Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно научиться благодарить за каждый день

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно научиться благодарить за каждый день

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Сегодня в нашей стране день траура, и таково свойство человеческой души, что скорбь нас объединяет гораздо глубже, чем веселье. Все-таки веселье более поверхностно, хотя способно захватить большее количество людей.

Каждая скорбь – это опыт нашего сердца, очень важный опыт, и это можно использовать даже для воспитания наших детей. Совсем неплохо, если каждая семья произнесет молитву вместе с детьми об упокоении невинно погибших наших сограждан (и не только наших), чтобы это стало не просто каким-то событием из телевизора, а чтобы это стало и событием нашего сердца, потому что это такое сердечное упражнение в деятельной любви, когда незнакомые люди становятся нам ближе и в чем-то даже родными, потому что обычно мы молимся именно о родных. Вот эта катастрофа понуждает нас именно к такому деянию. И понятно, что тот, кто верит в случай, тот не может веровать в Бога. Все, что с нами происходит, это по попущению Божию, и можно надеяться, что, поразмышляв, каждый для себя сможет усвоить какой-то очень важный урок. И мне кажется, что в этом, как могут, должны участвовать все поколения. Это было бы очень хорошо и правильно, это было бы выражением по-настоящему духовного единства.

А теперь, отец Александр, перейдем к нашим вопросам.

В продолжение есть такой вопрос: «Мы просим Бога, чтобы избавил нас от напрасной и внезапной смерти, но Господь попустил такую страшную и внезапную смерть. Как нам это воспринимать? И почему Господь, вопреки нашим просьбам, порой делает наоборот?»

– У нас нет сведений, что все летевшие на этом лайнере молились о безболезненной, непостыдной, мирной кончине, поэтому здесь нет противоречия. Я в таких авиационных событиях, происшествиях участвовал в своей жизни три раза и имел возможность наблюдать за людьми. Очень многие начинали очень сильно молиться, и мне даже приходилось успокаивать – это было уже на грани истерики. Там было немало времени, чтобы вспомнить о Боге, помолиться, ведь, чтобы приготовиться, для этого на самом деле нужны секунды. Но когда человек в панике, он, конечно, начинает метаться. Но, как я уже сказал ранее, из этого каждый должен извлечь для себя некий урок.

Вообще наша цивилизация пожинает свои плоды: с одной стороны, удобство, а с другой стороны, несмотря на то, что авиационный транспорт остается самым безопасным (и таким и останется), тем не менее, когда происходит трагедия с самолетом, она особенным образом на всех действует. В автомобилях гибнут десятки тысяч, а в самолетах всего лишь десятки людей в течение года, то есть абсолютно несравнимо: тысяча – это разница в три порядка. Но автокатастрофа стала чем-то обычным, привыкание большое; ежедневно об этом сообщают в новостях, – а что редко, то больше задевает.

На самом деле и смерть от инфаркта или от туберкулеза трагична – смерть всегда несправедлива, смерть всегда не вовремя, даже если человек к ней готовится. Смерть – это вообще аномальное явление в жизни человека, поскольку смерть – это следствие греха, а грех – это аномалия. Но мы живем внутри этой аномалии, и такие вещи для нашей греховной жизни это норма. В этом смысле это некая неизбежность, которая напоминает нам, что вообще-то каждому человеку – и большому, и маленькому – смерть близка и поэтому нам нужно очень ценить жизнь каждый день, нужно научиться благодарить за каждый день. Это событие, в силу его яркости и оказанного впечатления на души людей, нужно обязательно использовать, чтобы еще глубже запечатлеть это, особенно в детской душе. Это можно использовать для воспитания: учить их состраданию, научить молитве.

Обычно в таких случаях говорят: «Надо нам сплотиться». Вот нам надо почувствовать, что это общее горе, и это очень важное духовное единство. Поэтому, с одной стороны, это, безусловно, трагедия, абсолютно бесспорно. С другой стороны, я всю жизнь замечаю, как смерть понуждает людей примириться, смерть понуждает встретиться людей, которые давно уже не общались, смерть понуждает к особенно глубоким религиозным размышлениям о скоротечности всего земного.

Смерть напоминает нам, что жизнь, которую мы ведем, должна быть очень серьезной; она настраивает нас на весьма серьезный лад. Несмотря на всю ее трагичность, присутствие смерти в нашем мире драгоценно, поэтому в каждом цивилизованном народе всегда вокруг смерти вырастал некий культ. Сейчас тоже есть чудные вещи, вплоть до флешмобов. Например, какое отношение имеет трагедия к воздушным шарикам? Но у людей, которые потеряли всякую религиозность, и то рождается в голове желание запустить шарик. С точки зрения любой культуры, это, конечно, странная вещь: шарик – это совсем не из той оперы, но сам факт, желание каким-то образом что-то совершить – это вполне религиозный акт. Поэтому мы и не будем его отрицать: есть и есть, это все равно действие, реакция души человека на это событие.

В мире, разделенном и государственными, и религиозными, и культурными границами, трагедия выявляет единство отношения людей к этой трагедии – сколько людей сочувствует, сопереживает, выражает соболезнования семьям погибших...

– Тем не менее я имел несчастье слышать даже и ерничанья по этому поводу и еще один повод назвать нашу гражданскую авиацию «летающими гробами». Хотя катастрофы есть везде, и у нас в данный момент совсем не такая тяжелая ситуация, которая сильно отличает нас от других стран.

Люди, потерявшие не только разум, но и всякое чувство сострадания, есть везде.

– Вот это печально, поэтому мне кажется, что очень важно извлечь религиозный опыт сострадания. Траур – это не просто выключить развлекательные передачи, и не красно-черный шрифт, который аккуратно идет за рекламой (на мой вкус, это тошнотворно) – то есть не специально, но пристегнутое к рекламе: это ставят как бы на один уровень. Пошлее ничего не придумаешь. Но телевидение – это такой жанр, к сожалению. Мне бы хотелось, как гражданину, чтобы это выглядело все-таки несколько иначе, чтобы это было неформально и оказало реальное воздействие на душу наших сограждан.

Вопрос: «Что значит любить Бога? Как человек должен эту любовь проявлять?»

– Об этом сказано в Писании: любовь к Богу реализуется через любовь к человеку. Христос сказал: «То, что ты сделал одному из малых сих, то сделал Мне». То есть любое добро, направленное на человека, который оказался в данную секунду твоим ближним, это есть проявление любви к Христу Богу нашему.

То есть когда человек предпочтет ближнего самому себе...

– Ради Христа. Ведь зачастую мы оказываем любовь тому, кто нас любит. Мы не ради Христа оказываем ему любовь, а ради нашего благорасположения к этому человеку, этот человек нам люб. Например, юноша дарит девушке цветы. Хороший поступок? Хороший. Она улыбается? Да. Ей это приятно, ее сердечко волнуется? Да. Ну и что? И ничего. Это же не ради Христа.

Ради Христа – это когда он идет в больницу к бабушке-соседке, с которой за месяц до этого повздорил, и приносит ей цветы. Не потому, что он к ней питает нежные чувства, а он хочет ее утешить тем, что он пришел с примирением, и ей, как девушке, дарит цветы ради Христа. Вот это христианство.

Вопрос: «На что нужно обязательно брать благословение священника?»

– Ни на что. Если ты хочешь что-то совершить, например путешествие, ты берешь благословение не у священника, а у Церкви. И священник по твоей просьбе может прочитать специальную молитву, и даже целый чин совершить о путешествующих. А очень многие люди склонны священника представлять некоей Божественной фигурой, которая есть источник благодати Божией. Это неправильно.

Источником благодати Божией является исключительно Отец Небесный, и этими дарами Он наделяет Церковь, поэтому это можно черпать только из Церкви. Священник такой же человек, который прочел, может, на 2 или 3 книги больше, редко на сто, который может что-то рассказать из Предания Церкви, из жизни святого, может быть, он знаком с христианской аскетикой, может что-то посоветовать. А священник как источник гарантированного успеха в том или ином деле – это, конечно, совершенно неправильно.

Но нередко люди друг другу советуют: «Ты пойди, возьми благословение».

– Да. Такой обычай идет вот откуда: когда между священником или не священником, а просто опытным христианином и каким-то другим человеком, начинающим, устанавливаются отношения как духовный отец и духовный сын, он к нему обращается (как, например, молодой врач обращается к своему учителю-профессору). Например, я знаю одного адвоката, немолодого уже человека, у которого есть старик адвокат, к которому он в сложных случаях обращается, когда сомневается, как выстроить линию защиты. Он ему звонит, тот ему мгновенно отвечает, как человек, который в адвокатуре как рыба в воде. Так же и здесь: если отношения ученика и учителя – тогда другое дело. Но у нас же это исключительно механистически. Человек думает, что сейчас его благословят – и все будет в порядке; это же какая-то магия получается, магическое отношение, что неправильно, недуховно. Это такая вульгаризация христианства.

Насколько человеку хорошо «включать» свою голову и принимать решения самому, а не идти к батюшке?

– Если бы это было плохо, то апостол бы не сказал: «Каждый поступай по размышлению собственного ума». Это говорит Священное Писание – высший церковный авторитет, это апостол Павел говорит, что вот так надо поступать. А человек не хочет думать, он думает: «Сейчас как мне батюшка скажет, так я и буду делать». Христианство – это умное делание, нужно, чтобы голова всегда была в работе. Христианство без участия головы невозможно.

Боятся согрешить своеволием.

– Это отговорка. Свою волю нужно поверять воле Божией, которая открывается нам в Откровении, сиречь (то есть) в Священном Писании.

Вопрос телезрительницы: «Какие молитвы надо читать, когда посещаешь могилки на кладбище?»

– На кладбище читают молитвы заупокойные.

Вопрос: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом – почему? Ведь мудрость дается человеку от Бога».

– Мудрость – как инструмент. Но мудрость мира сего и называется мирской мудростью, поскольку она стремится к другому: к славе, к деньгам, к удовольствиям. А это все совершенно противоположно тому, с помощью чего человек может достигнуть Царствия Божия.

То есть человек эксплуатирует ту мудрость, которую Господь ему дал, в своих целях?

– Да, как физически развитый человек может использовать свою мышечную силу, чтобы отбирать сумки у людей, например, или просто бить направо и налево в свое удовольствие. Так же и мудрость: человек может быть умным, а этот ум тратить на козни. Есть такая страна Великобритания, там очень развито образование, многие дети наших состоятельных людей там учатся, ценят это образование. Действительно, это старинная школа. И вот вся мудрость этой страны, если речь идет о политике, тратится на то, чтобы делать гадости нашей стране, это происходит уже веками.

То есть люди так дьявольски используют Божий дар.

– Да, но там не только Божий дар, там еще собственная система образования, она тоже работает. Но это тоже опосредованный Божий дар.

Это просто для примера, как может использоваться дар – всяческого вида подлость, предательства, обман и так далее… Не хочется даже об этом говорить.

Вопрос: «Недавно прочла толкование Афанасия Великого на 142-й псалом «Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой…» Он пишет: «Прилично произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться». А почему?»

– Афанасий Великий говорит о приличии. Чтобы не профанировать человеческие дела… Например, как я ранее уже сказал, помещать напоминание о трауре в стране в блоке с рекламой – это пошлость. Само слово «траур» никак не может сочетаться с рекламой, «в одном флаконе» это не продается. Кто этого не чувствует, тот пошляк, к сожалению.

Может, и чувствует, – но проплачено.

– Нет, есть вещи, которые нужно в любом случае разъединять. Ведь понимают же люди, что в этот день нужно развлекательные передачи убрать, – это понимают. Это из этой же серии. Если понимают одно, до следующего дотянуться совсем недолго.

Вы часто говорите, что на телевидении работают умные люди.

– Я не встречал дураков. Часто там бываю и не встречал.

И в то же время – такая несовместимость.

– А умный человек может быть пошляком. Я встречал очень умных людей, даже государственных деятелей, которые рассыпают вокруг себя такие анекдоты, от которых у уголовников уши будут вянуть.

Такое «интересное соседство» в голове у человека.

– Да, и знающий человек, и занимающий большую должность очень даже может быть пошляком. К сожалению, это так: не хватает внутренней культуры.

То есть это не воспитано?

– А культура – она воспитывается.

Многие вообще вспоминают именно воспитание в советской школе, считая, что там было гораздо больше и морального, и правильного.

– Дело в том, что в советской школе преподавали люди, как говорится, «из недобитых». Кто такой Антон Макаренко? «Из недобитых», и то, что он остался живым, нерепрессированным, – это некоторое чудо. В Институте красной профессуры кто преподавал? Профессоры, которые трудились в вузах империи – жить надо, они туда плавно перетекли. И даже в советских кинофильмах профессор всегда показывается в очках, с бородкой, в ермолке – такой типичный дореволюционный профессор, причем старенький. Если профессор, то обязательно старенький – пока Советы вырастят молодых профессоров! Более того, до войны и сразу после нее академиков не было партийных, только по общественным наукам. Это считалось моветоном. А потом уже как-то постепенно молодежь подрастала, но что-то и у них осталось. А у современной… Если посмотреть, например, на каком языке дети разговаривают? Я прекрасно помню, у нас ребята в школе ругались матом, но это было где-то в подворотне, на чердаке, в подвале. А сейчас – вполне на парадной лестнице и в классе.

Вопрос телезрителя из Мурманской области: «В Евангелии от Матфея есть такое выражение: ученик обращается к Иисусу Христу и говорит: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Мне это выражение непонятно. И еще я хотел бы у Вас благословения попросить на мою семью и детей».

– О чем здесь идет речь: есть жизнь биологическая, а есть жизнь духовная. Человек, который не познал Святую Троицу, живет жизнью животной, поэтому, с точки зрения Христа, он мертв. А этому молодому человеку Господь предлагает жизнь вечную и говорит ему: «Ты мертвым оставь погребать своих мертвецов». Тот, кто не знает Христа Бога, тот духовно мертв, поэтому не надо тратить на это время. Вот что он имел в виду.

И этим ограничимся: мы вполне можем нашу передачу превратить вот во что, и это не составляет никакого труда – каждый звонящий будет читать списки о здравии и о упокоении, а третий список – благословите… И мы весь час аккуратно, вместо того чтобы отвечать на вопросы, будем выслушивать: первое – как мы всем нравимся, второе – «как мы любим вас слушать, как мы много полезного из этого черпаем». Я это слышу в день по 20 – 40 раз. А если еще к этому прибавится «благословите», тогда надо вообще «лавочку закрывать», а я лучше это время буду проводить за книгами (или гимнастикой заниматься, мне бы это было очень полезно… Другой совсем жанр… Это я вам как мужчина мужчине рассказываю).

Батюшка, это место находит непонимание именно потому, что речь идет об отце. Как же отдать дань отцу?

– Народ путает вот что: это относится не к нему непосредственно. Я, Дмитрий Смирнов, очень люблю своего отца, который умер четверть века тому назад, и я его помню до сих пор. Не бывает дня, когда бы я о нем не вспоминал. Несколько раз в году я езжу на место его погребения. Я никому его не дал погребать, а сам участвовал и организовывал похороны, участвовал во всем, что требует наш российский обычай в этот момент. Никакого тут противоречия нет.

В Евангелии речь идет об уникальной ситуации: стоит человек, а перед ним Бог, Который пришел на землю на очень короткое время, чтобы собрать Себе учеников и создать Церковь. И такая мелочь, как похороны, тут совершенно неуместна. Такие случаи бывают и на войне: пришла повестка «завтра с вещами», а у тебя в доме покойник. Похоронят без тебя – ты как военнообязанный должен явиться на войну с мешком, с зубной щеткой, с мылом, с вафельным полотенцем, с портянками, должен явиться, иначе ты дезертир, после этого в штрафбат...

Неужели непонятно, что одно дело, когда перед тобой Живой Христос и призывает тебя в Свои ученики, а другое дело?.. Ведь люди думают, что это имеет к ним какое-то отношение. Просто есть вещи, которые важнее, чем похороны отца, а именно – повеление Божие.

Ограниченность восприятия: каждый человек на себя примеряет ту ситуацию, которая была две тысячи лет назад.

– Примерить можно. Например, были такие соблазны: когда я уже решил поступать в семинарию, ко мне обратился на работе парторг (я был, конечно, беспартийный человек, в ту пору уже и из комсомола вышел благополучно) и говорит: «Ты вроде в семинарию хочешь поступать? А мы хотим тебе двухкомнатную квартиру дать, у тебя очередь на автомобиль подходит». У нас очень хороший был парторг – военный летчик, герой; его все любили. Он даже гордился тем, что он меньше всех в управлении получает (я ему говорил: «Я знаю, почему ты меньше всех получаешь. Потому что у тебя пенсия самая большая. Если тебе дать тот оклад, который ты заслуживаешь, то тебе пенсию уменьшат» – такие были правила при советской власти, какие-то были регулирующие пенсии моменты). Был соблазн, но мне показалось это просто смешным: я поступаю в семинарию, чтобы стать священником, а он мне предлагает такие пошлые вещи, как автомобиль и жилплощадь. Для него это был предел совершенства, предел мечтаний человека: увеличение жилплощади и еще автомобиль. То есть я выхожу в ранг элиты советского инженера: еду на своем автомобиле (не знаю, что бы это было: «Москвич» или «Запорожец») и у меня двухкомнатная квартира. Для тридцатилетнего человека – предел мечтаний, а мне это показалось смешно. Такая же ситуация и здесь: есть вещи несоизмеримые. (Окончание следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс