захватывает вас, перекреститесь и возвращайтесь в стены родной Церкви. Да, порой нам не хватает любви; да, порой священник загружен и не успевает вот так «помурлыкать» возле своих прихожан, но Господь наш Иисус Христос не оставит верных Ему!
Вопрос телезрителя: «Что делать, если в жизни сплошная черная полоса невезения? Ни в чем не везет! Работу уже полгода найти не могу, никакого просвета, одни проблемы!».
– Однозначного ответа на подобные вопросы не существует. Единственное, что можно пожелать, – не надеяться на «князей, на сынов человеческих». А еще хочется спросить: брат, а молишься ли ты? Вот когда вы включите в свою жизнь эти молитвенные правила и будете уповать на помощь Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, причем уповать по-настоящему, я уверен, вопрос решится. Господь вразумит, и возможность трудиться всегда найдется.
Как и любой другой священник, я часто сталкиваюсь с тем, что, когда человек говорит «не могу найти работу», он не имеет в виду, что ее нет, он просто не хочет идти на ту работу, которая есть: «Нет, батюшка, на эту работу я не хочу, здесь мало платят!». Или: «Ну, батюшка, я занимал большую должность, что же мне теперь ниже своей должности опускаться?» – «Брат, прости, оказывается, работа есть и зарабатывать на жизнь можно, но ты просто не хочешь этой работы!»
И еще. Мне хотелось бы обратиться к людям, которым стало лень трудиться, у которых появилось много забот о самих себе, которые начали очень себя беречь. Их приглашают куда-то работать, но они говорят: «Нет, это мне тяжело, у меня и так сердце хандрит»!.. Мне хочется задать только один вопрос: ребята, а зачем вы себя так бережете?
Когда-то я стал свидетелем разговора одного старого схимника и уже немолодой женщины. Я помню, как он ее отчитывал и говорил: «Куда ты свои сто двадцать килограммов бережешь? Вот положат тебя в землю, чем ты отчитаешься перед Богом?» Она начала ему объяснять, что всю жизнь ходила на работу, работала в разных местах, на что он ей сказал: «Ты ведь работала не во славу Божию, не бесплатно, тебе же зарплату платили, ты из-за нее и ходила на работу. Не важно, за большую или маленькую (это дело государства), но работала ты за зарплату. А чем ты Богу поработала? Зачем ты сейчас себя так бережешь: помолитесь, батюшка, у меня и там болит, и сям болит! Ради чего я должен о тебе молиться?» Вы знаете, я тогда еще был молодым человеком, и меня так поразил этот подход!
А второй случай произошел не так давно. Мы регулярно проводим различные мероприятия с молодежью и однажды организовали встречу с инвалидами, на которую приехал представитель правительства, возглавлявший тогда работу с людьми с ограниченными возможностями. Он сам инвалид, перенес травму (перелом позвоночника), раньше был спортсменом и после лечения продолжил заниматься спортом, стал олимпийским чемпионом Паралимпиады по гонкам на лыжах – воля, стремление жить полноценной жизнью были у этого человека потрясающими. И когда мы встречались с инвалидами, я видел, как он записывает вопросы и каждый раз на реплики, что «государство нам обязано» или «почему мне не платят то-то и то-то», хмурился. Потом после встречи я спросил у него: «Вы все время хмурились, наверное, вас что-то смущало?» Он ответил: «Я думаю, батюшка, вас тоже смущало: ни один не задал вопрос: а чем я могу быть полезен обществу, чем я могу быть полезен другим людям? Все говорили только, что должны им – «а почему мне не дают это?», «а почему за мной плохо ухаживают?». Очень понравился мне этот подход: на самом деле не так много людей, которые ничем не могут быть полезны, есть множество людей, которые могли бы хоть чем-то послужить окружающим людям. Но не хотят, берегут себя, им себя жалко!
Нередко мы вспоминаем наших бабушек или прабабушек, которые до самой смерти вставали в шесть утра, шли во двор кормить скотину, пропалывали грядки и, будучи уже совсем старыми людьми, исполняли те или иные обязанности. У меня вопрос: почему бабушка могла до самой смерти вставать в шесть утра и ухаживать за скотиной, а мы не можем? Почему мы все время изыскиваем возможность то в больнице полежать, то постонать на своем диване, то погреть где-то свои бока?
Чем мы Богу отчитаемся? Ведь Господь не просто так рассказал нам притчу о талантах, когда вернувшийся царь потребовал свои таланты у каждого и спросил: а что большего ты можешь мне принести? Мы помним, как некто отдал свои пять талантов торговцам, и те принесли другие пять талантов, помним и того, кто зарыл свои таланты, вернув господину только то, что он ему давал. Мы с вами, особенно люди, находящиеся в преклонном возрасте, наверное, сильно поддались этой современной рекламе – «берегите себя»! И вот уже все – и молодые, и особенно старые, берегут себя: «Батюшка, помолитесь, чтобы у меня спина не болела». – «А сколько вам лет?» – «Семьдесят два». – «Так чего же удивляться? Нельзя же все время прыгать как восемнадцатилетняя!» В этом возрасте и должна спина болеть, а то и раньше. Или приходишь в больницу причащать и слышишь: «Ой, батюшка, вот записочка, помолитесь, чтобы у меня и это не болело, и то выздоровело».
Смотришь на человека и думаешь: неужели он не понимает, что в этом возрасте хорошо уже то, что вообще не помер! А то бы совсем нечего было сказать Господу! О чем молиться? Я могу помолиться о том, чтобы человек сам начал молиться, просить Бога о преодолении болезни для того, чтобы мог стать полезным своим внукам, детям, своим близким. Это самосохранение становится просто опасным, потому что превращается в борьбу с Церковью, борьбу со священником: «Вы, батюшка, меня еще и ругаете! Какой Вы плохой, и Церковь ваша плохая, не заботится о стариках!» Простите, но у нас «стареющая» страна, у нас стариков больше, чем молодых. Не пора ли, наоборот, старикам начать заботиться о молодых?
Я знаю один замечательный приход, где батюшка-игумен собрал несколько монахинь, которых отпустили из монастырей домой умирать. Они раковые больные, и отпустили их, очевидно, по их просьбе, чтобы дома спокойно умереть и предать Богу душу. И вот он собрал этих людей у себя на приходе и предложил им: «Давайте сделаем так: кто может ходить, будет ухаживать за теми, кто будет сидеть; кто может сидеть, будет ухаживать за теми, кто будет лежать, а те из вас, кто будет лежать, будут молиться о тех, кто ходит и сидит». И вот эта крошечная общинка тяжелобольных женщин, которым врачи предсказывали месяца три жизни, на тот момент, когда я об этом узнал, прожили уже года по три, по четыре. Они поднялись, устроили теплицы, принимали паломников, кормили их, и никому из паломников даже не приходило в голову, что за ними ухаживают люди, которых отпустили умирать! Вот что делает Господь тем, кто свою жизнь посвящает заботе о других. Чем больше мы с вами жалуемся на «черную полосу», чем больше бережем себя и меньше молимся, тем меньше Господь будет отпускать нам часов жизни. Так что простите меня нерадивого, но я считаю, что единственная возможность выбраться из «черной полосы» – это начать заботиться о других: от молитвы до дел!
Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Человекоугодничество – это грех, а как тогда проявить любовь к ближнему, чтобы это не было угождением человеку?»
– Хороший вопрос. В житиях святых можно найти рассказ, как один из учеников однажды заглянул в приоткрытую дверь кельи своего старца и увидел, как тот кормит, разжевывая пищу и вкладывая ее в беззубый рот, обессиленного, пораженного страшной болезнью человека, – говоря современным языком, бомжа, который лежит на кровати старца.
Можем ли мы сказать об этом старце, что занимается он лицеприятием или, как вы сказали, человекоугодничеством? Наверное, нет. Если вы беретесь ради Бога послужить другому человеку, это не человекоугодничество. Это единственная наша возможность как-то проявить свою любовь к Богу.
Не только тогда, когда мы постоим в храме, но и тогда, когда понудим себя потрудиться Богу ради другого человека. Другого способа у нас с вами нет! Современный мир оскудевает в любви, и мы это видим. Православный человек должен отличаться тем, что он несет любовь к другим людям, все остальное не будет Православием.
Иногда приходит человек и говорит: «Я глубоко верующий…» Особенно люблю я это выражение – «глубоко верующий»! Я сразу говорю: «Стоп! У меня есть яд, сейчас принесу, выпьешь, ведь сказано, что всякому верующему ничто не повредит». Человек удивляется: «Как это – яд?!» «Ну хорошо, – говорю, – не яд, тогда просто сунь руку к змее, она тебя укусит, но тебе же это не повредит!»
Друзья мои! Наша вера будет определяться только нашей любовью, а любовь – это тяжелая работа, ее надо воспитывать в себе, нарабатывать, как хороший спортсмен, который ежедневными трудами накачивает свои мышцы и благодаря этому может идти на рекорд или просто участвовать в соревнованиях. Мы должны накачивать наши духовные мышцы, а это, скажем честно, очень непросто, особенно в отношениях с самыми близкими: спасибо не говорят, не хвалят… Поэтому, чада мои возлюбленные, давайте-ка грех лицеприятия оставим на заднем плане; на самом деле он проявляется в последнюю очередь, а может и вовсе отсутствовать. В первую очередь у нас должно доминировать желание любить и помогать другому, ради любви к нему.
Вопрос телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, как узнать свои таланты, чтобы умножить их? Особенно когда, кроме семьи, никаких достижений больше нет».
– У автора этого вопроса, наверное, либо очень маленькая семья, либо ему некогда ею заниматься. У отца, кроме работы, семья должна поглощать все остальное его время. Семья должна стать нашим крестом, которым мы спасемся, потому что на самом деле семья – это всегда жертва: супругов – друг другу, родителей – своим детям. Не может быть такого, чтобы дети не нуждались в постоянном внимании своих родителей.
Если вы начнете добросовестно относиться к своей семье, у вас появятся тысячи вопросов, начиная с того, что бы почитать сегодня вечером детям или во что поиграть, до изучения психологии ребенка. Я, например, знаю очень добросовестных мам из поселка Красный Путь, которые вместе с женой священника местного прихода во имя Казанской Иконы Божией Матери организовали клуб многодетных семей, где обмениваются не только какими-то вещами, что общепринято, а и бесценным опытом воспитания ребенка. Они изучают и психологию, и физиологию ребенка, и это очень важно, ведь многие родители калечат своих детей именно из-за незнания этих вопросов. Маме, которая тащит своего двухлетнего ребенка заниматься фигурным катанием, хочется сказать: «Мама, ты не знаешь физиологии своего ребенка!». Ребенку в этом возрасте нельзя этим заниматься. Маме, которая ребенка в четыре годика отдает заниматься карате, хочется сказать: «Мама, ты не знаешь психологию своего ребенка!». Нельзя в этом возрасте допускать какие-либо удары, атаки и избиения. Нет у вас такого клуба – найдите книги по психологии, обратитесь за помощью к грамотному педиатру.
Если вы начнете заниматься этими вопросами, вам некогда будет думать о каких-то других проблемах.
Вопрос телезрительницы: «Раньше у нас не было храма, только недавно построили, и я купила Библию не в храме. Потом, когда построили храм, приобрела другие книги: Закон Божий, Евангелие, Псалтирь, два молитвослова. И только недавно обратила внимание, что Библия, купленная мною еще до постройки храма, выпущена Союзом евангельских христиан-баптистов для народов СНГ, Беларуси. Не грех ли то, что я читала и читаю такую Библию?».
– Читать Священное Писание не грех, это точно. Но поскольку сейчас всевозможные издания вполне доступны, хотелось бы, конечно, чтобы вы приобрели Библию, Евангелие или Новый Завет со штампом: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», это будет самое лучшее. И еще: возьмите благословение на чтение Библии у священника, потому что нередко, когда люди начинают без благословения читать Ветхий Завет, чего только не творится у них в головах! Благословение священника как бы открывает путь к правильному пониманию прочитанного. Начинать, конечно, нужно с Нового Завета, Деяний святых апостолов, Посланий святых апостолов – это должно стать вашей опорой, это то, что является для нас спасительным. И затем уже, освоив Книги Нового Завета, вы спокойно сможете приступить к чтению Ветхого Завета.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.