Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: Быть учеником и апостолом непросто

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: Быть учеником и апостолом непросто

№2 (851) / 12 января ‘16

Архипастырь

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет одного из удивительных апостолов, одного из апостолов, предание о котором возносит нас к тому, что этот апостол проповедовал в земле Русской. И таковым является апостол Андрей. Ему Святая Церковь усвояет название Первозванный, потому что он первый был призван Христом Спасителем на апостольское служение, первым быть Его учеником, первым, кто пришел ко Христу вместе со своим братом Петром, первоверховным апостолом. И Святая Церковь усвояет ему это название в нескольких, может быть, кратких словах повествует нам о том, каковым образом совершилось это призвание, мы слышали, что апостол Андрей Первозванный, равно как и брат его Петр, были призваны у моря Галилейского Христом Спасителем во служение апостольства, когда они ловили рыбу, потому что сами были простыми рыбаками, и Христос призвал их на это служение, но прежде всего им надлежало пройти удивительный, счастливейший и вместе с тем трагический путь ученичества Христова. Быть Его апостолами, быть Его двенадцатью учениками, теми, которые видели славу Божию, теми, которые слышали Христа Спасителя, теми, которые счастливы были слышать Христа, видеть Его, лицезреть, внимать Его Божественным словам, были счастливы только одним тем, что присутствовали вместе с Христом Спасителем.

И никто от них, за исключением, может быть, одного, который предал Христа Спасителя, не пожалел об этом. Не пожалел, потому, что Христос Спаситель в их понимании имел глаголы жизни вечной, потому что Он говорил о жизни вечной, о том, что волновало их, о чем они задумывались, может быть, не мудрствуя лукаво, может быть не имея тех познаний, которые были у трактовщиков Священного Ветхозаветного Писания, может быть не принадлежали к этим толкователям, может быть, не имели той грамоты, которая отличала бы их как философов, но вместе с тем, то, что они восприняли, и что за тем проповедали, имело также, как и у Христа Спасителя, глаголы, то есть слова, жизни вечной.

И своему апостольству они послужили в течении всей свой довольно непродолжительной жизни. И, за исключением апостола Иоанна Богослова, все они закончили свой жизненный путь мученически. Когда пошли они за Христом, они призваны были на апостольство, и это послужило для них тем, что определило всю их дальнейшую жизнь. Они оставили все то, что сдерживало их здесь в мире от самоотверженного служения людям и Богу. Они пошли за Христом и шли за Ним, вслушиваясь в Его слова, повествуемые Христом, Спасителем, что-то разумея, а что-то, может быть, и не понимая, потому что мы находим в несколько другом месте у апостола Луки и у апостола Марка такие слова: «И тогда отверзи им ум, разумети Писания» (Лк. 24, 46). То есть, не все и они понимали, что говорил Христос Спаситель, потому что были людьми простыми, потому что были привязаны к этой земле, потому что им было трудно понять все то величие слов Христа, Его проповеди, Его учения. Но, вместе с тем, они имели такую веру, что сердцем своим чувствовали, что у Него правда. И поэтому они за Ним шли. Может быть не все понимая, но сердцем своим чувствовали, что сердце их, будучи вещуном, вещало им: «Этот именно говорит то, что является истиной», и этому они служили Ему на протяжении всей своей жизни.

Так же, как и многие апостолы, апостол Андрей Первозванный последовал за Христом и проповедовал Слово Божие, Христа распята и Христа Воскресшего, проповедовал неленостно, самоотверженно. И люди воспринимали эту проповедь по-разному: одни благодарно внимали, другие воспринимали происходящее как нечто, что рушило их уклад, и в лучшем случае они недоумевали, а в худшем случае негодовали и, зачастую, избивали и святых апостолов.

Таковым образом была окончена и жизнь святого апостола Андрея Первозванного, который проповедовал, как нам повествует Предание, и на горах Киевских и предсказал величие земли Русской, что быть Матери городов русских именно в этой земле, и будет построено множество церквей, множество храмов, где будет проповедано Слово Божие, и где будет возноситься слава Богу.

И вот это-то пророчество и сбылось и мы с вами имеем счастье быть наследниками его проповеди. Мы с вами также являемся христианами, верующими во Христа и эту веру восприняли от апостола Андрея Первозванного. Жизнь свою он окончил мученически, – за проповедь, за веру свою он был распят на кресте, но не на том Кресте, на котором был распят наш Божественный Учитель Христос Спаситель, но распят на кресте, наподобие буквы «Х» русской, и это стало для всех нас именоваться Андреевским крестом. И ныне на Руси учрежден орден Андрея Первозванного как высший орден России, которым награждаются люди за высшие заслуги перед Богом, за служение людям, перед Отечеством, как его защитники и провозвестники добра, мира и благоденствия.

И вот для всех нас, сегодня совершающих его память, жизнь апостола Андрея является поучительной. Поучительной хотя бы в том, что апостол Андрей имел такую веру, такое дерзновение, когда отозвавшись за Христом и пошедши за Ним, он, вместе с тем, воспринял и все тяготы этого служения. Потому что быть учеником и апостолом было непросто. Непросто, дорогие братья и в наше время, быть последователями имя Христова. И мы часто сетуем, что мир нас не любит, мир нас ненавидит, но помним ли мы те слова, к которым обращает нас Христос Спаситель, когда говорит: «Не сетуйте,что мир вас ненавидит, ибо если бы вы были от мира сего, то мир любил бы свое. Но поскольку вы не от мира сего, мир вас ненавидит. Но Меня прежде вас возненавидели, но дерзайте, Я победил мир». И в этом, дорогие братья и сестры все наше упование, вся наша вера в победу Христову, вера в торжество Его истины, вера в торжество жизни вечной, вера в торжество христианских идеалов, в то, что мы именуем христианскими заповедями. И это для всех нас дорого и священно. Потому что оно, действительно, дает нам эти глаголы жизни вечной, потому что повествует нам о жизни вечной, о бессмертии души нашей. И поэтому-то и должны и мы с вами иметь веру нелицеприятную, веру твердую, веру самоотверженную.

И если от нас не требуется, может быть, такого подвига, как для апостола Андрея Первозванного, который пошел ради своей веры, ради проповеди о Христе и на крест, от нас требуется отречения от того злого, что искушает нас в этом мире. Мысли, поступки, слова наши, – все то, что не соответствует истине, все то, что не соответствует вере Христовой, то, что ни в какой мере не прилично и не соответствует христианским идеалам, то, что удаляет нас от Бога, то же, что затемняет нас, делает нас причастниками греха, а не блага, не Воскресения Христова, это должно быть из нашей жизни изжито. А это дается весьма и весьма нелегко. Все мы с вами знаем, как трудно делать добрые поступки, как трудно думать хорошо, ни в коей мере не обращаясь к различного рода предрассудкам, слухам, каким-то ложным восприятиям, как трудно говорить добро, как зачастую мы думаем, что некоторым образом уязвляемо бывает наше с вами человеческое достоинство, Тогда когда вместе с тем следовало бы проявить нищету духовную, проявить смирение, и это послужило бы благу и миру. Как трудно делать добро, потому что еще Христос Спаситель говорит: «Царство Божие нудится». То есть, оно дается с трудом. И дела Царства Божия совершаются тоже с трудом. Потому что злая сила всячески этому препятствует, потому что и мы поддаемся его влиянию и бываем расслаблены, леностны, бываем не готовы на совершение добрых дел. А вместе с тем, кто может из нас сказать, а что нам осталось жить и с чем мы пойдем ко Христу. Какой духовный материал, духовный багаж мы предъявим Ему на Страшном Судище Христовом? Ибо еще здесь, живя на земле, мы сами имеем осуждение, потому что, размышляя о своей жизни беспристрастно, должны признать, что ой как далеки мы от христианского идеала, ой как далеки мы от той преданности Христу, которую имел апостол Андрей Первозванный, как далеки мы от того, чтобы взирающие на нас люди говорили, что вот они – христиане, а если они живут таким достойным образом, значит, существует Бог. Не чаще ли происходит обратное? Когда взирая на нас, многие теряют и остатки веры, и это касается и священнослужителей и мирян, потому что часто мы, увы, являем образ недостойный человеческого звания, не говоря уже о высшем его проявлении – духовном христианстве. И вот поэтому-то, дорогие братья и сестры, размышляя и вспоминая жизнь и труды апостола Андрея Первозванного, задумаемся и мы, что мы несем в этом мире, о чем свидетельствуем мы? И если не найдем там ничего доброго, что могли бы сказать и предъявить перед Господом в свое оправдание, то мы должны горько об этом пожалеть и коренным образом стремиться исправить свою жизнь. Это произойдет не тотчас, но апостол Павел говорит: «Все могу во укрепляющем меня Иисусе». И потому к сему простирается и наша молитва, и потому молимся мы святому апостолу Андрею Первозванному, чтобы он нас в проповеди своей и благовестии не оставил и на всю жизнь нашу дальнейшую, ведя нас к обителям Отца Небесного. Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс