Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Убиты за веру

Убиты за веру

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Память

Продолжение. Начало в №38 (839) – №46 (847)

Как и во многих других селах, жители села Мурзинское отказалось вступать в ряды Красной Армии. Члены коллегии донесли об этом в Нижний Тагил, откуда сразу же прибыл карательный отряд во главе с комиссаром Чугуновым.

После взятия с населения контрибуции 10 тысяч рублей Чугунов приказал арестовать местного священника отца Павла и 17 мужчин, подлежавших мобилизации. Всех отправили в Алапаевск в качестве заложников. Здесь в ночь на 27 августа (9 сентября) священник Павел Фокин был расстрелян.

Вместе с сообщением о гибели священника Павла Фокина в «Известиях Екатеринбургской церкви» опубликовано известие и об убийстве 30-летнего священника из Нижнего Тагила Всеволода Черепанова. Дата смерти его не была указана.

Последним священнослужителем, убитым летом 1918 года, стал 27-летний диакон села Больше-Трифоновского Александр Нилович Медведев. В докладной записке комиссара с. Покровского начальнику Егоршинского отряда Павловскому указывалось, что у диакона церкви села Больше-Трифоновского Александра Ниловича Медведева под видом инженера и родственника скрывается бывший князь, таким образом на диакона была поставлена печать контрреволюционера.

Немало священников убито большевиками во время подавления народных восстаний, которые то и дело вспыхивали в тылу у красных.

Так, несколько убийств священнослужителей Невьянска и его окрестностей летом 1918 года, как показывает расследование, непосредственно связаны с Невьянским восстанием автомобилистов. В результате подавления Невьянского восстания пострадали служители церкви самых разных территорий: священник Верхне-Тагильской церкви Иосиф Сиков и псаломщик той же церкви Аркадий Ляпустин, священник Новоуткинского завода Павел Чернышев, священник Невьянского завода Петр Иевлев и диакон Невьянского завода Вячеслав Луканин. Вместе с последним пострадали шесть певчих церковного хора.

...12 июня 1918 г. (здесь и далее н. ст.) в Невьянске вспыхнуло антибольшевистское восстание. Возглавили его социалисты-революционеры (эсеры) 4-й тыловой автомобильной мастерской, эвакуированной в Невьянск весной 1918 года из г. Луги Петроградской губернии, благодаря чему восстание получило название «Восстание автомобилистов».

После захвата власти в Невьянске восставшие посылали небольшие дружины по окрестным населенным пунктам, жители которых сразу становились на их сторону.

В Верхнетагильском заводе, например, при получении известия о выступлении автомобилистов тоже произошла бескровная реставрация старой власти. Почти все большевики, 29 человек, были заключены в арестное помещение волостного земства, в так называемую «сижовку» (здание земства сохранилось, в нем располагается Верхнетагильский краеведческий музей). После нескольких дней пребывания их под арестом местный священник о. Иосиф предложил поговорить с большевиками и, если они согласятся покаяться всенародно в храме, отпустить их. Те, естественно, согласились покаяться. Их отпустили. Вечером была назначена церковная служба, к которой бывшие арестанты должны были прийти для принесения чина покаяния. Но они сбежали.

Восстание в Невьянске и окрестных селениях большевики подавили в 20-х числах июня. Для борьбы с контрреволюционными выступлениями и уничтожения оставшихся повстанцев в Невьянском заводе, который не был даже уездным городом, создали отделение Чрезвычайной комиссии (обычно отделения ЧК создавались в больших губернских городах). Председателем ЧК стал большевик-подпольщик, уроженец Невьянска В.П. Мухин.

Псаломщик Аркадий Ляпустин и священник Иосиф Сиков были арестованы и отправлены в Невьянск в распоряжение ЧК. В подвале этого здания арестованные находились некоторое время. Здесь, по всей вероятности, они и были расстреляны 14 (27 июня) 1918 г. и похоронены только через девять дней, 23 июля (6 августа), на приходском кладбище Спасо-Преображенской церкви Невьянского завода.

Их отпевали свящ. Иоанн Рыболовлев с двумя диаконами Иоанном Вишневским и Вячеславом Луканиным. После смерти иерея Иосифа его супруга осталась одна с 8-ю детьми, старшему из которых было 15 лет.

После подавления восстания повстанцы попытались прорваться для соединения с белогвардейскими частями. Группа в 25 человек, среди которых были почти все руководители повстанцев, направилась лесными дорогами в сторону Билимбаевского завода. Этой группе удалось проскочить через Васильево-Шайтанский завод (ныне Первоуральск) в сторону Екатеринбурга. Другие группы были обнаружены в окрестностях Новоуткинского завода. Нужно отметить, что восставшие встречали сочувствие у местного населения. Крестьяне охотно скрывали их от красноармейцев, носили им пищу. Большевистская власть, успевшая показать себя, воспринималась большинством как власть враждебная.

Розыск и арест повстанцев и им сочувствующих велся советской властью с особым рвением. Руководил одной из карательных команд Петр Ермаков, участник убийства Царской Семьи.

В Новоуткинском заводе красноармейцы арестовали несколько человек, в числе которых был и местный священник Павел Чернышев.

В соучастии восставшим вместе со иереем Павлом обвинили его сына – студента Николая и его зятя – фельдшера Армишева и К.И. Ждановских – учителя местной школы (бывшего штабс-капитана царской армии) и его сослуживца Егорова (оба только что вернулись с фронта), двух братьев Егорова и еще несколько человек. Участие в восстании было лишь формальной причиной их ареста, так как с истинными участниками восстания расправлялись сразу же. Не щадили даже их жен и детей. Здесь же были взяты под арест самые авторитетные и обеспеченные жители села.

О нравственном облике красноармейцев рассказывает эпизод, о котором известно от старожилов Новоуткинска. В 1918 году, вечером, красноармейцы небольшой компанией пьянствовали у плотинки. Один из них, видя, что алкоголь подошел к концу, пошел за добавкой. Двое других, опьянев до безумия, подумали, что он идет предавать их белогвардейцам, и выстрелили ему в спину. Впоследствии «герою», погибшему таким образом, был поставлен в селе памятник.

Священник Павел Чернышев и арестованные с ним были обвинены в «сигнализации повстанцам» и как заложники отправлены в Екатеринбург. Проведя неделю под арестом в Американской гостинице, были освобождены за недоказанностью вины и вернулись домой. Но вскоре их вновь арестовали и отправили в распоряжение Екатеринбургского уездного совета. По всей видимости, их арест был обусловлен наступлением белочехов на Екатеринбург. 7 (20) июля 1918 года те заняли станцию Коуровка и Билимбай, разбив находившийся там отряд красных.

В тот день заложников отправили рыть окопы под станцию Арамиль. Не доходя пяти верст до станции, ничего не подозревавшие арестованные были убиты выстрелами в спину конвой из рабочих суконной фабрики под предводительством Ивана Костромина. Из десяти человек восемь погибли, а двоим посчастливилось убежать (один из сбежавших – сын священника).

Антибольшевистское восстание в Невьянске было не единственным на Урале. В июне 1918 года в селе Меркушино Верхотурского уезда возникло сопротивление недовольных принудительной мобилизацией жителей 1896–1897 г.р. В результате 2 июля был убит представитель новой власти Иконников. В течение месяца власть повстанцев удерживалась в 7 волостях уезда. Центрами восстания были Дерябинская и Меркушинская волости.

2 августа 1918 г. в «Ирбитском вестнике» было опубликовано воззвание: «Граждане! Красногорская, Сандинская, Меркушинская, Усть-Хмелевская, Кошайская, Дерябинская и Отрадновская волости встали как один человек на защиту прав крестьян, угнетаемых большевиками-коммунистами. Мы хотим прекратить насилие, разбои и грабежи трудового имущества и под этим знаменем мы двинули свои вооруженные силы на г. Верхотурье». В этом походе повстанцы были вооружены самодельными пиками, косами, топорами и охотничьими ружьями, поэтому восстание и получило название «Деревянная война». (Окончание следует)

А.В. Печерин,
г. Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс