Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Главное – это смириться

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Главное – это смириться

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Читаем Ветхий Завет

Человек всю зависимость своей жизни полагает в богатство – большое ли, великое, в данном случае важен тот маленький или большой достигнутый нами уровень комфорта, к которому мы прикипели, на который и наде-емся: «Вот будет у нас это комфорт, мы, глядишь, как-нибудь все перенесем…» И поэтому так страшно, если этот комфорт от нас отнимется – мы оказываемся беззащитными, бессильными, потому что вмешался Бог, а к встрече с Ним, с Его волей, с Его мыслью о нас мы не готовы.

Эти проявления гордыни, по свидетельству пророка Аввакума, препятствуют вере. И наоборот, вера изгоняет их все: и пристрастие к богатству, и немилосердное сердце, и ложь. Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа.

Общий вывод из этого как раз в том, что человек должен… Что есть вера, говорят много, как надо правильно верить, говорят много. Священное Писание свидетельствует: бесы веруют и трепещут, но они же не спасаются. Человек научился понятием веры управлять в соответствии с тем, как ему удобно. Пророк Аввакум подчеркивает и это противопоставление, которое засвидетельствовано Духом Святым, что душа надменная не успокоится, а праведный верой жить будет – она не только противопоставляет веру надменности, она показывает, что главное проявление веры есть смирение.

Мы говорили уже, что для Бога не имеют значения объективные условия существования нашей конечной земной жизни. Не то важно, что нас окружает, сколько лет и в каких условиях мы проживем. Бог думает о вечном нашем бытии, или, так правильней сказать, Он думает о человеческой личности, но не в либеральном ее понимании, а о личности, которая в Вечности будет предстоять или откажется предстоять своему Богу.

Размышляя об этом, мы сейчас не будем говорить, что есть подлинной личностью, хотя образец для любой человеческой личности это Личность Бога – все мы созданы по образу Божию. Речь сводится к простому: личность проявляется в смирении, быть подлинной личностью, значит быть смиренным. Как говорил Симеон Новый Богослов по отношению к Богу нашему: мой негордый Бог.

Именно Его величайшее смирение не только в том, что Он Сына Своего отдал, не только в том, что Сын этот выстрадал на Кресте, но в том, что каждый день Бог от нас терпит: Он ожидает нашего покаяния, выслушивает наши молитвы, видит, с какими чувствами, мыслями, движениями мы предстоим Ему в храме, как мы молимся Ему, что мы думаем о Нем, как мы спорим о Нем, как мы плюем на Него, как мы скверним Его образ, убивая ли себе подобных или ругаясь над человеческим естеством, совершая или оправдывая противоестественные пороки, – Он все это терпит, Он не вмешивается тотчас.

Вот этим каждое мгновение бытия мира подчеркивается Его невиданное смирение. И это для человека является главным критерием, что значит быть личностью – это значит смириться. А это каждый человек способен понять. Хотя об этом написаны глубокие богословские труды, все гораздо проще. Как писали со времен Антония Великого: главное – это смириться.

Об этом все Священное Писание. Вот смирится человек – в этом и есть его вера, а если он смирится, он будет спасен вне всяких обстоятельств земного бытия. Очень известная фраза, она на слуху, но вслушаться надо в ее категоричность. Если не смиритесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное. Простая, как бы по поводу детей сказанная фраза, в ней слышится мягкий тон, но ведь она категорична: не войдете, если не смиритесь.

Обратимся к 3-й главе, где пророк Аввакум смиряется, падает на колени и умом своим, духом своим склоняется перед Богом и свидетельствует Духом Божиим: да молчит вся земля перед Лицем Его. Мы не в силах понять все судьбы Его Промысла. Почему один болеет и спасается, а другой живет в богатстве и спасается, один лежит на гноище, как Лазарь, и спасается, а другой лежит на гноище и не спасается. Как, от чего это зависит? Понять и измерить все это не может ни один человек, ни один богослов, ни один пророк. Один только Бог вмещает в Себя все судьбы мира. Поэтому Он и сказал: Я есть Альфа и Омега, все от Меня, ко Мне и ради Меня. И вместить это не может ни один человек до конца.

Дальше совершается вещь совершенно чудная и непостижимая: Аввакум воспевает песнь. Она почти бессвязна, но очевидно, что Аввакум видит видение, когда изнемогает человеческий язык. Он видит тайны Божии, ему открывается то, что можно передать в образах, символах. Это некое восторженное песнопение перед Лицем Бога, это подобно тому, как апостол Павел, восхищенный до третьего неба, говорит: я не могу пересказать то, что я видел, слов на человеческом языке таких нет. То, что видит Аввакум, он пересказывает своей песней. Это буквально всплеск его вдохновения. Эта песня стала основой для гимнографии Церкви, до 4 песни канона. Но заключается эта песня потрясающим свидетельством Аввакума:

«Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,– но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!».

Потрясающее свидетельство. Даже если все разрушится, даже если голод будет гулять везде, даже если все радости этого мира увянут, человек, смирившийся перед Богом, и тогда должен воспеть песнь радости о Боге: то, что он видит совершающимся – орудие Промысла Божия, и это от Бога, и в этом Бог, и в этом проявление милости и любви Его – все, что мы видим вокруг себя, не что иное, как проявление Его любви.

И нет ничего иного в мире, даже все страдания, которые обрушиваются, есть благодать Божия, действующая таким неизбывным парадоксальным образом. Но чтобы вместить это Откровение, надо по-настоящему и глубоко смириться, и тогда радость при всяком случае не покинет нас. И то, что сказал апостол Павел: «всегда радуйтесь и непрестанно молитесь», сбудется в нашей жизни.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс