Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (836) → Протодиакон Константин Маркович: Православное христианство и тоталитарные религиозные движения

Протодиакон Константин Маркович: Православное христианство и тоталитарные религиозные движения

№35 (836) / 15 сентября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №34 (835)

В сети интернет есть очень много материалов о саентологах. В Европе и Америке до сих пор существуют нерасследованные случаи очень странных убийств тех людей, которые выступали против саентологов, можно открыть статью в Википедии – там есть целый список. Это известный факт, что вожди этого учения очень нетерпимо относятся к тем, кто выступает против них: была масса несправедливых судебных исков с их стороны, но когда они не сумели добиться своего в законном поле, то было множество примеров, когда они пытались незаконными силовыми методами разобраться со своими врагами. В ряде европейских стран саентология не только не считается религией, хотя они сами себя называют церковью, но фактически запрещена законом, точнее – не зарегистрирована, так как не считается религиозным движением, а считается очень одиозным коммерческим предприятием. Это очень страшное явление.

На Невском проспекте они постоянно стоят...

– Да, на Невском проспекте постоянно есть эти агитаторы. И если вы чувствуете, что у вас нет достаточной подготовки для беседы (не каждый человек может серьезно говорить на богословские темы), я бы очень предостерег от общения с саентологами – у них есть уже опробованная технология обработки людей, подавления человеческой личности. Например, так называемый одитинг, когда кто-то один или группа из нескольких человек остаются с одитором, и некоторые специалисты по психиатрии говорят, что процесс этого одитинга по методам очень напоминает гипноз, особенно массовый гипноз. Известно, что у них существует клиринг (от слова clear – очищать), где разум как бы очищается от различных «инграмм», то есть впечатлений, которые могли повлиять на человеческое сознание. В эту технологию очищения входит даже принятие запрещенного у нас вещества ниацин. Эти сведения вы можете почерпнуть в интернете и ради своей духовной безопасности и безопасности своих близких почитать, что на самом деле представляют собой эти движения. Есть масса задокументированных случаев самоубийств, до которых доводили людей в этом движении. Это действительно страшное движение, хотя саентологи завлекают в свои ряды даже некоторых мировых знаменитостей и пытаются это выдать в рекламных целях (актер Голливуда Том Круз принадлежит к саентологам), но это все вывеска. Если вы возьмете любую их листовку, там мелким шрифтом будет написано, кто их издает – Центр религиозных технологий, то есть наименование организации, которая занимается выпуском агитационной литературы, говорит само за себя.

Не совсем понятно, чем привлекают саентологи – с иеговистами понятно, а что предлагают саентологи, чем подкупают?

– Они спекулируют на каких-то личных комплексах человека, например комплексе неполноценности, на личных психологических проблемах, потому что диалог всегда начинается так: «Не хотите ли вы пройти тест?» Они приглашают на бесплатный тест – специально подготовленный опросник, где человеку показывают после его прохождения, что у него есть масса внутренних, скрытых психологических проблем, обу-словленных инграммами, то есть теми негативными впечатлениями, которые он когда-то пережил, страхами и т.д.

На самом деле саентология представляет собой компиляцию: немного взято от оккультизма, где-то от христианства, а где-то и от психоанализа. Цель жизни человека, которую декларируют саентологи, это выживание. Для сравнения: цель христианства – это спасение души, а здесь говорят, что самое главное для человека – это выжить, для чего ему надо очистить свой ум от инграмм, стать по-настоящему успешным: его интеллект обострится, станет более способным к аналитическому мышлению и т.п. Но в результате процесса очищения разума человека доводят до настоящих психиатрических проблем вплоть до самоубийства (было немало судов по этому поводу), то есть доводят человека до сумасшествия. Кроме того, за прохождение этих практик вы будете платить большие деньги, поэтому саентологическая организация очень богата. То же самое и в иеговизме: есть целая система (добровольно-принудительная) по выкачке денег. Это страшная проблема, когда средства своего семейного бюджета вы отдаете на нужды секты.

В любом же православном храме пожертвование является добровольным. Если вы обратитесь к священнику с просьбой совершить таинство и скажете, что нет пока возможности заплатить, то он обязан это таинство совершить. У нас в Церкви эти вещи четко разграничены: если ты можешь как член православной общины пожертвовать, то пожалуйста, если нет – можешь ходить и так. А здесь этот вопрос поставлен на очень серьезную коммерческую основу, поэтому эти организации на самом деле очень богатые. Не случайно основателю саентологии Рону Хаббарду приписывают даже такую фразу: «Если ты хочешь иметь по-настоящему хороший бизнес, создай свою религию». Это очень опасное явление. Конечно, сейчас представителей саентологии стало меньше, а иеговистов я уже давно не встречал, но все равно эта проблема существует, и с ней необходимо бороться.

Бич нашего времени – это исламское тоталитарное сектантство. К сожалению, оно все активнее преодолевает границы тех традиционных территорий, где в России распространен ислам (это Кавказ, Поволжье), и вербовка уже происходит среди людей, которые по своему рождению никак не принадлежат исламской культуре или к тем народам, которые исповедуют ислам. Есть два тоталитарных направления в исламе. Первое – ваххабизм. В подлинном смысле этого слова ваххабизм – это движение, основанное в начале ХVIII века проповедником Мухаммадом ибн Ваххабом, который жил на территории современной Саудовской Аравии, и оно квалифицируется как некое подобие строгого протестантизма: как пуританизм в христианстве, так и ваххабизм в исламе. Это жесткая проповедь единобожия, отказ от культа святых, который на самом деле в исламе тоже существовал, это как можно больший отказ от любых неканонических преданий или предписаний, то есть чистое единобожие, чистый Коран, который понимается в буквальном смысле.

Второе направление, особенно распространенное в последние годы, – «Исламское государство», идеология которого – традиционный суннитский ислам, но в очень жесткой тоталитарной форме, причем многие вещи даже противоречат Корану. Убийства христиан, езидов, которые сейчас происходят, противоречат Корану: 2-я сура Корана Аль-Бакара говорит, что христиане или иудеи, которые живут по своему закону, так же способны достичь спасения, как и мусульмане, следовательно, зачем их убивать? Но мы видим, что сейчас творится в мире. И самое страшное: несмотря на то что мы видим воплощение мирового зла в этом движении (там есть все зло, какое только можно себе представить), тем не менее русские молодые люди и девушки, находящиеся в нежном возрасте, у которых должны быть совершенно другие мысли (более того, это не какие-то асоциальные элементы, а образованные, культурные люди, знающие языки), вдруг попадают в лапы этих пропагандистов. Это страшное явление.

Снова вопрос: если кто-то из нас, православных, вдруг сталкивается с представителями той или иной секты, что делать? В полицию с этим не пойдешь, начинать диалог тоже, наверное, не имеет смысла.

– Как раз диалог-то и можно начинать. Но если ты чувствуешь, что не очень подготовлен, то этот диалог может для тебя опасно закончиться. Хорошо, если не попадешь в их лапы, но ничего и не добьешься, и если рядом с тобой стоит человек, которого тоже пытаются завербовать, он убедится в твоей беспомощности.

Но для этого и существуют наши приходы, воскресные школы и проводится молодежная работа, чтобы противостоять этому. И если человек хотя бы на среднем уровне ознакомлен с какими-то богословскими истинами, с догматическим богословием, если он знает Священное Писание, то, конечно, может достаточно много противопоставить этой пропаганде, как правило, сектанты не изобретают ничего нового. Возьмите иеговистов: в чем-то это арианство, в чем-то они вообще создали свою редакцию Библии, и тогда можно сказать, что существуют канонические сборники, и спросить, на каком основании они изменяют текст Священного Писания. Существуют достаточно известные аргументы, но человек должен этим владеть, поэтому просветительская работа должна вестись на приходах очень серьезно.

Как Вы считаете, основной приоритет должен уделяться нашей самозащите, или нужно идти к ним и стараться их обращать в истинную веру?

– Приоритет должен быть таким: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это, конечно, не значит, что мы должны ехать на их территорию – там мы не преуспеем, но мы должны понимать, что вокруг нас живет множество маловоцерковленных и невоцерковленных людей, которые, как та несчастная девушка, имеют прекрасное образование, но абсолютно несведущие в области религии: трудно себе представить, чтобы человек, который реально представляет себе разницу между фундаментальным исламом и христианством, поддался этой пропаганде. Трудно представить, чтобы девушка, знающая, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос, Который говорит: «Мужи, любите своих жен, как свои тела», могла сознательно перейти в другую религию, стать третьей или четвертой женой в гареме и добровольно подвергнуться дискриминации. Какая нормальная женщина на это пойдет? Значит, не знают люди прежде всего своей веры, ее основ.

В продолжение разговора скажу, как люди объясняют этот свой выбор. Первое часто встречающееся соображение, о котором я читал в СМИ, когда журналисты общались с христианами, принявшими ислам, это то, что в христианстве все очень сложно, признается Троица, непонятно, то ли это монотеизм, то ли тритеизм, а здесь все понятно и ясно: есть один Аллах. Для нормально мыслящего человека это вообще не аргумент: если сложно, надо же попытаться разобраться, о чем говорит своя исконная религия, обратиться к священнику, если трудно самому, и он объяснит. Надо сначала сравнить критично то и другое, раз это так заинтересовало.

Аргументы другого рода относятся чисто к практической точке зрения. Девушки говорят, что русские парни пьют, курят, ведут соответствующий образ жизни. Может быть, человек попал в такую социальную среду, поэтому вокруг него не все благополучно, а красавцы джигиты не пьют – это запрещено, умеют красиво ухаживать и т.д. Хорошо, первый этап ухаживаний прошел, а что дальше? Ты представляешь принципы построения семейной жизни в фундаментальном исламе? А если он захочет привести вторую или третью жену? А если он заставит тебя сидеть дома – тебе понравится? А если ты с ним захочешь развестись, – он отнимет у тебя детей. Это принципы мусульманской семьи. Я понимаю, что для тех, кто родился, вырос и воспитан в этой среде, это нормально, но мне достаточно сложно понять, как можно добровольно на это пойти рожденным в христианской европейской традиции.

Третий аргумент: говорят, что мы пытались пойти в храм, стать членами прихода, но к нам не проявили любви, понимания, а здесь нас окружают вниманием и любовью. Это действительно метод, свойственный практически всем тоталитарным религиозным движениям: так называемая бомбардировка любовью, когда новоначального адепта полностью окружают вниманием так, чтобы он не способен был о чем-то задуматься, как можно меньше был наедине с самим собой, чтобы не возникло крамольных мыслей, но это внимание деланное. Это такая методика. Но с другой стороны, давайте подумаем, почему получилось так, что, придя в храм или находясь в христианском социальном окружении, человек не встретил той любви и внимания, которые заповедовал нам Христос, почему человек не увидел в нас исполнителя заповедей любви, на которых держится весь закон и пророки.

Камень в нашу сторону...

– Это должно заставить задуматься нас, христиан, и прежде всего клириков, которые служат на приходах, о том, чтобы люди у нас находили любовь и внимание, а не искали их в сектантской среде. И поэтому нам следует обсудить, что может противопоставить этому страшному явлению не абстрактная Русская Православная Церковь, а конкретно каждый приход. В приходах должна формироваться социальная среда, которая несет в себе этот закон любви. Человек, впервые переступающий порог храма, должен увидеть в нем людей, которые живут законом любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюби ближнего своего, как самого себя», и это, наверное, будет самым главным средством, которое может помочь исправить печальную ситуацию, сложившуюся сейчас в нашем обществе.

Спаси Господи, батюшка! Думаю, мы с Вами обязательно продолжим беседу и поговорим в будущем о приходской деятельности.

– Всего доброго! И дай Бог, чтобы эти очень серьезные проблемы, о которых мы сегодня говорили, не коснулись никого из ваших близких. Но давайте задумаемся, что в любой момент мы можем столкнуться с этой проблемой и что же мы, православные христиане, можем противопоставить этому действительно страшному явлению, которое в наши дни, к сожалению, вновь обострилось.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс