Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №38 (839)
Почему таинство Крещения считается не полноценным, если не было совершено Миропомазание?
– Не думаю, что это правильная формулировка, оно совершенно полноценное, а Миропомазание – это отдельное таинство. Вообще если брать нормативные понятия, то таинство Миропомазания должны совершать епископы и формой таинства должно быть возложение рук.
Миропомазание возникло несколько позже, а изначально на крещеного возлагались апостольские, епископские руки. По сути, люди рукоположены во христианство: человек крещеный – это человек, рукоположенный в христианство. Мы сейчас привыкли, что рукополагают в диаконы, священники, архиереи, а в христианство не рукополагают. Рукополагают: царственное священство распространяется на всех – печать дара Духа Святого и благодать Духа Святого подается человеку после Крещения. Можно соединять эти таинства, а можно разделить их во времени – это уже вопрос разных практик, но в принципе человека крещеного впоследствии нужно еще рукоположить в христианина, то есть дать ему полноту даров, чтобы он был борцом с грехом и исполнителем заповедей. Вот такая интересная вещь.
Почему в западной традиции конфирмация (миропомазание) совершается только епископами и только после 7 – или 12-летнего возраста в разных традициях? То есть они крестят в младенчестве (40 – 50 дней от рождения ребенка), а рукополагают (помазывают его миром, возлагая руки) намного позже, совершая перед тем обучение. Он проходит некую катехизацию, изучает Закон Божий, это готовит его к конфирмации, то есть к тому, чтобы подтвердить свое христианство, рукоположиться в настоящего христианина.
Это хорошая практика с точки зрения теории, но ее тяжело исполнять. На сегодняшний день она в значительной мере подрезана, как дерево под корень, и не приносит тех плодов, которые нужно, но сама по себе она очень интересна. А мы это все сводим воедино, как обручение и Венчание. Можно же обручить на Неделе мясопустной, а на Фоминой неделе повенчать.
Развести по времени одно и другое – значит дать человеку некую закалку: вы уже друг другу принадлежите, но вы еще не супруги, то есть теперь упражняемся в молитве и посте и готовимся к Пасхе, а после Пасхи – все остальное. Это некое подвижничество, хороший подвиг. Например, сегодня на Востоке практикуют обручение за год до венчания, на которое юноша еще должен заработать деньги. Они уже с кольцом ходят и на венчании только меняют кольца местами, но пока он еще не имеет права даже целовать невесту, не имеет права ночевать в доме под одной крышей с ней. Так же и она. И он работает год, ждет иногда полтора-два года – вот это действительно человек ждет встречи со своей невестой. А такая наша расхлябанность, когда можно все и сразу, печальна, об этом стоит хорошенько подумать – как жить дальше.
Поэтому можно сводить все вместе, у нас таким образом сведено Крещение и Миропомазание, а можно и развести, но мы этого не делаем, потому что это будет для нас обременительно, тяжело, породит очень много ошибок в церковной практике, в запутанной нашей жизни это еще больше запутает, поэтому следует признать нашу сегодняшнюю практику снисходительно-оптимальной. Но нужно понимать сам принцип жизни человеческой, что христианин – это царственный священник, мы род святой, взятый в удел, независимо от того, иерей, протоиерей, диакон или мирянин, – мы все рукоположены в христианство по факту Миропомазания. Пусть нас мазали миром, а не рукополагал епископ, но помазание миром заменяет возложение рук епископом, нам дан Дух Святой в другой форме.
Отсюда, наверное, и поговорка «одним миром мазаны»?
– Совершенно верно, мы одним миром мазаны, на нас возложена рука Духа Святого в таинстве Крещения, на всех одинаково, только один может возгревать в себе дары Духа Святого, а другой пренебрежет ими. Допустим, две хозяйки купили по пять килограммов муки, у одной мука зачервивела через полгода, а вторая уже через месяц все на оладушки спустила.
Как притча о талантах...
– У одного в дело пошло, у другого в землю закопалось… Духа получили все, но один Дух возгрел, умножил его и не оскорбил (говорится: «…не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30), то есть и оскорбить можно). А когда оскорбили Духа, он ушел.
Как можно оскорбить Духа Святого?
– Хороший вопрос. Духа Святого мы оскорбляем всяким делом и всяким образом жизни, несовместимыми с заповедями Иисуса Христа. То есть когда мы встали на лыжи и покатились в сторону, противоположную Царству Небесному, то вся наша жизнь – непрестанное оскорбление Духа Святого.
Я думаю, что очень много людей живет так, как будто они заключили с кем-то контракт и договорились каждый день оскорблять Духа Святого, мало того – каждый час, а по возможности – каждую секунду. Есть люди, которые для связки слов произносят те слова, которые несовместимы с пребыванием Духа Святого возле человека или в человеке. Есть люди, которые любят делать то, что делать нельзя, о чем говорить нельзя, а они любят это делать и хвалиться этим.
Есть люди, которые совсем не хотят вечной жизни и, соответственно, не хотят для этого пальцем пошевельнуть. Есть люди, которые смеются над Богом и над теми, кто верит в Бога и верит Богу. Есть люди, которые полагают свою славу в сраме, о чем апостол Павел говорил: «Горе им, их Бог – чрево, их слава в сраме, они мыслят о земном».
Это постоянная вражда с Богом, поэтому оскорбить Духа Святого может каждый человек, и не раз за свою жизнь, но слава Богу, что Он необидчив, другое дело, что мы можем говорить и делать вещи, противные Ему. Дух Божий – Дух разума, Ему претит всякое греховное безумие, Он Дух совета, крепости, страха Божия, благочестия, веры, Он целомудренный, кроткий. Гордец находится в борьбе с Ним, развратник – тоже, сребролюбец, без сомнения... Образ жизни человека, его намерения, его сердечная интуиция, когда «вместо сердца пламенный мотор», который движет его по жизни из греха в грех, – это вражда против Бога.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я была приглашена стать крестной, огласительные беседы прослушала, мама ребенка тоже их прослушала, начались крестины. В первую очередь в крестильню запретили войти маме, гостей вообще не впустили, хотя многие отпросились с работы, они остались стоять возле храма под дождем. Потом 4-месячный ребенок раскричался, батюшка разрешил войти маме, но ребенок уже не замолкал, все крестины происходили под этот крик и, конечно, с моими слезами – мы батюшку спрашивали, почему нельзя гостям, и он сказал, что здесь должны присутствовать только верующие люди. Я говорю: «Может быть, хоть они неверующие, благодать Божия как-то коснется их сердец». Как-то так попытались уговорить батюшку, но он сказал четко и жестко: «Нет». В конце концов ребеночка в купель опускала я, крестная, очень испугалась, не знаю, есть ли такое в практике, но на солею с ребенком тоже заходила я. Я хочу спросить: как относиться к этому? Я уже исповедовалась за то, что, наверное, осудила батюшку – люди, которые остались возле храма, намного лучше, мне, с Божией помощью, еще подвизаться и подвизаться до их добродетелей. И люди, мои родственники, которые знают, что я хожу в церковь, не хотят теперь слышать ни о Боге, ни о Церкви, ни о чем. Как относиться к этому? Как объяснить этим людям, что произошло: прав батюшка, не прав? Как им сказать об этом?»
– Так можно всю паству распугать… Можно годами что-то делать, строить, тащить, вести, а потом в один день все это одним махом разрушить и прогнать из церкви, отогнать человека вон на долгие годы. Это не шутки. У одной моей знакомой была бабушка, за 90 лет ей было, и она помнит, как она причащалась еще до революции, а потом всю жизнь прожила без Церкви из-за обиды на священника, который тогда сделал что-то ненужное.
Кто придумал не пускать матерей или родственников на Крещение? Для людей это праздник, они отпросились с работы, пришли, для них это торжество. Нужно сделать все, чтобы они, наоборот, раскрылись, улыбнулись друг другу, и к священнику, может, какое-то теплое чувство зародилось бы. Распугать паству можно до конца: обидеть, прогнать их всех и потом жаловаться на каждом шагу, что людей нет, денег нет, люди в церковь не ходят и жизнь вообще безбожная. А какая она еще будет, если вот так «снимать стружку» с людей ни с того ни с сего? Они же, бедные, не знают ничего: кто их учил? А когда еще их учить, как не во время такого события, как Крещение? Это же будет способ поговорить с человеком, сказать ему что-то, заронить что-то в его душу. Точно так же и на погребениях. Богу и ангелам уже и так все ясно, святой покойный или нет, но для живых людей нужен этот умилительный чин погребения, чтобы они услышали слово Божие, какой-то умиленный псалом, увидели заботу о душе покойника – все это нужно для них. Конечно, я не впервые сталкиваюсь с таким, слышал и видел подобное сотни раз, этому есть название, но я его не произнесу; это плохо.
Теперь, конечно, люди будут на второй круг заходить: они, может, уже лет 15 ходят вокруг храма, а зайти боятся, теперь еще столько же лет будут бояться зайти. У нас таких людей миллионы, а каждый человек на вес золота. Каждый человек нужен, драгоценен, вот и разберись теперь с этой белибердой.
То, что вы на солею заходили, по сравнению со всем остальным совсем не страшно, а вот то, что все это произошло комом, с криком, с закрытыми дверями, это, конечно, безобразие. Если бы моих детей так крестили, моя реакция могла бы быть самой разной. Всех моих детей крестили другие священники, я прекрасно помню, как это все было, а было по-разному: и годы были бедные, и мы были бедные, кроме салата оливье ничего не могли на стол поставить, в одной кухне вдесятером сидели друг у друга на коленях, но хамства не встречалось, никогда не сталкивался. Я не представляю, что бы тогда в душе родилось, если бы мою жену выгнали вон за двери при Крещении младенца и меня бы под дождем держали, а он там кричал полчаса. Что это за праздник, что за таинство, что за благодать такая, которая издевается над человеком? Благодать не издевается над человеком – это нужно запомнить каждому из нас.
Что нам дает ношение нательного креста на шее?
– Это царский знак, мы уже говорили об этом, это некая царская печать, знак нашей принадлежности Господу Иисусу Христу. Сравним это с некими воинскими знаками – погоны, кокарда, ордена, медали, – это что-то такое царское и воинское, знак царя на воинской одежде, это наш паспорт.
В Древней Церкви крест не сразу надевался: когда крест был под запретом (слово «крест» даже было запрещено произносить при римских гражданах, это было оскорбительное слово), носить на себе крест было нельзя, а носили «рыбку», то есть могли носить какой-то символ.
Символика христианская различна: птица, клюющая виноград – указание на Евхаристию; две рыбы и пять хлебов – древний катакомбный символ, есть такая напольная мозаика; Орфей, играющий на арфе или плывущий на спине дельфина, – мифологический образ, переосмысленный в образ Иисуса Христа, рыбка – ICHTHYS, ἰχθύς, – это «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель», по первым буквам греческих слов: так или иначе христиане хотели показать, что они помнят Господа, Ему принадлежат, с Ним связаны, это аналог обручального кольца на руке женатого человека. Это вещественно явленный символ нашей веры – Символ веры, данный через вещество и через предмет, предметный Символ веры.
Вы сказали, что древние христиане не носили крест, а сейчас носить крест – это обязательно для христиан?
– Мы привыкли к этому и, конечно, с трудом представляем себе христианина, который не хочет носить на себе крест, а там, где люди живут бедно и не имеют крестов по каким-то причинам, они даже выкалывают его на себе, как это делают копты – не так, как делают сдвинувшиеся с ума люди, превращая свое тело в артефакт, «объект культурного строительства»: у коптов разрешена только одна татуировка – знак креста на запястье с внешней или внутренней стороны или прямо на груди. Такой крест уже не снимешь – это знак того, что ты навсегда христианин.
Когда шла война армян и персов и было выдвинуто требование отрекаться от Иисуса Христа, кто-то из армянских святых говорил персам, что это равносильно тому, как если бы изменить цвет кожи: «Мы не можем отказаться от того, что приняли однажды, христианство будет с нами навсегда, потому что как кожа не снимается с человека без его смерти, так и христианство мы не можем отдать». Нательный крест означает то же самое.
Как растолковать поговорку «креста на тебе нет»?
– Когда человек творит нечто неподобающее, люди говорят, что он ведет себя так, как будто ничего общего с Иисусом Христом не имеет, как будто крест снял. Еще есть выражение «творят такое, что хоть святых выноси» – то есть в доме происходит что-то такое, что хоть иконы выноси: здесь творится нечто неподобающее, совершенно безобразное. Тело без поста, душа – без креста.
Как часто православный христианин должен осенять себя крестным знамением?
– Числовой нормы нет, главное, чтобы всякий раз, крестясь, человек налагал на себя крестное знамение осмысленно, с верой и достаточной степенью благоговения: иногда можно видеть такие странные движения руками возле живота или лица, которые никак нельзя назвать крестным знамением. Все-таки нужно не полениться и сложить персты и наложить на себя крестное знамение без каких-то особых размахов. Некоторые так крестятся, что нельзя не заметить. Это должно быть осмысленно и с верой, когда и встал с кровати, и садишься за руль или за стол или выходишь из-за стола. На богослужении есть свои правила: когда поклоны кладем, когда слышим имя Божие, когда произносят «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», рука сама невольно тянется наложить крестное знамение – Трисвятое имя и крестное знамение друг другу сопутствуют. Здесь нет меры и нормы, главное, чтобы соблюсти такое отношение к кресту: осенять себя им осмысленно и достаточно благоговейно, не превращая это в махание рукой.
Что означает крестное знамение?
– Это исповедание веры, телесно выраженная вера при молчащих или говорящих устах. Если крестному знамению сопутствует молитва словесная, например Иисусова, то это соединение телесных и словесных действий, а если человек молчит устами и крестится, то он этим телесным движением выражает свою веру в Господа Иисуса Христа, то есть тело – это участник нашей веры и свидетель веры. Воздевание рук, преклонение колен, лобзание, прикасание устами к Евангелию и кресту, к благословляющей руке священника, к нижнему краю Чаши, закрытие глаз на службе (хорошо молиться на службе с закрытыми глазами) или опускание глаз долу, чтобы не крутить головой туда-сюда, плюс крестное знамение – все это является телесным выражением веры. И это совершенно неизбежно и естественно.
Заметьте, любая религиозная практика имеет свои особые узнаваемые знаки телесного поклонения: например, по тому, как стоят на службе старообрядцы или мусульмане, как они кланяются, совершают омывательные движения по лицу и бороде, мы сразу узнаем, кто перед нами. Когда человек налагает на себя крестное знамение и кланяется, мы сразу говорим, что это христианин молится, – то есть это узнаваемый признак молящегося человека-христианина. Это очень важно.
В заключение напутствуйте наших телезрителей.
– Просыпайтесь, русские люди, не стыдитесь исповедовать Господа Иисуса Христа, ежедневно читайте Евангелие, ни одного воскресного дня не проводите без участия в Божественной Евхаристии. Не думайте, что только священники могут научить других людей верить и привести их к покаянию, вере, молитве, благочестию. Пожалуйста, и вы говорите о Христе с людьми, будите их спящую совесть, зовите их в храм на покаяние, зовите их к активному доброделанию и к красивой, благодатной жизни во славу Христа Спасителя и на благо христианского Отечества. Мир вам и благословение Божие! Аминь.
Расшифровка:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.