Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вы говорили о том, что первоначально, кода человек входит в Церковь, он много читает Евангелие и писания святых отцов. У меня было то же самое. Вначале Евангелие вызывало у меня эмоциональное восприятие и раздумья. А сейчас я с трудом заставляю себя прочитывать одну главу из Евангелия и одну главу из Апостола. Понимаю, что это плохо, но не знаю, как уйти от формального состояния чтения духовных книг.
– Можно, я вас тоже о чем-то спрошу? Скажите, пожалуйста, вы сами можете назвать какую-то причину этого состояния? Наверняка ведь вы пытались найти для себя ответ на этот вопрос?
Да, я пытаюсь это сделать, но не нахожу причины. Единственное, что я вспоминаю: был период, когда я читала Евангелие запоем, читала, читала и читала... И один священник сказал мне, что так читать нельзя, поскольку может наступить пресыщение от этого чтения. Может быть, это?
– Я думаю, что нет. Безусловно, причина заключается не в пресыщении Евангелием, она заключается в другом. Я отчасти об этом уже говорил, но, наверное, сейчас повторюсь и скажу об этом чуть более пространно.
Если человек впервые читает Евангелие в то время, когда та Встреча, о которой мы говорим, уже состоялась, он испытывает определенное потрясение. Наверное, это потрясение сродни тому, которое испытывали люди, посланные начальниками народа иудейского для того, чтобы уловить Христа в слове. Когда они вернулись, то сказали, что никогда не слышали, чтобы человек так говорил. То есть мы читаем Евангелие и понимаем истинность, правду и силу каждого евангельского слова. И понимая это, мы осознаем, что и наша жизнь должна быть совершенно другой. Потому что Евангелие, по большому счету, обычную человеческую жизнь переворачивает, делает ее совершенно иной. Принципиально иной. Но если мы Евангелие прочитали раз, два и три, и было то состояние чтения запоем, о котором вы говорите, но решительной перемены в жизни не произошло, не только внешней, но и внутренней, то спустя какое-то время наступает разрыв между тем, что мы узнали, и тем, что мы в своей жизни вследствие узнанного сделали. И потом приходит апатия, приходит то состояние, в котором мы уже не ощущаем смысла в этом чтении.
Почему? Ну, вот читаем – ничего не меняется. Но ведь дело не в том, что не меняется, а дело в том, что мы не меняемся. Вообще, если мы посмотрим самое начало христианства, то увидим, что принятию Крещения предшествовал некий переворот в жизни человека. Жизнь «до» и жизнь «после». Если мы посмотрим на то, как происходит Крещение человека в современном мире, то в лучшем случае мы видим некое осознание неправильности прежде прожитой жизни и желание что-то изменить в жизни новой, жизни после Крещения. Но буквально единичны те случаи, когда с человеком происходит настоящий переворот, настоящее изменение. Когда человек понимает, что та жизнь была неправильной и ненастоящей, а правильная и настоящая – совершенно другая, и решается ею жить. Пожалуй, причина в этом.
За Христом ходило очень много людей, которые ходили не только потому, что хотели видеть чудеса, не только потому, что нуждались в исцелении, не только потому, что хотели чудесным образом насытиться. Безусловно, было достаточно много людей, которые просто Его с удовольствием слушали. Потому что Его слово было действительно непохоже ни на какое другое слово. И вслед за тем эти люди отошли. Отошли почему? Потому что не видели в себе решимости и готовности это слово исполнять. И в какой-то момент они потеряли смысл, потеряли интерес даже к словам Самого живого Христа.
То же самое происходит с чтением Слова Христова, которое мы обретаем в Евангелии. Поэтому, если есть желание что-то изменить в своем восприятии Евангелия, то, безусловно, нужно что-то менять в своей жизни.
Мы зачастую стараемся понимать Евангелие не буквально. То есть читаем мы какое-нибудь евангельское слово и говорим себе: «Ну, это же невозможно в жизни буквально исполнить!» И мы этого буквально не исполняем, начинаем исполнять Евангелие «в общем», а «в общем» его невозможно исполнить. Можно либо исполнять его буквально (конечно, не в тех случаях, когда что-то сказано приточным языком), либо всю жизнь свою плакать о том, что нам это не удается. Если мы не исполняем и не плачем, тогда душа мертвеет и становится холодной и равнодушной.
Но, безусловно, это не ваша лишь беда. Если бы это носило какой-то индивидуальный характер, я бы, может быть, об этом и не стал говорить, а сказал бы об этом частным образом. Я считаю, что это касается в той или иной степени каждого из нас.
«Православие.Ru»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.