Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (845) → Иерей Алексий Володин: Измена в семье

Иерей Алексий Володин: Измена в семье

№44 (845) / 24 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Тема измены достаточно печальная, но хотелось бы у Вас узнать: в своей приходской деятельности часто ли Вы сталкиваетесь с этой темой?

– К сожалению, достаточно часто, для того чтобы имело смысл об этом говорить и здесь, и вообще. Потому что одно дело острая измена, когда это только что произошло и нужно работать с людьми, для того чтобы помочь им жить дальше, а другое дело – это последствия измены, которые могут продолжаться и через 20, и даже через 40 лет. И это тоже, к сожалению, всплывает.

Можем ли мы делить измену, происходящую у людей мирских, нецерковных, и измену, которая происходит в церковном круге? Есть ли принципиальная разница?

– Если говорить о воцерковленных семьях, где и муж, и жена воцерковленные, имеют духовника, ходят в храм, исповедуются и причащаются вместе, случаи измен здесь, конечно, крайне малы, и если они есть, то это отдельное рассмотрение, это не то, что можно исцелить по телевизору. А большинство семей все-таки половинчатые: женщина, например, ходит в храм, а мужчина не ходит (бывает, что и наоборот). И вот в таких семьях, если говорить о пастырском опыте, как раз и происходят, к сожалению, измены. Люди совсем нецерковные, думаю, до меня просто не доходят, и измен там гораздо больше, но они к нам и мы к ним пока доступа не имеем.

Наверное, под изменой мы подразумеваем уже свершившийся факт. А перед этим ведь лежит еще долгий путь некой неверности.

– Нужно сказать, что не всегда этот путь долгий. Иногда измена происходит внезапно. И даже сам человек может вполне искренно об этом рассказывать, что он не хотел изменять буквально еще неделю назад. А неверность – это, скорее, другая форма измены. Потому что бывает, что муж, например, изменяет жене с любовницей, то есть имеет с ней интимную близость, а бывает, что один супруг просто может быть своим сердцем в каких-то вещах ближе с другим человеком, чем с мужем (женой). А бывает так, что даже и противопоставляет другого человека второй половине, подчас даже в лицо. Это все есть, конечно, неверность.

И с этим можно жить?

– Рано или поздно это может привести к расставанию. Здесь вопрос уже о том, насколько человек осознает ситуацию, насколько он хочет сохранить тот брак, который есть. Ведь что такое неверность? Приведу такой очевиднейший, может быть, утрированный пример. Женщина приходит домой и говорит мужу: «Я сегодня ходила на фитнес, там замечательный тренер. Он такой накачанный, спортивный, не как ты. А ты такой хилый». Она может ему этого и не говорить, но внутри так считать. Это будет очевидная неверность. Но, бывает, другие мужчины противопоставляются мужу, например в духовных вещах. Женщина говорит: «Вот такой-то священнослужитель – он такой правильный, он знает, как жить. Тебе нужно пойти у него поучиться, ты-то ведь не знаешь…» Это измена или нет? Я знаю реальный случай, когда именно вот таким образом развивались события, как я сейчас рассказал, и закончилось это очень печально: муж в приступе ревности пошел и убил этого церковнослужителя. Это реальный случай, который произошел в России несколько лет назад. Вопрос: кто здесь виноват? Только ли муж? Или все-таки имела место неверность, хотя, может быть, и не осознаваемая самой женой?

Печальная ситуация. Часто случается так, что измена становится такой жирной точкой в продолжительных, не очень удачных отношениях, когда люди не имеют решительности для того, чтобы договориться, и используют измену как инструмент. Как относиться к этому и есть ли это в полной мере измена?

– Обычно всегда второй этому очень рад и говорит, что «я так и знал (а)…» Это игра. Может быть, для кого-то нужен этот путь, чтобы обрести эту решимость – ситуации бывают разные. Но, конечно, виноваты в такой измене оба человека. И вообще вопрос вины очень важен. Очень многие склонны разделять: есть виновник, например муж, а есть жертва – женщина, которая такая вот хорошая, у нее есть дети, она все делала – еду готовила, за детьми ухаживала, а муж взял и ей изменил. И мало того, что изменил, еще и бросил ее, ушел, например, к любовнице. Можно так рассуждать, конечно. Но если мы не даем человеку возможность взять ответственность за то что случилось на себя, то мы отнимаем у него силы, потому что, когда человек – жертва, у него нет сил это вынести. Но если он осознает и свою часть вины, то тогда у него появляются силы идти дальше к решению.

Наверное, стоит поговорить о причинах измены.

– Сколько людей, столько и причин. В каждой семье, в каждой отдельно взятой истории все совершенно по-разному. Конечно, все это можно свести к достаточно банальным вещам: если в семье или нет физической близости, или ее недостаточно кому-то из супругов, или эмоциональной близости, то тогда обычно или то, или другое ищется на стороне. Это общая канва, но, к сожалению, в 80% случаях это именно так.

Есть ли какие-то особые, отличительные черты в изменах женщин и в изменах мужчин? Может быть, дефицит каких-то качеств?

– Не хотелось бы здесь быть банальным, но то, что обычно всегда говорят, справедливо. То есть мужчина действительно может искать больше интимной близости, и таким образом его измена иногда бывает внезапной. А женщины, как правило, ищут все-таки эмоциональной близости, и поэтому их измена больше обусловлена длительным отсутствием или вообще полным отсутствием этой эмоциональной близости в семье.

Что мы подразумеваем под эмоциональной близостью? Внимание, что-то еще?

– Смотреть в одну сторону. Когда люди живут, у них есть общая часть – то, на что смотрит их душа, то, что создает смысл их жизни. Это могут быть и дети, и совместная работа, какие-то совместные проекты, это может быть совместная духовная жизнь – много что. Даже просто поход в лес за грибами, но они делают это вместе, душа в душу. А бывает, что люди живут рядом, но не вместе, и смотрят каждый в свою сторону. И тогда, если это продолжается достаточно долго, человек начинает искать того, кто мог бы его понять, выслушать, поддержать, разделить его внутренние, самые глубинные переживания. Если этого не может сделать супруг, то находится кто-то другой.

Как Вы думаете, с чем связано такое явление, как кризисные возрасты, в которые чаще всего и происходят измены? Я знаю, что у мужчин этот возраст около 40 лет, у женщин возрастной диапазон несколько шире. Почему так?

– Если говорить про кризисные возрасты, то возраст нужно считать с момента создания семьи. То есть первый кризис – это год брака, второй кризис – это рождение первого ребенка. Понятно, почему рождение первого ребенка: перестраиваются отношения. Если, например, женщина начинает уделять стопроцентное внимание ребенку, а про мужа совершенно забывает, то не каждый может это пережить. Здесь нужно помнить, что мы растим детей для того, чтобы они выросли и ушли; ушли в свою жизнь. А муж должен вырасти и остаться. Бывает так, к сожалению, что муж вырастает и уходит, а ребенок вырастает, остается и в 40 лет живет с мамой, так и не уйдя в свою жизнь. Бывает кризис пяти лет, когда тоже происходит некое переосмысление.

А то, что вы говорите про кризис среднего возраста (около сорока лет), то он специфичен для людей, которые воспитывались в детстве под влиянием одного из родителей; у них, как правило, наиболее остро он переживается. Здесь мы как раз подходим к теме, как воздействует на ребенка развод родителей. Для ребенка это всегда тяжелейшая катастрофа, и он готов отдать жизнь для того, чтобы родители соединились. Задача родителей – объяснить ребенку, что это его не касается, что для него мать стопроцентно остается как его мать, и отец стопроцентно остается как его отец. Если, допустим, мужчина ушел из семьи к любовнице, а женщине не хватает ресурсов перенести ситуацию, она пытается взять в поддержку ребенка и говорит: «Смотри, это нас с тобой вместе бросили. Твой отец – нехороший человек, он – негодяй». Если она запрещает ему быть похожим на отца, то это приведет к тому, что ребенок будет бунтовать, будет все больше и больше пытаться в самых крайних негативных моментах подчеркнуть свою идентичность с отцом. Но если мать очень сильный человек и его сможет задавить так, что он из лояльности к ней вообще не сунется на ту половину, то такого человека как раз ожидает очень феерический кризис среднего возраста, когда он для себя эту вторую половину наконец откроет. И вот здесь может произойти перестройка всего, что было построено в жизни, потому что построено это было, опираясь на одну ногу, а оказалось, что у человека есть еще вторая нога. Здесь очень серьезный вопрос. Это одна из глубинных причин, когда может разрушиться брак в семье, где все, казалось, было хорошо.

Если говорить об этом возрасте – 40-50 лет, то особенно в среде достаточно состоятельных мужчин считается как будто чем-то нормальным иметь любовницу или связь на стороне. Хочется спросить: разве могут существовать на протяжении длительного времени семейные отношения при учете того, что один из членов живет в состоянии постоянной измены?

– По факту такое бывает. Более того, бывает, что у людей две реальных семьи, то есть любовница – это не просто любовница, а реальная вторая семья с детьми, а бывает и третья. Вопрос в том, чего мы хотим. Да, бывает, что так люди живут. Почему на это соглашается родная жена? Это уже вопрос другой. Иногда такая женщина приходит на Исповедь пожаловаться на мужа, что он такой негодяй, а потом в разговоре с ней выясняется, что она в принципе не готова строить свою жизнь отдельно: она нигде не работает, он ее полностью содержит, и она не хочет это менять, например, пойти на работу. Ее это устраивает. Ситуация длится, когда всех все устраивает. Конечно, это губительно для детей, которые растут в таком браке, но мы же не можем за людей думать и толкать их куда-то.

А есть разница между блудом и прелюбодеянием?

– Это казуистика, конечно. Все одно и то же. Но если уж точно в термины вдаваться, то прелюбодеяние – это отношения не в браке, когда один или оба состоят в браке. А блуд – это когда люди находятся в отношениях и никто из них не находится в браке.

То есть суть прелюбодеяния, наверно, в разрушении чужой семьи, если я правильно понимаю?

– Можно так сказать. Хотя, еще раз повторю, для меня это казуистика. Блуд есть блуд.

То есть в принципе можно как синонимы использовать.

– Да.

Вопрос от телезрителя, поступивший через группу ВКонтакте: «Как быть, если расстались с женщиной три года назад, но продолжаем общаться? Она вышла замуж за мусульманина, преследуя корыстные цели. Сама крещенная в Православии. У нее сын от первого брака, я отношусь к нему, как к родному. Как быть мне? Я до сих пор ее люблю. Интимных отношений нет. Не является ли это блудом, если мы встречаемся и проводим вместе время (она ведь замужем)?»

– Эти вопросы «как быть» – они, конечно, очень хороши. Вопрос: что человек хочет? Если рассмотреть этот случай, то понятно, что эти отношения мешают, прежде всего, ему пойти в свою жизнь. Он остается смотрящим назад, на то, что уже закончилось, и конец этого одинаков – тупик. Это понятно. Для нее это то же самое: если она находится в подобной ситуации, она тоже смотрит назад, на то, что уже прошло, и разрушает то, что есть в том браке, который у нее сейчас. Поэтому телезрителю нужно понять для себя, чего он хочет. Если он хочет создать свою семью, тогда, конечно, это общение нужно прекращать. Нужно оставить ей место в своем сердце как своей первой жене (если это была первая жена), согласиться с тем, что никто это место не займет, даже если у него будет другая жена (это будет вторая жена, которая другое место займет), и идти вперед. Иначе это просто боль и разрушение и для одного, и для второго.

Возвращаясь к теме измены: если факт измены становится известным, каким образом его переживать тому, кто изменил, и тому, кому изменили?

– Действительно, наверное, самое сложное в измене – это первый момент после того, когда это стало вдруг известно, как правило, внезапно. Потому что в один момент рушится все: то, что создавалось годами, то, во что вложена душа. И самое главное, непонятно, что делать дальше: то ли пытаться срочно каким-то образом избавляться от соперника или соперницы или, гордо хлопнув дверью, уйти и взять девичью фамилию. Здесь важно понять, что что-то действительно закончилось. Не зря Христос в Евангелии говорит об измене, как о том, что прекращает брак. Нужно понять, что брак в той форме, в которой он был до этого, которая, кстати, и привела к измене, был небезупречным, и он действительно закончился. И, по сути, он, как и все, что умерло, должен быть оплакан. Как мы оплакиваем родных, маму, отца – тех, кто умер, если мы их хороним, точно так же должен быть период, когда должны быть оплаканы эти отношения. И это не депрессия, это нормальное состояние. Но оно не должно длиться годами, буквально одна-три недели. И дальше нужно принимать решение: куда идти дальше? На этом месте нужно понимать, что есть только два направления: одно из них – решение, а второе только кажется решением. Это либо в сторону жизни, либо в сторону смерти. Идти в сторону смерти – это (не хочется даже такие вещи называть) суицид, депрессия, одиночество – подобные вещи. Человек должен отчетливо понимать, хочет он туда идти или нет. И здесь, если у него нет сил идти в сторону жизни, человеку требуется помощь или психологов, или священников, или тех, кто может ему помочь, хотя бы просто благонамеренных подруг. А второй путь – это путь в сторону жизни, и это путь в сторону брака: либо брака другого, уже на других основаниях с тем же человеком (это обновленный брак), либо с другим человеком. Конечно, здесь речь не идет о людях, которым за 60 или больше 50, речь о тех, кому 20-40 – другой брак возможен с другим человеком либо с этим же человеком, если он кается и хочет вернуть семью. Но вот это решение – воссоздать семью, оно должно быть обоюдным, и тот, кто изменил, должен хотеть создать семью. И он должен что-то такое сказать, предложить, буквально заново предложить руку и сердце так, чтобы второй действительно поверил в это. И второй тоже должен принять на себя полную ответственность, что это будет новый брак – брак, возможно, лишенный тех недостатков, которые все-таки привели к разрыву.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Мне 45 лет, мы с мужем прожили около 25 лет. У него была измена более 12 лет назад, но я его простила. Сейчас он вновь вернулся к своей любовнице. У меня очень важный вопрос. Мы стараемся все это пережить с дочерью, которой сейчас 20 лет, она тогда переживала и сейчас переживает вновь. Как настраивать отношения отца и дочери? Он неверующий человек, не разрешал иконы в доме, и основная была причина – это мой характер и то, что я хожу часто в храм и приобщаю к этому дочь. Он проповедует такие вещи, как блуд, который сейчас прогрессирует среди молодежи, и дочери говорит, что это нормально, хорошо. Как не нарушить заповедь: «Почитайте родителей своих – и продлятся дни ваши на земле». Как быть нашей дочери? Она очень переживает».

– Я так понимаю, что вопрос касается дочери и как она должна уважать отца. Она должна его уважать как человека, имеющего свое мировоззрение, свой опыт, который привел его к этому мировоззрению. И как раз роль матери, задающей этот вопрос, и заключается в том, что она должна дочери объяснить, что «твой отец – вот он такой». Если мать будет настраивать дочь против отца, то она настраивает ее, по сути, против половины себя. Человек, который не принимает половину себя, не будет счастлив в жизни никаким образом, это у него не получится. Отец такой, и не надо ставить его на весы и смотреть: правильный он или неправильный. Дочь, как ребенок, свободна выбирать любой путь, она не обязательно должна идти путем отца. Она, будучи уже взрослой, для себя может решать правильно это или неправильно, и нести ответственность за этот выбор. Отец же не навязывает ей, что «ты обязательно должна блудить». Это уже тогда не отец, а какой-то насильник получается. Вот в чем вопрос.

И в принципе ситуация была бы точно такой же, если бы семья была целой, просто отец придерживался таких нехристианских взглядов.

– Это как раз очень распространенная ситуация, когда отец придерживается каких-то нехристианских взглядов и ему отказывают в праве на существование в рамках этих взглядов, и, естественно, это очень болезненно для детей. Правильная позиция матери: «Ты можешь брать все, что хочешь, от меня и от отца». И позиция отца нормальная тоже такая должна быть. Если один родитель начинает гнобить другого (это не для этого случая, а вообще), то ребенок может начать принимать сторону как раз исключаемого в пику того, кто ведет правильный образ жизни.

В переходном возрасте?

– Во всяком возрасте может быть, не обязательно в переходном, поэтому здесь нужно быть очень внимательным. Конфликт между родителями надо решать на их уровне и не давать ребенку вообще в это вмешиваться, сказать: «Это тебя не касается, это наше дело». Если ребенок пытается вмешиваться, говорить ему: «Мы даем тебе все, что только можем: всю свою душу, сердце, имущество. Но, пожалуйста, не лезь в наши отношения, мы их решим сами, на своем уровне, иначе как раз это будет грех, если ты будешь влезать в наши отношения». Вот что нужно объяснить.

Вернемся к тому моменту, на котором мы прервались. Есть два пути: создание новой семьи и создание нового брака в той же самой семье. Как Вы считаете, насколько это должно быть оформлено ритуально? Допустим, у западных христиан есть такая традиция, как обновление обещаний или как повторное Венчание. Нужно ли соблюдать что-то подобное в нашей православной традиции?

– Безусловно, венчать второй раз их никто не будет. Если говорить о церковных таинствах, то виновной стороне (виновной в кавычках), а на самом деле обоим сторонам должна быть дана епитимья священником в той мере, в которой есть вина у каждого. И по истечении этой епитимьи им по благословению священника стоит воссоединиться и отметить это воссоединение уже как создание новой семьи, устроить семейный праздник. Здесь никаких обрядов не надо. И праздновать эту дату как дату рождения своей обновленной семьи, то есть отмечать этот день как семейный праздник. Можно в храме отслужить молебен в этот день, естественно, вместе причаститься, если это верующие люди. (Окончание в следующем номере)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс