Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Евангелие и Церковь не умолкают проповедовать покаяние и призывать к покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Это были первые слова, которыми началась проповедь Иисуса Христа. Эту проповедь повторяли впоследствии многие святые отцы и проповедники, этому учит Святая Церковь, особенно в дни Великого поста. На основе поучений на покаянную тему составлен сборник «Душе моя, восстани, что спиши?». В этой книге собраны поучения на каждый день великопостного периода, начиная с праздника Сретения Господня и заканчивая Праздником Христова Воскресения.
Автором-составителем проделана масштабная работа, благодаря чему читатели могут изо дня в день укрепляться духовной пищей и глубже вникнуть в значение поста для своей жизни. Многие люди, которые только делают свои первые шаги к Богу, совсем не понимают, для чего нужен пост, представляя его себе не иначе, как только строгое воздержание в пище. Многие даже боятся вступить на это поприще, так как не могут отказаться от своих пристрастий. Более того, «быть христианином, – твердят враги христианства, – это значит вечно поститься, изнурять себя лишениями и прочее».
Какое это непонимание христианства! «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. А пастыри Церкви о христианском воздержании учат на основании слова Божия. В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращались постящиеся. В Новом Завете значение поста с еще большею ясностью раскрывается на примере и в Учении Самого Иисуса Христа и Его святых апостолов. Господь учил, что пост должен быть не внешним и наружным, нет, с ним должна соединяться потребность чистого сокровенного возношения нашего к Богу. «Так же, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», – говорит Учитель. Вместе с тем Спаситель указывает и на значение поста с молитвою в деле отвращения нападений духа злобы, поясняя апостолам, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Пост, укрепленный примером Самого Иисуса Христа, есть необходимое установление, способствующее нашей благочестивой настроенности и победе над страстями.
По словам прп. Антония Оптинского, «Святая Церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен Богу». По словам Варсонофия Великого, «пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который заключается в предохранении себя от страстей». «Если же, – дополняет слова преподобного святитель Игнатий (Брянчанинов), – пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало, он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг: то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости».
Как учит святитель, «вновь созданному человеку, введенному в рай, была дана единственная заповедь, заповедь о посте». И этой заповеди было достаточно «для сохранения первозданного человека в его непорочности. Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, – пишет святой отец, – которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве». Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи. Пост вводит христианина в состояние духовное. «Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою».
Чтобы духовно возродиться, прийти к покаянию, и установлено специальное время – время поста. В великопостный период Святая Церковь вводит нас постепенно. По мере его приближения в богослужении все больше и больше появляются особые молитвословия, которыми христиане приуготовляются к продолжительному подвигу воздержания, молитвы и покаяния, к спасительным дням всеобщего духовного очищения и освящения. В своих воспоминаниях Церковь восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу.
Например, в последнее воскресенье перед постом, в Неделю Сыропустную, «евангельское чтение, соответствуя началу поста, подводит нас к времени покаяния и прощения. «Если, – говорит Господь, – вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». А «простив ближним, ищите прощения от Бога в благодатном таинстве Покаяния. Средством к покаянию и исправлению себя может быть пост, воздержание, смирение тела для торжества духа». О посте как необходимом средстве ясно говорит Христос, предостерегая лишь от пользования им в целях тщеславия.
При составлении данного сборника автор-составитель монахиня Евфросиния (Андреева) использовала более 40 различных изданий, трудов святых отцов и проповедников Церкви. Обращаясь к книге «Душе моя, восстани, что спиши?», читатели каждый день Великого поста будут укрепляться словом Божиим, словом отеческим.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.