Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: О семье как о малой Церкви

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: О семье как о малой Церкви

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Исследуйте писания

Поставив перед собой цель, человек вдруг осознал свою несвободу. А когда человек поставил цель и может делать что-то, что, по крайней мере, в его силах, чтобы к этой цели идти, вот тогда он может рассуждать о пределах собственной свободы.

Все эти рассуждения важны чтобы показать, не что есть свобода, а показать, что свобода предполагает определенную упорядоченность жизни, ее иерархию: есть цель, которой подчинено все остальное – сама динамика человеческой жизни иерархична.

Возвращаемся к семье. И в семье, как и во всем, что существует в этом мире, будь то лес, животный мир, человеческая жизнь, власть, общество, должна быть иерархия. Она и есть. И о том, какова эта иерархия, и говорит апостол Павел в первой части 11-й главы. Напомню: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов».

Я думаю, ангелы здесь приведены потому, что они – некая духовная сила, которая обеспечивает космический порядок, соразмерность бытия. Эта сила отвечает за то, чтобы и мир людей был в определенной степени структурирован, в нем сохранилась бы иерархичность. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять простейшую вещь: в семье нет и не может быть равенства. Только надо понимать, что, когда мы говорим о равенстве в семье, мы не имеем в виду равенство гражданских прав или политическое равенство. Это несколько разные вопросы.

Апостол Павел говорит не о каких-то социополитических проблемах своего времени или вообще человеческого существования, а конкретно говорит, что должно быть внутри семьи: он не касается вопроса, чем должна заниматься женщина (можно ли заниматься политикой, участвовать в выборах, работать, зарабатывать или тратить деньги), речь не об этом, а о том, что внутри семьи должна быть иерархия и верхом этой иерархии в семье должен быть Бог, а потом муж, а потом жена.

Вот когда есть такая иерархия, тогда семья действительно существует, тогда семья может называться малой Церковью, тогда в ней сохраняется определенная правильность устроения, которая семью делает семьей – тем, чем она должна быть: не социальной ячейкой общества, а местом, где человек может быть счастливым. Это возможно только тогда, когда она вот таким образом устроена.

Важно понимать – вершиной этой пирамиды является Бог. Разговор о семье апостол Павел нигде не ведет в контексте двух реальностей: мужа и жены, мужчины и женщины. Он всегда говорит о третьем – он всегда говорит о Боге или о Христе как о члене семьи, как о Том, Кто семью делает семьей.

Когда мужчина действительно подчиняет свою жизнь Божественной воле, исполнению заповедей, осуществлению замысла Божия на земле, тогда семья действительно становится семьей, а женщина подчиняется мужчине. Если мужчина живет как попало и у него нет никаких желаний быть славой Божией и осуществлять волю Божию на земле, но женщина, тем не менее, чтит такого мужа и живет так, как будто муж такой, каким должен быть, то семья, хоть и хромает, но все-таки не больна совершенно.

Но когда в семье муж живет как попало, никому не подчиняясь, никаких Божественных целей и задач перед собой не ставя, и жена ни во что не ставит мужа, сама строит свою жизнь, сама зарабатывает деньги себе, то нельзя про эту семью сказать, что она есть – это некоторая узаконенная форма сожительства: по правде Божией, они не семья, просто люди договорились, что им сейчас, в рамках их собственных целей и задач, комфортно жить вот так. По крайней мере, о семье как о малой Церкви в таких случаях говорить не приходится. Это нечто неорганизованное, не подающееся описанию, это просто стихия человеческого греха, тления и распада. Об этом речи в контексте церковного устроения быть не может.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс