Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (841) → Священник Василий Селиверстов: Как сочетать работу и семью

Священник Василий Селиверстов: Как сочетать работу и семью

№40 (841) / 27 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Хотелось бы начать с вопроса, который был прислан нам через группу на сайте «ВКонтакте» и прямо относится к теме: «Сейчас любая интеллектуальная работа требует огромного количества времени и сил из-за больших объемов информации. А дома требуют внимания дети, муж, домашние дела – и все это тяжким грузом ложится на женщину-мать. Для меня все это чаще всего заканчивается срывом, когда все раздражает, хочется забиться в какой-нибудь угол, чтобы никто не трогал. Как этого избежать? Бросить работу не могу по многим причинам, тем более уже несколько раз уходила с работы из-за семьи, и каждая новая работа приводила к таким же срывам. Как женщине совместить работу с семьей и не разрушить при этом себя? Возможно ли это?»

– Я думаю, что возможно все. Другой вопрос, что сегодня мир, конечно, очень сильно изменился. Мы живем в новых условиях – многие вещи были совершенно неведомы для наших с вами предков: то, что им было довольно сложно представить, сейчас становится реальностью. В частности, это смена социальных ролей женщины и мужчины, смена парадигмы современной жизни, когда и мужчина, и женщина вынуждены много работать, и это приводит к тяжелым последствиям – в том смысле, что не хватает времени не только друг на друга, но и на наших детей, на какие-то другие занятия. Но тем не менее справиться с этим возможно, другой вопрос, что за нас никто этого не сделает: нет такой волшебной кнопки, нажав на которую можно было бы расставить приоритеты и выключить на время либо работу, либо семью – нам все-таки приходится сочетать и то, и другое.

Мне кажется, что здесь прежде всего стоит вопрос отношения к нашей работе, и нужно посмотреть в глубину веков, чтобы узнать, что такое работа. Если мы откроем Библию, то увидим, говоря языком современников Книги Бытия, что, с одной стороны, это проклятие, которое получает человек в наказание за грех отказа от Бога, а с другой – естественное следствие грехопадения, а не проклятие. Для людей того времени совершенно немыслимо было, чтобы преступление осталось без наказания. Но на самом деле это лишь естественное следствие того, что произошло, когда мы оставили Бога и сказали, что сами теперь будем определять, что такое добро и зло, и вот тогда встала необходимость тяжелого труда, добывания хлеба в поте лица. И если раньше это была прерогатива мужчин, то в современном мире, когда границы социальных ролей мужчины и женщины немного размыты, мы одинаково участвуем в этом процессе.

Но здесь очень важно определить для себя, что для меня работа: это обеспечение жизнедеятельности моей семьи, меня самого и тех, о ком я забочусь, или это что-то другое? Сегодня тоже так бывает, особенно когда речь идет об одиноких людях: работа часто выходит за рамки обеспечения насущных потребностей, мы зарабатываем гораздо больше того, что нам нужно. Здесь вопрос приоритетов встает чрезвычайно остро, хотя в большинстве случаев мы действительно работаем для того, чтобы обеспечить семью самым необходимым. И если речь идет об обеспечении необходимым, то вполне понятно: если и есть какой-то внутренний конфликт между работой и семьей, то он решается очень просто, потому что мы понимаем, что пока мы не в силах изменить эту ситуацию и сменить тот ритм жизни, в котором живем. Мы учимся как-то с этим мириться. А вопрос, как найти время для того и для другого, больше актуален для тех семей, где люди имеют чуть больше, чем нужно, для удовлетворения базовых потребностей.

Современный мир предлагает нам определенную гонку, в которую мы имеем возможность включиться или не включиться. Бешеный ритм «больше работы – больше денег – больше возможностей – лучшие условия для моей семьи» на самом деле очень часто оказывается иллюзией. В мире даже существует такое движение «дауншифтинг» (на языке водителей это переход на низшую передачу): отказ от высоких целей, высоких заработков и постов ради своей семьи, путешествий, а также для общения с Богом (в случае с христианами), чтобы не оставлять духовную жизнь. Но как мне кажется, здесь есть определенная опасность. Отказываясь от высоких целей и достижений, мы как бы пренебрегаем миром, говорим, что он для нас неважен, мы не хотим реализовывать то, что предлагает нам Бог (собственные таланты и возможности, которые у нас есть) ради чего-то очень хорошего. Оправдание семейными ценностями часто говорит о том, что мы хотим меньше утруждать себя, чтобы больше времени посвящать самому себе, потому что мало кто из людей, исповедующих дауншифтинг, на самом деле уделяет больше времени семье после ухода с напряженной работы.

Кроме того, тяжелый ритм, когда мы проводим на работе большую часть времени, особенно если речь идет о женщине, которая всегда была хранительницей очага, действительно может иметь слабо прогнозируемые последствия и для детей, и для отношений в семье. Потому что когда нет достаточного времени друг для друга, нет внимания к детям, в конечном итоге это приводит к тому, что жизнь на работе начинает восприниматься по принципу аквариума, когда кажется, что никакой жизни за стенками этого аквариума нет. Даже когда мы приходим домой, союз, который мы получили от Бога, постепенно становится уже для нас чем-то чужим, потому что есть работа, коллеги, какие-то интересы, корпоративы, внутренние интриги, в которых приходится участвовать, какие-то захватывающие цели. Приходишь домой, а у твоей второй половины совершенно другие мысли, свой «аквариум», и оказывается, что вода в моем «аквариуме» совершенно непригодна для жизни моей второй половинки, потому что там своя вода. И мы не можем дышать одним кислородом.

Это, конечно, страшно. Работа, конечно, очень важна, тем не менее если мы посвящаем все свое время работе, оправдываясь пропитанием, то мы себя принижаем до уровня простого, обычного творения, ведь Господь дает заповедь «плодитесь и размножайтесь» творению еще до того момента, как появляется человек и тварь населяет землю. Например, высокие цели семьи (воспитание детей, забота друг о друге, добывание хлеба насущного) очень важны, но ими она не исчерпывается. Мы не можем сказать, что ради куска хлеба должны оставить все остальное, потому что тогда мы ничем не отличаемся от животных, которые точно так же заботятся о своих детенышах.

Даже до грехопадения Адам и Ева имели заботы в раю, они не пребывали в праздности, участвовали в созидании, заботились об Эдемском саде, о пространстве рая. Это можно понять как творческую энергию, как то, что связано с творчеством в самом широком смысле этого слова. Для кого-то творчество – это написание музыки или стихов, а для кого-то – приготовление пищи или какие-то совместные занятия с детьми, и это обязательно должно быть в нашей жизни для того, чтобы мы отличались от животных. Потому что если у нас есть только телевизор, где рекламные вставки говорят об облегчающих нашу жизнь приборах, каких-то продуктах и вещах, и есть работа, которая позволяет нам на них зарабатывать, то чем мы тогда отличаемся от муравьев, которые строят свой муравейник и так же заботятся о пропитании и строительных материалах для него? Где здесь наш дух, та творческая сила, которую Господь нам сообщает? Поэтому здесь, как и всегда в нашей жизни, вопрос состоит в гармонии, балансе интересов.

Если говорить про пропитание, про удовлетворение базовых потребностей, мы можем вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, когда в основании пирамиды то, что нужно нам для поддержания жизни, и чем выше уровень пирамиды, тем ближе к духовным потребностям, к тому хлебу духовному, которым мы призваны жить. Если говорить о базовых потребностях, нужно вспомнить слова нашего современника о. Александра Шмемана, который говорил, что нищета безобразна в любых ее проявлениях, потому что это всегда что-то отвратительное: нищий человек отвратительно выглядит, вызывает сочувствие, но при этом есть в этом какая-то поврежденность, а бедность – прекрасна. И под бедностью он понимал, в отличие от нищеты, не то, когда мы нуждаемся в самом необходимом, а когда довольствуемся тем, что у нас есть. В этом смысле бедность прекрасна, когда мы учимся жить с тем, что у нас есть, учимся этим довольствоваться, если, конечно, речь не идет о том, что имеющееся совершенно не удовлетворяет даже базовые потребности. Тем не менее бедность в таком возвышенном смысле – это прекрасная оболочка для нашей жизни, к которой мы все на самом деле призваны, но от которой хотим как можно дальше убежать. И чем дальше мы от этой прекрасной бедности, чем менее довольны тем, что у нас есть, чем меньше мы находим в себе сил благодарить Бога, чем больше, оправдываясь детьми или каким-то другими высокими целями и прекрасными словами, погружаемся в пучину гонки за благами, возможностями и ресурсами, тем на самом деле тяжелее сохранить себя, быть в этом смысле гармоничными и соблюдать какой-то баланс.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Приходится работать в детском саду и школе, плотно общаться с детьми и родителями, при этом очень много приходится затрачивать своей эмоциональной энергии, и дома уже просто нет сил общаться с домочадцами. Как с этим бороться? Где находить силы?»

– Если бы мы знали какой-то универсальный источник сил и вдохновения, то не было бы никакого смысла затрагивать эту тему и можно было бы просто отослать всех нас к этому источнику. На самом деле у каждого этот источник разный: кто-то черпает вдохновение в музыке, кто-то – в общении друг с другом, кто-то находит источник сил в молитве, христиане прежде всего призваны к тому, чтобы черпать силы в Боге, в Его Духе, и просить этих сил, которые позволяют нам жить и преодолевать трудности. Может, это книжно звучит и не совсем практично, но любое дело, которое мы затеваем без помощи Божией, без молитвы, без доверия Богу и друг другу, совершенно невыполнимо.

Конечно, когда мы имеем дело с большим количеством людей, детей (среди моих прихожан есть много людей, работающих с детьми, в детских садах в частности), тогда внутреннее эмоциональное выгорание очень возможно. У меня есть знакомая прихожанка, которая уже довольно долго работает в детском саду, и она говорит о том, что в последнее время особенно тяжело стало работать, потому что мы все сегодня очень много узнали о наших правах, о том, что нам должны, и многие родители, приходя в детский сад, очень много требуют от педагогов, иногда даже чересчур много, и из искренних побуждений отнимают очень много сил у педагогов на какую-то «борьбу с ветряными мельницами», то есть какая-то просьба о помощи оборачивается вдруг обвинениями в вымогательстве. Безусловно, это очень серьезная проблема. Когда, казалось бы, весь мир против тебя, кажется бесконечно сложным, даже если ты работаешь с детьми, выйти к ним и попробовать не спроецировать этот негатив на отношения с детьми (помня о том, что еще вчера приходили родители и обвиняли тебя во всех возможных и невозможных грехах).

Но, говоря о работе, мы должны всегда помнить, что работа для современного человека – это один из путей к святости. Большинство примеров святости, которые нам известны, мы черпаем из монашеской среды, из среды людей, которые сказали, что мир – это не мое, это то, с чем я хочу соприкасаться как можно меньше, а в идеале и вообще не соприкасаться. Люди, которые ушли из мира и достигли каких-то особых успехов, если можно говорить об успехе в деле приближения к образу Божиему, становятся для нас бесконечно далеки. Какие-то примеры святости, связанные с отшельничеством, совершенно не говорят нам в практическом смысле о том, что же нам делать, ведь мы не можем забраться на столб и сорок лет молиться на нем в ожидании какой-то благодати. Но если мы выберем путем к святости нашу работу, какой бы она ни была (на кассе или в детском саду, работа охранником, министром или его заместителем), тогда наш день должен наполниться новым смыслом: я работаю не потому, что мне нужно заработать определенную сумму денег или от меня этого требует начальник, а потому, что все, что я делаю, я посвящаю не только людям, что тоже важно, но и Богу. Потому что одна из проблем дилеммы «семья или работа» заключается в том, что большинство из нас не любят свою работу, мы ходим на нелюбимую работу, испытываем какие-то проблемы, стресс из-за того, что дело, которым мы занимаемся, совершенно нам неприятно.

Один восточный мудрец как-то говорил: «Найдите себе занятие по душе, и вы ни одного дня в жизни не будете работать». С одной стороны, это вопрос поиска призвания и самоопределения (нравится ли мне то, чем я занимаюсь), ведь если я делаю что-то с любовью и чувством удовлетворения, совершенно по-другому проходит мой день, мой вечер. Даже если я очень устал, у меня есть удовлетворение, и когда я прихожу домой, это не выгорание и опустошенность, а радость от того, что я хоть и устал, но сделал то, что мог сделать на своем месте. А вот когда мы становимся заложниками своего образования, опыта… Ведь очень сложно поменять что-то в жизни, когда в какой-то момент назревает такая необходимость, а у тебя за плечами 15–30 лет работы на одном месте. Ты понимаешь, что ты ценный сотрудник и скорее всего не сможешь найти себя в чем-то другом, но тем не менее больше ты не можешь приходить на это место и что-то делать. И здесь страшная дилемма: все-таки рискнуть и поискать дверь в какой-то новый мир или остаться на старом месте, мучить себя и окружающих коллег и домочадцев своим цинизмом или, может быть, даже ненавистью к тому делу, которым ты занимаешься.

И еще один аспект: посвящение работы Богу, даже если она нелюбимая. Он должен присутствовать и на любимой, и на нелюбимой работе, даже если мы воспринимаем это как что-то не очень приятное, но тем не менее необходимое, как некую жертву, а жертва – это всегда неприятно. Давайте посмотрим на покаяние. Когда мы приходим к Богу, чтобы принести Ему свои грехи, мы, по сути, совершаем жертву, мы говорим: «Господи, я понимаю, что согрешаю (к примеру) чрезмерным употреблением пищи, чревоугодием, это приводит меня ко лжи, когда я обманываю своих близких, почему я задержался на работе. А сам где-то лакомился, но не в силах был в этом признаться; это приводит меня к лености, потому что после еды меня клонит в сон». То есть я понимаю, что чревоугодие – это такой грех, который мной сегодня очень сильно обладает, прихожу к Богу, осознавая свой грех, и говорю: «Господи, я хочу измениться и приношу Тебе в жертву то, что дает мне большое удовольствие. Я не могу без чревоугодия прожить, но я отсекаю его от себя для того, чтобы быть с Тобой, чтобы нас ничто с Тобой не разлучало». Таким же образом жертвой может быть и наша работа: даже если я сегодня не могу ее сменить, не люблю ее, я говорю Господу, что это будет жертвой, это мне не очень приятно, но я все равно буду улыбаться тем людям, которых встречаю на своей работе, потому что я хочу, чтобы Ты видел мое к Тебе отношение, видел плоды того, что я делаю, чем я живу. Это сродни молитве: делание, которое я предлагаю Богу и людям, если моя работа связана с людьми. Если так относиться к тому делу, которым мы занимаемся, то это может быть одним из источников вдохновения.

Если речь идет о семьях, в которых есть дети, могу сказать о себе, что для меня, например, источник сил – это мои дети. Порой приходишь совершенно вымотанный после разговора о чужих проблемах, после долгого богослужения или какого-то насыщенного дня, и тебе навстречу бегут твои дети, у которых масса дел и очень много есть что тебе сказать. Они хотят, чтобы ты с ними погулял, поиграл, они тебя давно не видели, и, казалось бы, сил уже никаких нет, но я знаю, что Господь дает в этот момент силы, потому что та любовь и искренность, которую они нам дарят, дает колоссальный ресурс жизненной энергии. Пример детей, которые приходят к родителям, тоже важен, потому что когда мы приходим к Богу, мы практически ничего Ему не можем дать, но мы можем получить от Него всё. Как дети, которые приходят к нам, не могут нам дать одежду, деньги, но могут дать только свою любовь, точно так же и мы можем предложить Богу в ответ на Его заботу о нас свою любовь и свое доброе отношение, доверие, надежду на то, что Он даст нам силы и устроит каким-то образом нашу жизнь.

И конечно, здесь хочется вспомнить слова Писания: «Взгляните на лилии полевые, они не трудятся, не прядут, но и Соломон во всей славе своей не одевался так…» Господь дает и нам с вами какие-то возможности и силу, радость для того, чтобы облечься во Христа, в ризы того света, который пронизывает этот мир и дает нам радость, красоту и силу для жизни. Здесь важно трезво смотреть на мир, на то, что происходит вокруг нас, и пытаться увидеть все это в том, что нас окружает. Хотя, казалось бы, на улице вечер, темно, и в душах наших темно, и у соседей в душах еще темнее, чем в наших, а коллеги наши совсем черные изнутри, и никакого просвета нет, но ты пытаешься смотреть на мир глазами Христовыми и видишь, что в каждом из нас та самая лилия, которая прекраснее всей одежды Соломона и всей его славы, и что в каждом из нас сокрыт тот маленький огонечек, который в детях виднее всего. Силы можно искать, может быть, в тех детях, которым вы служите (а работа педагога – это служение). И наше смирение как некая покорность обстоятельствам на самом деле всегда связано именно со служением, не просто с покорностью (как в исламе, который есть стопроцентная покорность), а с покорностью как любовью, возможностью служить – в этом и заключается смирение.

Расшифровка: Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс