Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (845) → Игумен Алексий (Вылажанин): Надо уметь радоваться

Игумен Алексий (Вылажанин): Надо уметь радоваться

№44 (845) / 24 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрителя с форума: «Почему на копеечной монете изображена икона Георгия Победоносца, тогда как Евангелие гласит: «Кесарево кесарю, а Божие Богу»?»

– Иногда в истории складывается так, что религиозная символика входит в символику государственную. Изображение Георгия Победоносца стало частью российского герба: мы знаем, что оно есть на двуглавом орле. Возможно, поэтому на монетах тоже есть данное изображение. Правильно это или неправильно? Наверно, изображать святые образы на деньгах не совсем правильно, но такое, к сожалению, есть, и пока от этого никуда не денешься.

Вопрос от телезрителя с форума: «Можно ли православному христианину смотреть фильмы производства США, в которых упор делается на католичество?»

– Смотреть можно любой фильм. Все зависит от того, насколько это приносит пользу вашему внутреннему, духовному состоянию, развивает это вас как личность или нет.

Можно смотреть фильм, в котором говорится о католицизме, черпать то, что мы считаем для себя полезным, но при этом оставаться православными, а можно смотреть православный фильм, ничего для себя не почерпнуть и остаться язычниками.

Многое зависит от внутреннего состояния человека. Я бы не сводил этот вопрос к производителю того или иного художественного произведения (я говорю о литературе, кино, театре). Надо исходить из содержания: что оно дает. Наверно, не все из русского кинематографа (особенно современного) я бы советовал смотреть нашим телезрителям. Ищите пользу в том, что смотрите, старайтесь смотреть то, что дает вам возможность развиваться как личности.

Можно ли разделять цели и средства в искусстве? Бывает так, что замысел фильма или спектакля благородный, режиссер хочет выразить значимую мысль, но используются средства «на грани»: показываются человеческие страсти, пороки, грехи, хотя в итоге мысль выражается большая, крупная, даже полезная.

– Наверно, для этого надо взглянуть на русскую классическую драматургию. Можно показать пороки, страсти, не переступая грань.

Я полагаю, что в искусстве многое зависит от того, как по-дается та или иная мысль. Чтобы показать страсть, необязательно ее опошливать – существуют прекрасные пьесы, которые показывают внутренне бушующие страсти, но в них нет пошлости. Не надо до нее опускаться, необходимо стремиться к чему-то большему, высокому.

Говорить о страстях необходимо, мы говорим о них и в Церкви, но мы обращаем внимание на то, что с ними надо бороться. А когда драматургия сводится к тому, чтобы показать пошлость, это неправильно. Вызывает ли это отвращение? С точки зрения художественного восприятия, наверно, вызывает. А отвращение к страсти или греху – не всегда.

Вопрос от телезрителя из Владимирской области: «В Евангелии сказано: «Изыдут ангелы и отделят злых от праведных». Два года назад в мире началось разделение: кто со Христом, а кто по другую сторону. Как Вы можете трактовать эту ситуацию?»

– Мир разделился не два года назад, а гораздо раньше. Для нас, верующих христиан, разделение произошло более двух тысяч лет назад, когда одни кричали: «Распни, распни Его», а другие верили, слушали, а потом проповедовали («Идите и научите весь мир»). Поэтому, приводя библейскую цитату об ангелах, все-таки нужно конкретно соотносить ее с концом света. В момент Пришествия Христа Спасителя ангелы действительно отделят праведников от грешников, но это абсолютно не относится к сегодняшнему дню. Возможность выбора (быть со злом или с добром) стояла перед человеком еще в раю – была одна-единственная заповедь: не вкушать от плода древа познания добра и зла.

Изгнанный из рая, человек опять получил право выбора в лице Каина и Авеля. Разделение добра и зла произошло и здесь. Не надо жить апокалиптическими временами, для каждого из нас конец нашего существования – тот час, когда нам нужно будет предстать пред Богом и держать ответ за жизнь, прожитую на земле. Надо чаще об этом думать и искать в себе Бога.

К сожалению, проблема сегодняшнего мира (и некоторых представителей нашего духовенства в том числе) состоит в том, что мы пытаемся искать дьявола в том, что нас окружает. Не дьявола надо искать. Первые христиане искали, ждали Бога, а мы, сегодняшние христиане, почему-то во всем пытаемся найти беса, забывая о главном: поиске Бога внутри себя.

Вопрос от телезрительницы из Челябинска: «Почему актерский талант в большей степени считается талантом от беса, а художественный – от Бога?»

– Актерский талант – лицедейство: человек проживает не свою жизнь. Существует тонкая грань: проживая чужую жизнь, важно не потерять себя, играя роль, не остаться в ней, а быть самим собой. Но бывают случаи, когда человек срастается со своей ролью и это становится его образом жизни. Это та подмена, которая есть враг рода человеческого. Иногда ее очень сложно разглядеть и перебороть, поэтому актерское мастерство считается немножко опасным.

В силу работы, которую проводит человек в театральном или кинематографическом искусстве, ему приходится вживаться в образ героя, которого он играет, а не быть собой. Порой роль очень эмоциональна и из нее сложно выйти, а бывает, что она накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь человека – наверно, Церковь говорит в этом случае об опасности, а не о том, что это грех: «Блюдите, како опасно ходите». Старайтесь всегда и во всем сохранять себя.

Искусство бывает разным, художники тоже бывают разными. Мне сложно об этом говорить, потому что я воспринимаю искусство на уровне «нравится-не нравится», – как сейчас модно говорить, «понимаю-не понимаю». Я понимаю классическую живопись, она мне нравится, но современная живопись иногда находится вне моего понимания. Может быть, в этом есть какой-то глубокий смысл, но, к сожалению, я его не нахожу.

Вопрос от телезрителя с форума: «Я слышал от митрополита Илариона, что Русская Православная Церковь принимает Крещение Армянской Апостольской Церкви. Правда ли это? Родственница-армянка в детстве была крещена в Православной Церкви, так как рядом не было армянской, а сейчас, в сознательном возрасте, хочет креститься в Армянской Апостольской Церкви. Правильно ли перекрещиваться? И обратная ситуация: я живу в Ленинградской области, но в детстве крещен в Армянской Церкви. Я долгое время был атеистом, пока не заболел (такой подарок для спасения). Сейчас у меня поблизости нет Армянской церкви, но есть большое желание иметь духовника, причащаться и исповедоваться – одному никак не справиться со страстями, не научиться настоящему покаянию. Однако местный священник сказал, что, для того чтобы иметь духовника, исповедоваться и причащаться, мне нужно креститься в Православной Церкви. Помогите, что делать?»

– Безусловно, мы не перекрещиваем людей, приходящих не только из Армянской Церкви, но и из всех христианских Церквей, где Крещение проводится по формуле «крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа». Чаще всего мы принимаем этих людей через Миропомазание.

Что касается первой части вопроса (как уйти из Русской Православной в Армянскую Апостольскую Церковь): наверно, я, как православный христианин, не могу сказать, что это правильно. Человек исповедует «едино Крещение во оставление грехов», то есть крестится один-единственный раз. Принятие армян и католиков в Православие через Миропомазание – дореволюционная практика, принятая Священным Синодом Русской Церкви, а не практика последнего времени. Кого-то принимают через Покаяние, кого-то – через Миропомазание. Наверно, человек, крещенный в Армянской Апостольской Церкви, может иметь духовника в Русской Церкви, но задача духовного отца – привести его к Православию, участию в полноте таинств, которые у нас есть: мы не можем полностью участвовать в Евхаристической жизни, не приняв Православие. Крещеный, но не православный человек не может приступать к Причастию в Православной Церкви, так же, как и православный христианин не может причащаться в других конфессиях, потому что, к сожалению, на сегодняшний день между нашими Церквами есть догматические расхождения и нет Евхаристического общения. Между Церквами ведется многолетний диалог. Митрополит Иларион мог бы рассказать об этом больше, чем я.

Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «Бог посадил дерево познания добра и зла. Он понимал, чем это могло кончиться, поэтому это Божий Промысл. И второе: зло появилось намного раньше падения сатаны. Как Вы считаете, правильно ли я рассуждаю?»

– Зло в горнем, духовном мире появилось, когда возгордившийся денница выступил против Бога и стал Его противником, то есть дьяволом. Когда Господь создавал человека, Он мог лишить его права познания зла, оградить от всего мира, чтобы человек жил только по воле Божией. Но Господь создает не марионетку, не игрушку, не куклу, а творение, которое очень любит и которому дает свободную волю выбирать. А правильно ли мы пользуемся этой волей – вопрос к нам с вами. Да, конечно, разделение добра и зла появилось еще до древа познания, но оно происходит в нашей жизни каждый день. Ответьте на этот вопрос сами для себя.

Часть вопроса касалась древа познания добра и зла, что это был Промысл Божий.

– Повторяю, что Господь мог оградить человека от всего, мог не посадить этого древа, но человек должен был выбирать: быть в послушании Богу или нет. Господь дает нам заповеди, Священное Писание и Священное Предание. Живем ли мы с этим или вне этого, как и тогда, в раю, мы вправе выбирать. К сожалению, искушаемый проявил свою слабость и поддался греху, проявив непослушание Господу.

Вопрос от телезрительницы с форума: «У меня сложилась очень непростая ситуация в жизни, что называется, «черная полоса»: потеряла работу, испортились отношения с близкими. Как не впасть в уныние, когда все вокруг рушится?»

– Уныние – страшный грех, от которого в этой жизни надо стараться бежать. Оно бывает от маловерия, потому что верующий человек понимает, что с Богом все возможно, с Ним не бывает безвыходных ситуаций. Потеряли все – но мы живы, Господь дает нам возможность не опускать руки, а пытаться с Божией помощью продолжать жить дальше.

Может быть, иногда специально для нашего спасения и послушания Господь дает нам преодолеть какие-то скорби и печали – тогда мы чаще обращаем свой взор к Богу. Возможно, благополучная жизнь ведет нас к погибели, но Господь любит нас и не хочет, чтобы мы гибли – Он дает нам шанс преодолеть себя и пойти по совершенно другому, противоположному пути. Загляните внутрь себя. Наверно, проблема заключается не только в наших близких и окружающих нас людях, но и в нас самих. Кто хочет работать – работает, ищет работу, кто не хочет – ищет себе оправдание, чтобы ничего не делать. Самое главное – не отчаивайтесь, обратитесь к Богу, начните ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, постарайтесь изменить свою духовную жизнь. И тогда, поверьте, все вокруг вас начнет меняться.

Конечно, проще, когда в благополучии нам кажется, что мы находимся с Богом, но тогда какова наша заслуга в этом? А вот быть с Богом, преодолевая какие-то препятствия, показывая твердость в нашей вере, – в этом есть некий подвиг. Да, мы люди, мы грешные, у каждого из нас бывают минуты печали, но отчаяния не должно быть ни в коем случае. Помните, что нет безвыходных ситуаций, если мы чувствуем присутствие Божие, – а Господь с нами всегда. Вопрос в том, идем ли мы к Нему или не хотим идти и ищем для этого причины.

Вопрос от телезрителя из Калужской области: «Число 666 считается числом антихриста. Хотелось бы узнать подробнее, почему».

– В Апокалипсисе действительно числом зверя названо число 666. Как это надо принимать: буквально или в каком-то духовном смысле? Наверно, на сегодня никто не готов дать вам ответа на этот вопрос. Еще не пришло то время, когда Господь нам это откроет. Апостол Иоанн Богослов говорит, что все, о чем написано в Апокалипсисе, станет понятно только тогда, когда это будет происходить. Тогда мы сможем увидеть истину и узнаем, в чем будет выражаться число зверя. Многие пытаются его искать… Не ищите число зверя – ищите Бога в окружающем мире и внутри себя, и тогда не будет возникать таких вопросов.

Вопрос от телезрителя с форума: «Что такое послушание? Это касается только отношений с духовником или с начальниками и близкими в том числе? Чем послушание отличается от безволия? Зачем и когда нужно отсекать свою волю?»

– Прежде всего, послушание воле Божией, церковным уставам, Матери-Церкви, духовнику, родителям («чти отца своего и матерь свою»), начальнику (ведь всякая власть от Бога). Но наша твердость выражается в стоянии в вере. Проявляли ли послушание властям первые мученики? Да, проявляли, но до того момента, когда вставал вопрос: отказаться от Христа, предать Его ради каких-то благ своей жизни или остаться твердым в вере, проявить твердость духа.

К сожалению, сегодня мы понимаем все это немножко по-другому. Послушание подменяется лицемерием или еще чем-то. Во всем должна быть искренность: во взаимоотношениях, любви к ближнему, вере и любви к Богу, а если мы только говорим о послушании, то этому грош цена.

Конечно, в послушании духовному наставнику должна присутствовать разумность двух людей: духовника, который духовно ведет свое чадо и должен помнить об ответственности, которую он за него несет, и духовного чада, которое, вручая себя тому или иному пастырю, все-таки должно понимать, какую ответственность несет за него священник. Если ты пришел к человеку за советом и считаешь его своим духовным отцом, то постарайся проявить уважение к тому, что он тебе советует. У нас часто бывает так: мы приходим, получаем совет, а потом пытаемся жить по своей воле. Здесь нет послушания ни воле Божией, ни воле своего духовника. Это не безволие и не твердость в нашей жизни. Это лицемерие – прежде всего по отношению к себе.

Вопрос от телезрительницы из Тольятти: «Я похоронила всех близких. Как победить в себе отчаяние и выйти из депрессии?»

– Нужно жить с пониманием того, что вы не потеряли своих близких, а утратили их на какое-то время в плане физического общения. К сожалению, пока наши близкие живы, мы не всегда это ценим и понимаем, не всегда уделяем им достаточно внимания. Потом, когда мы их теряем, мы плачем, рыдаем на похоронах, корим себя в том, что чего-то не сделали, недодали любви. Надо было бы задуматься об этом немножко раньше.

Как жить? Верующий человек знает, что у Бога нет мертвых, у Него все живы, что, пока мы молимся за усопших, помним о них, они с нами, в нашем сердце. Тогда и отчаяния не будет, тяжесть потихонечку уйдет. Нам не хватает веры в Бога, упования на Его Промысл и волю. Кажется, что это малость, но именно этой малости нам не хватает в повседневной жизни. Иногда мы считаем, что воля Божия бывает жестока по отношению к нам, и мы не умеем, не хотим ее принимать. Я сам летом потерял младшую сестру. Это очень тяжело, но отчаяния нет.

Должна быть молитва и память, братья и сестры. Господь для чего-то дает нам понести этот крест. Важно помнить и молиться. Глядишь, кто-то когда-нибудь помолиться и о нас с вами. Бог призовет каждого из нас в вечную обитель, где мы должны будем дать ответ за наши грехи и, надеясь на милосердие Божие, встретиться с нашими близкими.

Вопрос от телезрителя с форума: «Обязательна ли взаимная любовь для создания семьи? Или достаточно того, что с одной стороны есть любовь, а с другой – симпатия?»

– Наверно, мне достаточно сложно ответить на этот вопрос, все-таки я монах и вопрос создания семьи находится не совсем в моей компетенции. Но я считаю, что сначала нужно задать самому себе вопрос: что такое любовь? Это жертва. Может ли жертва быть односторонней? Скорее всего, нет: она должна быть взаимной. Тогда и дом, который строится на такой любви, будет построен на крепком фундаменте.

Та малая Церковь, фундамент которой мы закладываем, когда создаем семью, и потом строим всю жизнь, зависит от того, страсть ли наша любовь или уважение друг к другу, то есть жертвенность, пример которой явил нам Господь – Он возлюбил нас и принял Жертву. Насколько мы любим Бога, насколько мы можем принести жертву ради Него? Так и в семейных отношениях: если есть взаимопонимание, то человек, оставивший отца своего и матерь свою, прилепившись к жене своей, становится с ней не только единой плотью, но и разумом, едиными усты и единым сердцем, поскольку семья есть малая Церковь. Такая семейная жизнь строится на крепком фундаменте.

Если у одного страсть, а у другого просто симпатия, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Здесь не работает принцип «стерпится-слюбится». Конечно, люди могут прожить вместе всю жизнь, но будут ли они счастливы и будет ли это настоящей семьей? Насколько они смогут сохранить чистоту своей семьи при таких отношениях? Если между мужчиной и женщиной есть любовь, а не страсть, то они боятся друг друга обидеть, причинить друг другу боль, изливают свою любовь на чад, которые у них есть. Дети, которые растут в такой семье, видят любовь и возрастают на этой доброй почве.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс