Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дмитрий Викторович, позвольте приветствовать Вас в студии телеканала «Союз» в Екатеринбурге. Вы из Санкт-Петербурга и, в принципе, можете стать гостем нашей студии в городе на Неве, – мы будем этому рады. Теология стала научной специальностью. Собственно, по факту, наверное, она всегда ею была, но сейчас это признало государство. Какие плюсы и какие, может быть, подводные камни есть в этом?
– Вы правы: действительно, 25 сентября президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки утвердил паспорт научной специальности «Теология», и эта пирамида, которая выстраивалась на протяжении 20 лет (бакалавриат теологии, магистратура теологии), выстроена. Теперь уровень магистратуры и докторантуры закрыт. Однако надо сказать, что это еще «строительство нулевого цикла», по большому счету, – теперь предстоит огромная работа.
Спасибо высшей церковной власти, первому лицу государства за то, что они внимательно следили и всячески помогали этой деятельности и большой работе по включению такой научной специальности в перечень. Но теперь предстоит формировать диссертационные советы, готовить специалистов, чтобы теология действительно стала одной из предметных областей, а не просто дисциплиной нашей науки.
Дмитрий Викторович, признание теологии наукой может помочь некоему одухотворению школьного и высшего образования, которое, говорят, находится в состоянии коллапса?
– Я бы так не сказал, по большому счету богословие не нуждается в том, чтобы его признавали чем-то. Задолго до многих других признанных наук богословие было, и оно никуда не денется. Это мудрость, обширная сфера интеллектуального и духовного труда многих людей на протяжении столетий, даже тысячелетий.
Если же говорить о том, как это может помочь высшей и средней школе, – я думаю, может помочь, если мы правильно оценим перспективы и возможности богословия, правильно сформулируем задачи. Ведь у нас всегда (если мы вспомним советское время, не так давно завершившееся и еще так или иначе в нас живущее) существовала идеологическая поддержка образовательного процесса. Учителя имели такую поддержку – это была марксистско-ленинская философия. В 90-е годы наступил плюрализм мнений, оценок, можно было делать все, что считаешь нужным (я сам в это время работал в школе), это был очень интересный период. Но учителям нужна помощь, методическая поддержка. Когда источников много, когда они все небесспорны и большинство из них имеет авторский подход, учителю достаточно сложно работать.
Православное богословие – это тот проект, который уже несколько лет реализуется совместно с общецерковной аспирантурой и докторантурой. Его возглавляет митрополит Волоколамский Иларион. По благословению Владыки Илариона на базе нашей РХГА организована кафедра педагогики и теории образования, которая как раз призвана заполнить теоретические пустоты и могла бы помочь учителю в его работе.
Мне кажется, педагоги сегодня нуждаются не только в методической помощи, но и в том, чтобы кто-то их вдохновлял, хвалил, любил и уважал. В советский период это все было по умолчанию. Слоган «первая учительница – вторая мама» родом оттуда, но, увы, сейчас это ушло, мы видим, что учитель – это человек, который предоставляет ребенку образовательные услуги. Педагоги получают установки, что они должны не воспитывать, а только образовывать, причем образовывать – это уже не от слова «образ» и тем более «образ Божий»...
– Вы знаете, я думаю, что ситуация в обществе меняется, и взгляд на учителя и школу меняется в лучшую сторону. Я бы сказал, меняется в обществе (к счастью, быстрее) и меняется в органах образования (к несчастью, медленнее, – там продолжают жить бюрократические и экономические установки: как вы правильно сказали, такие установки: «товар – деньги», «образовательные услуги – деньги»). Учитель был вытеснен на периферию как личность, он перестал всех интересовать и стал «продавцом образовательных услуг». Но вспомним: на протяжении всей истории человечества учитель – это центральная фигура, это стержень образования, вокруг учителя формировались школы: вспомним Сократа, Платона и его академию. Учитель – это центральная фигура в образовательном процессе, и без этого никак.
Я не призываю сейчас принять закон о том, что учитель – это центральная фигура, но мне кажется, что наше общество уже созрело для понимания этого, и родители понимают это, и дети тянутся к хорошим учителям. Осталось только, чтобы образовательный менеджмент, от высшего до районного, перестал видеть в учителе только собирателя портфолио, баллов для аттестации, переаттестации, повышения категории и прочего, но для этого нужно приложить усилия. Я думаю, богословский подход, который нравственно ориентирует учителя, может сыграть свою роль в этом.
Давайте поговорим об одном из курсов, который Вы читаете: «Нравственно ориентированная педагогика». Почему пришлось акцентировать внимание именно на этом свойстве?
– Именно потому, что бездуховная педагогика невозможна, мы вынуждены сейчас постоянно повторять и напоминать об этом, ориентировать наших учителей на образцы, которые помогли бы им вернуться в это поле.
Хотелось бы процитировать нашего замечательного русского педагога, богослова отца Василия Зиньковского (цитата будет не очень точная, передо мной нет книги, но я сейчас ее вспомнил). Он говорит о том, что христианская педагогика должна вернуться и мы ждем, что наступит время христианской педагогики, поскольку она помогает решить главную проблему в образовании: чтобы человек открывал в себе через образование не собственный образ, на что нас ориентирует «гуманистическая педагогика», а образ Божий – смотрел гораздо выше, чем потребительский окружающий мир, где мы пребываем, в котором мы, как говорил Маяковский, «совершаем поступки».
Поступки нужно совершать, ориентируясь не только на сиюминутные потребности, но и имея в виду перспективу вечной жизни. Вот это задача образования, и если мы поможем это осознать учителям и родителям, то у нас есть, мне кажется, неплохие перспективы.
Приведенная Вами цитата перекликается со словами, сказанными в этой же студии Вашим коллегой Д.К. Богатыревым о задачах РХГА: «Не просто дать человеку образование, которое помогает ему обрести профессию, но которое помогает обрести смысл жизни». Ваше учебное заведение нацелено так высоко?
– Да, я смотрел эту передачу, ректор РХГА в вашей студии сказал такие слова, и я с ними согласен. Если бы я с ними был не согласен, я бы не работал в этом авторском вузе. Действительно, обретение смысла жизни – это дело человека, но мы должны ему в этом помочь.
Открытие образа Божия в самом человеке, как мне кажется, это и есть главный смысл педагогики и образования. Мне кажется, самый важный педагогический праздник – это Преображение Господне, когда мы видим, как происходит качественное изменение.
Образование – это не просто наполнение знаниями, умениями и навыками, это возможность для человека осознать свою цель. Все остальное необходимо, но недостаточно, это средства, а главное – преображение. Мы, как верующие люди, можем добавить в такой идеальной, перфекционистской перспективе: богоуподобление.
Спасибо Вам огромное! Я очень надеюсь, что наш разговор был неким вдохновением и утешением для тех педагогов, которые придерживаются нравственно ориентированной педагогики – пусть даже неосознанно: просто они иначе не умеют. Дай Бог, чтобы они держались до последнего. И будем надеяться, что перспективы действительно светлы.
– Без таких учителей образования быть не может. Спасибо!
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.