Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Основа оглашения – Любовь, а не Закон

Основа оглашения – Любовь, а не Закон

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Церковная жизнь

Давайте посмотрим правде в глаза и признаемся: многие посещают огласительные беседы «для галочки», чтобы формально отбыть положенное время, получить соответствующую бумагу и покрестить наконец своего ребенка. А если есть возможность, то и вообще стараются найти такой храм, где оглашения не требуют. Священники сетуют, что вот, народ-де ленивый, не хочет знать свою веру, а некоторые как о какой-то особой своей заслуге говорят: «Мы месяцами не наполняем нашу купель».

Между тем проблема оглашения, как я думаю, более глубокая, чем кажется на первый взгляд. Очень легко и просто обвинить людей, не желающих слушать огласительные наставления, в том, что они равнодушны к получению знаний о вере. И потом с чувством выполненного долга смотреть, как эти люди уходят из Церкви. Ну как же, они же сами виноваты! Не хотят, им не интересно.

А ведь, возможно, они не хотят слушать оглашение не потому, что равнодушны ко Христу или им ничего не хочется знать о нашей вере. Причина-то может быть и другой. Возможно, они не увидели Живого Христа в нас, в нашей жизни. Ведь если человек ходит в храм или служит в храме в чине священника, говорит о Боге, это еще совсем не означает, что он служит Богу. Читать молитвы по Служебнику, возглашать нечто с амвона и служить Богу в духе и истине все же не одно и то же. И чаще всего мы сами изгоняем людей из храма своим морализаторством и фарисейством, подчас даже не понимая, что же происходит на самом деле, и думая, что мы выполняем свой долг.

Странно и весьма больно осознавать то, что Христа некогда предали на распятие люди, которые по внешнему образу жизни казались более всего приближенными к Богу. Почему-то это проходит мимо внимания многих. Кто больше всего знал Закон Божий и исполнял букву Закона? Книжники и фарисеи. Они посещали храм, постились, молились, давали десятину. Образец воцерковленности, не так ли? Чего еще надо-то? И вот эти-то люди восстали против Воплотившегося Бога и потребовали распять Его. А знали ли они Бога на самом деле? Или все ограничивалось лишь внешним исполнением правил?

Многие священники говорят будущим восприемникам: «Собрались быть крестными – будьте христианами: каждый воскресный день – в храм на все богослужение как минимум; регулярная Исповедь и Причастие; молитва дома; пост и т.д. и т.п.» И все касается только внешнего исполнения правил.

О, сколько нас таких, которые и каждый воскресный день в храме проводят, и молитвы читают, и постятся, некоторые даже в священнических одеждах по алтарю ходят и что-то оттуда возглашают, а на деле весьма далеко отстоят от Христа и даже, возможно, никогда и не знали Его!

Внешние моменты отнюдь не показатель духовности. Они не могут нам сказать о том, что на сердце у людей. Это может знать только Бог и более никто. Он смотрит в самую глубину души. А нам Он сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16).

Крестить надо по вере.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

А как это – веровать? Это очень важный и глубокий вопрос. Ответить на него в полной мере нельзя. Господь нам приводит примеры в Евангелии. Вот пришел к Нему сотник с просьбой исцелить своего слугу. И что же он говорит Господу? «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И «услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 8, 10).

А кто такой сотник? По мнению фарисеев, презренный язычник да еще и римский воин, оккупант. А как Господь вознес его веру! Знал ли сотник Писание и Закон? Мы не можем сказать точно. В Евангелии не говорится об этом. А Христос его об этом и не спрашивал. Но сказал, что такие, как этот сотник, придут в Царство Христово: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». А о «правильных», знающих Закон фарисеях сказано: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 11, 12).

Женщина-хананеянка, просившая об исцелении своей бесноватой дочери, знала ли закон? Вряд ли. А «Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя». Знание закона и вера – не одно и то же. А мы подчас смешиваем эти понятия.

Вот приходят люди окрестить ребенка, чтобы он не болел, а мы им: «Вы закона не знаете, потому недостойны Крещения. А крестить дитя, чтобы не болело, – суеверие». Не похоже ли такое на это: «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9, 34)?

А как же тогда сотник пришел просить у Господа исцеления для своего слуги? Что это было? Суеверие или упование на всемогущество и милосердие Божие?

Может быть, нам надо больше думать не столько о букве Закона, сколько о том, как в том или ином случае поступил бы Христос? А Он всегда поступал по Любви, потому что основой Закона является Любовь. Вот это самое главное.

И никакие катехизаторские лекции не будут иметь успеха, если мы не покажем людям эту Любовь.

И здесь возникает весьма важная проблема: при честном и внимательном рассмотрении самих себя мы видим, к своему ужасу, что этой истинной Любви нет в нас, и ее нет ни в ком.

Что же делать? Прежде всего, нужно быть честными перед собой, признаться самим себе, что в нас нет настоящей любви. Мы не умеем любить. И искать Того, Кто умеет. К Нему прибегать, у Него просить. А любить по-настоящему может только Бог. Как нас назидает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

И когда в нас будет жить Христос, только тогда люди увидят в нас то самое важное и драгоценное, ради чего можно будет изменить свою жизнь. Если мы сможем им помочь встретиться с Господом, тогда они пойдут за Христом. А чтобы в нас жил Христос, нужно всегда сораспинаться Ему. Как апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19).

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И нести эти бремена надо до самой смерти. Ведь если мы присмотримся, как Христос поступал с людьми, то увидим, что Он никого не прогонял от Себя. Даже к Иуде-предателю Он до самого конца относился с Любовью. Когда Иуда пришел в Гефсиманский сад предать Христа, Господь сказал ему: «Друг, для чего ты пришел?» Сколько любви в этих словах! Иисус не осуждает, не говорит, что вот какой ты негодяй-предатель, а смиренно вопрошает, при этом называя предателя другом: «Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Меня?» Это был призыв к покаянию.

Если даже Иуду, о котором все было известно заранее, Христос не прогоняет от Себя, но проявляет к нему великую любовь, то почему мы можем позволить себе прогонять людей, приходящих в храм? (Окончание следует)

«Православие.ру»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс