Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (841) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Если потерян «вкус к жизни»...

Иеромонах Макарий (Маркиш): Если потерян «вкус к жизни»...

№40 (841) / 27 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №37 (838) – №39 (840)

«Мне 22 года, но, несмотря на столь юный возраст, я потеряла вкус к жизни. Меня ничто не радует, каждый день проживаю бессмысленно. Если раньше я «горела», старалась постигать новые горизонты, засиживалась за учебниками, книгами, с увлечением училась, занималась в спортивной секции и так далее, то теперь все это мне безразлично. Ощущаю отрешенность, апатию ко всему, как будто все происходит не со мной и меня не касается. Работаю над чем-то по учебе, но проходит день, а дело не закончено, будто бездельничала все время. Постоянно чувствую усталость, даже с самого утра. Стараюсь совершать утреннее и вечернее правило, но состояние апатии и отрешенности не проходит. Подскажите, где искать корень этой проблемы? Как ее решить?»

– Вопрос острый, достаточно распространенный; вероятно, он всегда был распространен, но в наше время из-за разных трудностей эпохи стал более обычным.

Разочаровать человека придется тем, что вопрос плохо подходит для обсуждения на публике. Понятно, что девушка написала это письмо в попытке найти выход своим скорбям, но это не для массового обсуждения – такая тема требует разговора со священнослужителем, обычно это происходит на Исповеди, причем регулярной. Человеку в таком состоянии нужен духовник. Кто такой духовник? Это не какой-то ангел с Неба, а приходской священник, который регулярно принимает вашу Исповедь, – это и есть ваш духовник. Он выслушает Исповедь, познакомится с вашим состоянием, даст вам советы, узнает что-то о вас, потом может дать вам какую-то реальную практическую помощь, тогда процесс пойдет в нужном направлении.

И нужно также побеседовать с врачом-невропатологом, потому что видны кое-какие симптомы физического недуга, недомогание. Если человек с утра чувствует усталость, значит с этим симптомом обязательно нужно обратиться к неврологу, чтобы получить и другую помощь. Здесь хороший пример прямого и плодотворного взаимодействия медицины и Церкви. Медицина воздействует на материальное – на телесный состав человека, а Церковь – на духовный.

По своему опыту скажу, что нередко людям в таком или похожем состоянии помогает переписка со священником. Сейчас я немного отвлекусь. В каком месте Российской Федерации меньше всего духовенства? Где-нибудь в Якутии или Сибири? Ничего подобного. Меньше всего духовенства в Москве – в расчете на количество населения: Москва – самое бедное место в Российской Федерации по обеспечению духовенством населения. Здесь много храмов, много духовенства, но население города столь велико, что духовенства не хватает. По Ивановской области могу сказать то же – хуже всего духовенством обеспечен областной центр. В деревнях, селах духовенства мало, но и населения мало.

Мое замечание – к тому, что далеко не всегда есть возможность размеренной, спокойной, регулярной Исповеди. Поэтому в таких случаях хорошо помогает переписка со священнослужителем, сейчас интернет этому очень способствует. Очень многие священники такую переписку ведут. Мне приходится не только отвечать на вопросы, но кое с кем из корреспондентов я веду переписку буквально год за годом; иногда вижу больше пользы, иногда – меньше, но какую-то помощь человеку удается оказать.

Повторюсь, не забывайте о медицинской стороне. Вполне вероятно, есть нервное истощение или физический дисбаланс взросления. Часто в таком возрасте молодой организм испытывает трудности роста, особенно в нервной системе.

«Можно ли выстроить семью как малую Церковь с порядочным, но не воцерковленным мужчиной? Говорят, что взрослого человека не перевоспитать. Могут ли люди с разными взглядами на жизнь найти согласие в браке?»

– Этот вопрос, как и предыдущий, плохо подходит для массового обсуждения. Опасайтесь обобщений. Такие слова, как «порядочный», «невоцерковленный», ничего не говорят о личностях людей, как мужа, так и жены. Все упирается в их индивидуальность, в неповторимость уникальной личности каждого человека.

Бывают похожие вопросы: «Можно ли, чтобы жена возглавляла семейную жизнь? Или это не годится?» С одной стороны, мужчине более присуще качество лидера и в нормальных, стандартных условиях муж должен быть главою семьи. Но есть много семей, где, в силу личных особенностей, жена занимает главенствующее положение, – и эта семья живет счастливо, плодотворно, продуктивно, имеет и воспитывает детей и все у них прекрасно. И если такой семье сказать, что они живут неправильно, а в силу их личных особенностей муж более способен быть ведомым, а жена – ведущей, если их в этот момент рассорить, заставить что-то менять, эта семья может просто развалиться. И такое бывает от очень неразумных, самоуверенных, самонадеянных «консультантов».

Примерно то же надо ответить и на этот вопрос, но со своими особенностями. Не очень понятно, что значит «невоцерковленный». Предположим, муж мусульманин, а жена православная, они полюбили друг друга, все у них идет хорошо, но они «на разных платформах». Пока у них все хорошо – хорошо, а когда начинаются трудности, разность этих платформ приводит к тому, что помириться им очень трудно...

Приведу простую аналогию. Когда строится дом, заливают фундамент: аккуратнейшим образом все нивелиром вымеривают, для большого здания берут пробы грунта, чтобы фундамент был ровным, чтобы осадка грунта была одинаковой, чтобы фундамент стоял и был надежным основанием для здания. Представьте, если сделали такой фундамент: в одной половине песок, в другой – глина (или здесь камень, а там – пустоты) – и построили дом. Вроде красиво и хорошо стоит. Начинается осадка грунта или землетрясение, размыв почвенных вод – одна сторона фундамента ведет себя одним образом, другая – другим. Что будет с домом, объяснять не надо. Я никого не пугаю, но это факты жизни.

Любой священник из своего священнического опыта, из переписки с людьми вам такие примеры приведет. Если два человека имеют разные жизненные установки и на них остаются, то дело это непростое, тревожное.

Чтобы не быть пессимистом, из зарубежного опыта приведу противоположный пример: русские девушки (дочери русских родителей) выходят замуж за местных мужчин, для которых русское Православие чуждо. Например, он католик или протестант. В силу того, что своя традиция для этих женихов не столь уж существенна, не столь сильно они укоренены в католицизме или протестантстве, не столь много оно для них значит в современном мире и их исходная религиозная установка не слишком глубокая (есть такая поговорка: в США христианство 2,5 тысячи миль в ширину и 2,5 дюйма в глубину), то в условиях нормальной семьи они сравнительно быстро принимают Православие и становятся православными верующими. Если брать аналогию с фундаментом, то здесь новый фундамент удается подвести туда, где его практически не было. Рассуждайте, разбирайтесь, какая ситуация для вас больше подходит.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс