Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (833) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Внутренний стержень нашего народа – это вера в Бога, надежда на Него

Митрополит Минский и Заславский Павел: Внутренний стержень нашего народа – это вера в Бога, надежда на Него

№32 (833) / 25 августа ‘15

Архипастырь

Весь Православный мир 28 июля праздновал день памяти святого князя Владимира – Крестителя Руси. Что, на Ваш взгляд, можно назвать главным из того, что произошло в результате принятия князем этого исторического решения?

– Надо обратить внимание на то, что жители Древней Руси были язычниками. А что это значит? Означает, что жили они как хотели, как могли, как жило и само это общество: кто-то занимался землепашеством, кто-то скотоводством, а кто-то совершал набеги, грабил и убивал, имел вот такой разгульный, раздольный образ жизни. Необходимо сказать, что решение князя Владимира было очень серьезным, взвешенным, поскольку он не просто так взял и принял Православие, вовсе нет. Он достиг такого возраста, когда начал понимать, что жизнь, наполненная вот такими набегами, разбоями, грабежами и убийствами, не приносит человеку радости, удовлетворения, сколько бы ты ни грабил и ни приобретал.

Конечно же, у князя были свои советники и помощники, и он решил отправить гонцов в разные части света, чтобы они принесли такую мысль, такую идею образа жизни, которая удовлетворяла бы и его внутренние запросы. Надо сказать, что его бабка – княгиня Ольга – уже была православной, и она исподволь оказывала на него и молитвенное влияние, давала духовную поддержку, и, конечно же, ее образ жизни имел какое-то воспитательное значение для внука. Было такое гармоничное сочетание: влияние его бабушки, а через нее воздействие Господа на князя. И в результате произошло то, что произошло. Приходили гонцы из разных стран, говорили о том, какие есть верования, как живут люди в других странах. Но вот пришли посланники и рассказали, что есть в Византии христианское вероучение, которое позволяет жить нормально, ведь князь уже слышал, что есть различные положения в вероисповедании, где, к примеру, допускается многоженство, но при этом нельзя пить какие-то напитки... А вот христианское учение вызвало особый интерес у князя. Наших послов-язычников приняли в Византии в храме Святой Софии на самом высоком уровне, проявили к ним любовь и внимание. Их пригласили на богослужение, и вот эти посланники, вернувшись потом к князю Владимиру, рассказывали ему: «Мы даже не поняли, где мы были – на Небе или на земле...», настолько поразила их вот эта любовь, внимание, торжественность Патриаршего богослужения, все то, что им довелось там увидеть и услышать. И тогда князь Владимир решил направить официальный запрос в Константинополь с просьбой, чтобы Патриарх прислал к нам епископов, дабы они просветили народ.

Так что князь Владимир, принимая такое решение о Крещении своего народа, сделал исторический выбор, который изменил весь ход жизни Святой Руси: руссы пошли совершенно по другому пути развития. Конечно же, с приходом православного вероучения на нашу землю было принесено и богословие, и письменный язык, и алфавит, и культура. А сочетание всего этого с Божественным, Божиим благословением принесло такие ростки, плоды, которые мы уже сегодня пожинаем. Это, конечно, и множество святых подвижников, святость множества людей, когда не просто пришел к нам святой жизни человек, а когда возникло такое массовое стремление к святости, благочестию, добропорядочной жизни. Таким образом, принятие Православия изменило весь ход жизни наших предков. Поэтому сегодня, празднуя тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, мы хвалим, благодарим и прославляем Бога за то, что Он так мудро устроил жизнь наших предков. Сегодня мы питаемся этими добрыми ростками православного вероучения и, вспоминая дивное решение князя Владимира, мы воспеваем и его самого, и всех святых, в земле Русской просиявших. Мы призываем всех хранить веру Православную, потому что в ней наше утверждение.

Надо сказать, что вся последующая история нашей страны была наполнена множеством таких явлений, которые именуются у нас чудесами. Вся жизнь нашего народа была ими насыщена, сосредоточена в Церкви и Боге. Можно сказать, что внутренний стержень нашего народа – это вера в Бога, надежда на Него, жизнь православная и благочестивая. Именно в этом кроется особое отличие нашего народа. Так что мы сегодня радуемся и надеемся, что наш народ будет хранить веру Православную.

Благодарю Вас, Владыка! Переходим к вопросам наших телезрителей. Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «В Евангелии от Матфея сказано:» И отцом не называйте никого на земле». Как это понимать?»

– Когда мы пытаемся определить, понять смысл каких-нибудь стихов из Священного Писания, то мы всегда должны читать их в контексте Евангельского повествования, тогда станет понятно, с кем общался Христос Спаситель в это время, о чем Он говорил. Надо сказать, что этот стих взят из того контекста событий, где Господь общался с книжниками и фарисеями, которые были самыми учеными людьми среди иудеев. Но в это время, то есть ко времени Пришествия Христа Спасителя, они настолько исказили ветхозаветные учения, что даже самые обычные, нормальные понятия были превращены в какое-то чванство, самовосхваление. Фарисеи украшали себя, делали особые украшения на своей одежде, удлиняли рукава своих одеяний, и хотя мы тоже носим сейчас одежду с длинными рукавами, но они у нас употребляются только в таком виде, чтобы было удобно для совершения богослужения и ношения, а тогда это было символом величия книжников. И фарисеи, и книжники настолько восхваляли сами себя, любовались самими собой, что они требовали такой же похвалы от других людей. Они выходили на перекрестки, туда, где было большое скопление людей, принародно молились, и все их восхваляли: «О, какие великие! Это наши отцы! Это действительно чуть ли не ангелоподобные люди!» Таким образом, фарисеи начинали себя обожествлять, и, превознося себя, они забывали о Боге. Что вы! О каком Боге могла тут идти речь, когда существовало только «я»? И вот как раз фарисеев, находившихся в этом порыве самозабвения, чванства и самовозвышения, обличал Господь: «Не называйте себя отцами: у нас один только Отец Небесный».

Но когда Христос обличал фарисеев и книжников, то это не означало, что Он запрещал детям говорить, что у них есть отец и мать. Об этом даже и речи не было. Здесь говорится, что Господь этими словами ставил на место книжников и фарисеев, которые забыли Бога и сами себя превозносили выше Его. Вот о чем идет речь! Слово же «отец», которое употребляет ребенок, относится только к тому человеку, который родил детей своих. Разве он не отец? Он родил. Нас всех рождает Господь, а родители рождают своих детей. А почему мы иногда употребляем это слово по отношению к священнику и называем его «отцом»? Это происходит потому, что священники нас крестят, совершают таинства Крещения, Покаяния и таким образом рождают нас для жизни духовной, вечной. Вот и получается, что мама с папой меня родили для жизни на земле, а священник меня рождает для жизни в загробном мире, в Царстве Божием. Поэтому такое обращение вполне уместно и нисколько не противоречит тому, что сказано в Евангелии. Так что здесь говорится конкретно и относится к обличению фарисеев и книжников. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс