Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Протоиерей Константин Головатский: В погоне за успехом

Протоиерей Константин Головатский: В погоне за успехом

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №44 (845)

Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «С чего начинать учиться молитве? Как многодетной маме найти время для настоящей молитвы, а не вычитывания правила?»

– Очень хорошо, что семья многодетная. Может быть, молитва более полезна, когда человек что-то преодолевает, когда ему нужно от чего-то отказаться в ущерб своим делам, которые, конечно, неотложные и которые нужно выполнять.

Я понимаю многодетную мамочку, которая целый день крутится дома: на ней все семейные труды и трудности. Но в таких условиях нужно находить время для молитвы. Это, собственно, и будет тем, что необходимо: выкроить время для совершения утренней и вечерней молитвы. Иногда духовники дают определенные послабления тем, кто перегружен домашними обязанностями, у кого, может быть, маленький ребенок, чтобы было полегче молиться. Но мы должны понимать, что молитва – это поддержка для нагруженного человека. А если мы не будем молиться, то легче не станет, а будет, наверное, намного сложнее решать все остальное.

Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Что в выполнении личных целей зависит от человека и человечества? Иеремия сказал: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим», а в Ваших выступлениях я слышу оптимизм, что от человека что-то зависит».

– Мы вправе распоряжаться своей жизнью: это наш свободный выбор. Исключить это означало бы лишить нас свободы, дарованной Богом. Мы должны нести ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Значит, вопрос свободы – вопрос ответственности. Если мы ничего не решаем и кто-то, или даже всемогущий Бог делает все за нас, тогда нам не за что отвечать: мы можем переложить все вопросы на кого-то. А мы все-таки несем личную ответственность; в любом случае то, что мы делаем, – соработничество. Мы призываем Бога на помощь, просим Его благословения, стараемся услышать и претворить Божественную волю в своей жизни, стараемся трудиться, прилагая свои усилия и делая свой свободный выбор.

Думаю, это нужно понимать именно так и учиться принимать решения в своей жизни, не отгораживаясь от этого. Но это я отношу (может быть, по специфике своего служения) к молодым людям. Решительность, ответственность за свои поступки, сила воли и характера – важнейшие качества, в первую очередь, для молодого человека, но и для девушки тоже: всем приходится принимать какие-то важные решения. И вопросы свидетельствует об этом: что важно, как жить, что для себя выбрать?

Наш телезритель тоже спрашивал о человечестве в целом. Как Вы считаете, христианство способно когда-нибудь преобразить мир или все-таки князь мира сего будет сохранять свою власть?

– Чтобы давать такие прогнозы, надо обладать пророческим даром, даже если это касается ближайшего будущего.

Если мы будем лучше, в нашей жизни будет больше добра. Думаю, нам следует руководствоваться таким пониманием, не размышляя о чем-то глобальном, а смотря на самих себя со стороны: что мы делаем доброго?

А добрый пример всегда действует, помогает сделать что-то хорошее другим. Так происходит в молодежных общинах: совместными усилиями делается что-то доброе. Можно кому-то помочь, проявить свою христианскую любовь. На это смотрят другие, заражаются этим и тоже стараются делать добро. Все зависит от моих конкретных усилий (это можно сказать, обращаясь к каждому). Из этого, как из кубиков, складывается архитектура нашего дома, нашей жизни (например, в Санкт-Петербурге) – какими мы будем: насколько будем уважать друг друга, как будем друг другу помогать. От этого зависит, как все сложится в нашем городе, как мы будем себя ощущать, легко ли нам будет дышать, жить, работать, трудиться, молиться.

Вопрос от телезрителя из группы «В Контакте»: «Сейчас в тех или иных корпорациях рисуется идеал успешного человека, как активного лидера, который в определенной мере способен управлять другими людьми. Но часто это может переходить границы корректных христианских взаимоотношений. Как быть человеку, которому прививают такие идеалы?»

– Я так понимаю, что речь идет об амбициозности, о том, что человек должен достигать поставленной цели, невзирая на средства. Конечно, это неправильно: средства тоже важны, они сами могут быть целью, то есть не то, к чему ты движешься, а каким путем идешь, что происходит на этой дороге, как ты себя проявляешь – может быть, это самая главная цель. Поэтому нужно смотреть не только на цель, но и на средства, всегда это учитывать. А лидерские качества присущи далеко не всем. Не каждый может быть талантливым руководителем, не все могут повести за собой других. Не нужно пытаться делать так людям, которые не чувствуют к этому призвания.

Вопрос призвания очень индивидуальный. Человеку самому сложно разобраться с собой, а когда и общество что-то диктует, человек рано или поздно разочаруется, если он выбрал для себя что-то неправильное.

С христианских позиций амбициозности следует избегать, это критическая точка самонадеянности – греховной страсти, когда человек ставит себя в центр. Все начинается с переоценки своих сил и возможностей. А если все начинается с самообмана, то дальнейший процесс не будет позитивным, правильным.

А конкурентная борьба, которая часто разворачивается в рабочих коллективах? Это норма, или все-таки нужно уступать другим?

– Снова вспоминается Евангелие. Апостолы спросили у Господа: «Кто сядет по правую руку?» Господь сказал: «Отец Небесный решит». Человек не должен об этом думать, потому что самое лучшее в твоей жизни – при условии твоей веры и доверия Богу – произойдет. Нужно утвердиться в этой мысли, понять ее. «Первые станут последними, последние станут первыми» – это о конкурентной борьбе. Здесь все не однозначно. Конечно, есть какая-то честная соревновательность, но это опять же вопрос о целях и средствах: если на пути к своей цели человек что-то нарушает, не уважает ближнего, то цель теряет свой смысл.

Может быть, я отвечаю абстрактно и лучше было бы подтвердить все вышесказанное примерами, но вопрос все-таки философский и требует обобщающего ответа. В отличие от других вопросов, которые мы сегодня слышали, здесь мы видим не конкретный случай, а общие мировоззренческие позиции, которые человек должен правильно уяснить, понять. Что касается мировоззрения, это особенно нужно молодежи: нельзя жить без ценностей, какой-то системы, внутренних убеждений, а они формируются в молодом возрасте.

Современная молодежь – это не какое-то общее понятие, потому что на самом деле есть определенные молодежные группы и люди, которые живут какой-то своей жизнью, вообще в отрыве от каких-то общественных течений. Например, человек занимается игрой на скрипке – у него все связано с этим. Есть общественные группы: студенты, учащиеся технических учебных заведений, молодежные субкультуры. У всех людей свои особенности.

Но если говорить о том, что сейчас волнует большинство молодых людей в связи с темой успешности, то можно сказать, что они стараются найти себя, определенный взгляд на жизнь. К сожалению, эти поиски для многих оборачиваются сугубо прагматическим взглядом, доходящим до цинизма или гедонизма – формула «бери от жизни все», когда кажется, что все заключается в удовольствии и приятном времяпрепровождении и чем их больше, тем лучше, круче.

Система мировоззрения основана на глубоких, серьезных, традиционных понятиях. Хотелось бы, чтобы молодежь воспринимала то, что мы можем до нее донести, не ограничиваясь примитивным взглядом на жизнь, измеряющимся в денежном эквиваленте, новизне гаджетов и прочих безделушках, которые не дают человеку двигаться дальше и реализовывать себя: это сигнал «стоп» – дальше двигаться некуда. Возможно, человек когда-нибудь будет зарабатывать на семью, если создаст ее и сможет правильно построить семейную жизнь. Это исключительно прагматический взгляд: как лучше устроиться, где больше заработать, что купить и так далее – все ограничивается этим миром.

Мы живем в пространстве нашей богатой христианской культуры: нужно не только подстраиваться под интересы молодежи, когда мы с ней общаемся, но и стараться чему-то ее научить, как Господь в Евангелии научил молодого юношу, поставив перед ним сверхцель, сверхзадачу в жизни, к которой он мог стремиться. Я вспоминаю диалог, когда сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн готовы были уничтожить города, которые не приняли Господа, пожелали, чтобы на них сошел огонь, а Христос сказал им в ответ: «Я пришел спасти, а не погубить. Не знаете, какого вы духа», – но Он их не оттолкнул. А порыв Иакова и Иоанна объясним, понятен нам. Почему они так сказали? Из-за чувства справедливости, доведенного до предела: «Как же так? Так не должно быть, это же совсем неправильно». Но есть высшая правда – шире пространства, которое ты видишь перед собой. Прикоснись к этому, пойми, что Христос пришел для того, чтобы спасти мир, поэтому кара минует грешников. Прикоснувшись к этому, мы входим в другое миропонимание и расширяем свои горизонты.

Все святые считали себя самыми большими грешниками на земле. Думаю, никто из преподобных никогда бы не смог сказать о себе, что он «успешный» монах, подвижник и т.д., но мир призывает нас декларировать себя именно таким образом. Как же быть?

– Не следовать законам этого мира: тогда мы будем не того духа, будем заблуждаться.

Все нужно делать со смирением. Не будем судить о себе сами, так как это ведет к порабощению, внутреннему самообольщению человека.

Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «Узнала, что знакомый, который посещает церковь, не верит, что Бог создал мир за 7 дней, говорит, будто это все сказки, ученые доказали обратное и время, когда нужно было верить в Господа, прошло. Как поступить, как продолжать общаться с этим человеком? Это неизбежно… Подойти к священнику и рассказать ему об этом, влиять на данного знакомого самой или смиряться?»

– Мне в голову пришла идея, что надо посоветовать этому человеку почаще смотреть телеканал «Союз». Он увидит, что сюда приходят достаточно серьезные люди, общаются, беседуют, и сможет открыть для себя много нового. Его скороспешные высказывания в общем-то не имеют под собой никакого основания. Ему просто нужно пополнить багаж своих знаний о христианстве, Священном Писании, традициях Церкви – как это произойдет, зависит от его личного отношения.

Мы с вами не знаем этого человека, но можно за него помолиться. Это можно посоветовать и девушке, которая, судя по всему, неравнодушна к ситуации и не хочет, а, вероятно, и не может (раз они постоянно общаются) пройти мимо. Можно помолиться, а Господь, может быть, подскажет этому человеку, в чем он заблуждается. То, что он ходит в церковь, уже замечательно, потому что Церковь – училище благочестия. Если его сердце открыто, оно вместит те ценные сокровища премудрости, которые пребывают в Церкви.

Отец Константин, Вы используете выражение «современная молодежь». Пройдет еще 20 лет, и молодежь останется современной, хотя будет совсем другой – как Вы считаете, сильно ли меняется от поколения к поколению представление об успехе?

– Наверное, судить об этом будет можно, только когда на смену придет другое поколение и мы увидим, какое у него будет отношение к успеху.

Конечно, представление о чем-либо прежде всего формируют среда, в которой мы живем, и определенные исторические условия. От того, что произойдет в будущем и как изменится наша жизнь, зависят и взгляды на понимание успеха – целеполагание, если говорить правильным языком. Это зависит от того, как мы сейчас выстроим нашу жизнь, как потрудимся, что сделаем доброго и хорошего, какое основание положим для будущих поколений. Хотелось бы, чтобы мы придерживались нашего христианского понимания – это принципиальная вещь.

Недавно я встретил такое высказывание: «Летом человек бежит из дома (понятно: солнышко светит, птички поют, тепло, хочется погулять), а осенью возвращается (потому что греет камин, в домах уютно светятся окошки, а на улице идет дождик)». Так и в человеческой жизни: есть весенний, летний периоды, а есть осенний. И вот в осенний все как раз возвращаются домой, к тому пониманию, тем отношениям, которыми жили предки, те люди, которые создали этот дом. А летом хочется побегать, погулять. Так и молодежь: они ищут нового, им свойственен поиск новых смыслов, но рано или поздно они возвращаются.

В церкви мы можем увидеть в большей степени старшее поколение, вернувшееся к Православию, молодых людей меньше. Хотелось бы, чтобы это возвращение все-таки происходило, чтобы молодежи в наших храмах было больше и в будущем мы старались создавать такие условия, чтобы дети, которых приводят воцерковленные родители, оставались в ней. Чтобы молодые люди были в Церкви не потому, что проводится какой-то масштабный, массовый проект и кого-то куда-то позвали (или, как сейчас говорят, «согнали» административным или каким-то иным путем, бывает, такое тоже происходит), но чтобы делали это от души, приходили по велению своего сердца. Как нам это сделать? Это очень важно, об этом нужно думать и молиться, просить Бога, чтобы Он помогал нам решать такую задачу – согревать сердца нашей молодежи в теплом, уютном доме, который и есть наша Церковь. Чтобы молодые ребята не разбегались, не искали чего-то «за бугром», в неведомых странах, а были у себя дома и им было хорошо. Чтобы они могли раскрыть себя, приложить свои усилия и способности и достичь самого лучшего, – того, что является успехом и в глазах старшего поколения, и чтобы у них было аналогичное представление об этом.

У нас осталась буквально пара минут – расскажите о клубе «Встреча», которым Вы руководите; что у вас нового?

– В интернете я видел высказывание ребят из другого молодежного клуба, который был создан недавно, они назвали клуб «Встреча» древнейшим молодежным клубом. Вы только вслушайтесь – как интересно: «древнейшему» клубу (хотя он все-таки не старейший, есть более серьезные общины, которые имеют за своими плечами еще больший опыт) в этом году исполнится 9 лет. Сейчас меняется состав – раньше было первое поколение, потом еще одно, а теперь уже третье поколение участников.

Клуб традиционно собирает молодежь прежде всего для дискуссионных встреч, совместного обсуждения вопросов мировоззрения, взглядов на жизнь. Встречи проходят каждый четверг у нас в храме, ребята общаются на выбранные ими самими темы, смотрят фильмы, обсуждают их с участием священника, который тоже вносит свою лепту: высказывается, делает определенные выводы, помогает как наставник. Такое сообщество живет, и в этом нет ничего оригинального. По всей стране много таких молодежных общин.

Кроме этого, «Встреча» занимается различными проектами, которые мы можем увидеть в программе работы Молодежного отдела нашей епархии. Вы можете ознакомиться с ними на сайте, если вас интересуют более конкретные вещи. В настоящее время жизнь православной молодежи нашей Санкт-Петербургской епархии достаточно разнообразна и интересна. Это я говорю не как руководитель отдела, а передаю высказывания молодых людей, вовлеченных в этот процесс.

Божие благословение и самые добрые пожелания всем вам, уважаемые телезрители. Недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и хочется пожелать, чтобы Божия Матерь покрыла вас Своим Небесным Божественным Покровом, защитила от всех бед, напастей нашей жизни и помогла преодолеть те трудности, с которыми вы сталкиваетесь.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс