Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (831) → Протоиерей Олег Стеняев: Православная молитва и ее особенности

Протоиерей Олег Стеняев: Православная молитва и ее особенности

№30 (831) / 11 августа ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №29 (830)

Можно ли молиться своими словами? Или лучше довериться молитвослову?

– Мы видим, что когда Господь Иисус Христос умирал на Кресте (все-таки смерть – это момент очень личностный, все мы умираем в одиночку), Он молился словами из Псалтири: «Помилуй Меня, Боже», «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» Это известные слова из Псалтири. Если в такой наивысший момент бытия Христос молился по Псалтири, то Он научает и нас обращаться к ней, когда нам очень тяжело. Или к молитвослову. Собственно говоря, те люди, которые говорят, что им не нужны никакие сборники молитв, они забывают о том, что посреди Библии есть очень хороший молитвослов – это Псалтирь. Из Писания мы знаем, что Иоанн Креститель научил своих учеников молиться. Узнав об этом, ученики Христа пришли к своему Учителю и тоже сказали Ему: «Научи нас молиться». Если говорить о церковных молитвах, о славословиях, восклицаниях, возгласах, молитве Господней, то они всегда отталкиваются от библейских текстов, очень много можно найти параллелей. Да и само ощущение того, что ты вечером читаешь то же самое, что читают и все остальные православные в твоем доме, в твоем городе, в твоей стране, на всем земном шаре, это ощущение причастности к соборной молитве, оно очень радует и укрепляет человека.

Но можно, конечно, молиться и своими словами. Общественная молитва не может быть экспромтом: церковные правила запрещают совершать богослужение не по Уставу. Но когда какое-то личное, субъективное переживание есть у человека, он может рассказать об этом Богу своими словами, о том, какая у него беда, какая проблема. Но ограничиваться только личной молитвой – это сильно упрощать свою духовную жизнь.

Я общался с баптистами, с пятидесятниками, с разными верующими, и когда я их спрашивал: «Вам не кажется, что ваши личные молитвы все время повторяются? Вы одно и то же говорите?» ‒ то они соглашались. То есть они очень литургически бедные. А молитвы церковные, наоборот, литургически богаты: в них такие краски, такая красота слога! Это же молитвы святых, и в основном они основаны на библейских текстах, прежде всего на Богодухновенной Псалтири и молитве Господней, которая является Конституцией и примером для всех христианских молитв.

Что означает призыв апостола Павла непрестанно молиться?

– Непрестанно молиться – это значит жить с осознанием того, что ты находишься в присутствии Бога. Про Ноя сказано: «Ной ходил с Богом». Про Еноха сказано: «Енох ходил с Богом». Про Авраама сказано: «Авраам ходил пред лицем Божиим». Ходить пред Богом, жить пред Ним ‒ это значит постоянно ощущать Богоприсутствие в своей жизни, что Бог не оставляет тебя ни на мгновение, а такое осознание порождает молитвенный настрой. И даже когда мы общаемся с другими людьми, мы понимаем, что происходит это в присутствии Божием. Апостол Павел так и говорит: «Все, что вы ни совершаете словом или делом, делайте это во имя Иисуса Христа». Например, человек идет работать на токарном станке; если он христианин, то он будет это делать во имя Иисуса Христа. Мать начинает кормить грудью младенца; если она христианка, она тоже это делает во имя Иисуса Христа. То есть жить в присутствии Бога, иметь постоянно это молитвенное состояние – это возможно только при осознании того, что Бог, как Вездесущий, Он везде. И мы становимся богобоязненны, начинаем испытывать благоговение перед Ним. Если все мы будем делать в нашей жизни во имя Иисуса Христа, сердцем постигая везде присутствие Божие, то в конце концов мы не сможем грешить. Нельзя же грешить в присутствии Бога. Кто будет грешить, например, в присутствии постороннего человека? Кто будет вести себя дерзко на глазах у людей, если он нормальный человек? Поэтому призыв апостола Павла «непрестанно молитесь» перекликается с его словами: «Все, что вы ни делаете словом или делом, делайте во имя Иисуса Христа».

Как можно обращаться в молитвах к неодушевленным предметам: к Кресту, к поясу Богородицы и так далее?

– Я бы так ответил на этот вопрос. В Книге Чисел Пятикнижия Моисеева мы находим такое интересное песнопение (глава 21, стихи16‒18): Отсюда отправились к Беэр (Беэр – это по-еврейски колодец); это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды. Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими … То есть Господь повелел, чтобы Моисей их там собрал, и они пели. Вот эти слова: наполняйся, колодезь, пойте ему. Здесь слово ему не с заглавной буквы; речь идет о том, что они как бы обращаются к колодцу и как бы именно ему говорят: наполняйся, колодезь. Но это не значит, что они молятся колодцу. Колодезь для них ‒ это знаковое место, вода чудесным образом оттуда проистекла. Когда мы обращаемся ко Кресту (в молитве Кресту, например) или с благоговением прикладываемся к какой-то святыне, к мощам святых или предметам, к их одежде, ‒ если мы это делаем, то мы не почитаем ткань, не почитаем состав какой-то иконы (левкас), но в некоем образе, символе воздаем почитание первообразу. Нечто подобное можно увидеть в книге Деяний святых апостолов (глава 19, стихи 11‒12): Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Что мы здесь видим? Люди возлагали его опоясания, платки на недужных, и те исцелялись в отсутствие апостола Павла. Разве это не чудо? Неужели платки исцеляли и опоясания? Нет, они соприкасались с телом апостола и затем исцеляли. Чему тут удивляться? Даже тень апостолов исцеляла. Жители Иерусалима это заметили и стали класть своих больных там, где они могли пройти. А ведь в течение дня тень меняется: утром она в одну сторону, вечером в другую; так они исходя из того, как тень будет падать, просто перекладывали своих больных. Но сказано: кого тень касалась, те исцелялись.

В Четвертой книге Царств рассказывается, что хоронили одного человека, и вдруг начались какое-то беспорядки. Его бросили в первый попавшийся гроб ‒ а это оказался гроб пророка Елисея, ‒ он при падении своем коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги. То есть благодать Божия действует многоразлично и многообразно, но все мы понимаем, что пророки и Павел не от себя действуют. Если пояс его исцеляет кого-то, это не значит, что ткань на это способна. Это действие благодати Божией через святых людей и даже через предметы, которых они касались. По крайней мере, такие аналогии такие примеры есть в Священном Писании.

Когда человек обращается в молитве к святым, которые уже на Небесах находятся, каким образом святые слышат человека?

– В Книгах Царей рассказывается о том, что один языческий царь воевал с евреями. И он никак не мог понять: что он ни начнет делать (совершать какой-нибудь маневр), а евреи это уже знают. Отступает он, наступает – евреи в курсе. И он спрашивает у своих вельмож: «Как они могут знать? Как такое возможно?» Его сановники отвечают ему: «А у евреев есть пророки. Все, что ты говоришь в этой спальне, им известно». То есть Духом Святым пророки видят происходящее. Самое первое наименование пророка – еврейское слово «хозе» ‒ означает «прозорливец», то есть тот, кто видит. Пророк, святой – это тот, кто видит. В акафисте преподобному Сергию есть такие удивительные слова: «трисолнечнаго Святыя Троицы света выну (во всякое время) просвещающее озарение». То есть святой не своею силой видит на расстоянии, а силой Божией. Если пророки, живя на земле, могли знать, что языческий царь говорит в своей спальне, то угодники Божии на Небесах, соединившись там еще теснее с Божественной благодатью, тем более во свете Святой Троицы созерцают наши дела.

И другой очень важный аспект. Сказано: Церковь – это Тело. Церковь только условно делится на Небесную и земную: земная – странствующая и воинствующая, Небесная – торжествующая. А что сказано о теле? «Болит ли один член, страдает все тело». То есть нам здесь, на земле, стало тяжело (может быть, персонально Вам стало тяжело или мне) – это значит, что на Небесах знают о наших скорбях, знают, как страдают сейчас христиане на Ближнем Востоке, как нападает эта саранча из бездны, отрезает им головы и так далее. То есть святые через Божественную благодать проницают. А так как мы все составляем одно мистическое тело, то их свет изливается и на нас.

Что значит молитва перед иконой? И чем икона отличается от картины?

– Мы касались сего вопроса неоднократно, но это очень важный вопрос. Когда мы говорим о молитве, обязательно надо сказать, почему мы молимся перед иконой. Молитва отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Как мы уже уяснили, чувственный аппарат человека очень испорчен. И если человек будет молиться и при этом фантазировать что-то ‒ представлять Христа, Божию Матерь, эти образы будут искажены его чувственной природой. А что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа и не вносить никаких своих творческих элементов. Вот этим икона отличается от картины. Перед картиной молиться нельзя. Что такое картина? Мы знаем, что многие итальянские художники, и немецкие, и французские рисовали своих Мадонн с уличных женщин. Они их нанимали для позирования. Эль Греко рисовал своих святых с бесноватых в сумасшедшем доме – это общеизвестный факт. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем и подсказывал ему. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз. Собственно говоря, всю свою христианскую жизнь мы должны выстроить по этим словам: «Яко на небеси, и на земли». Эта иконографичность сознания должна быть присуща каждому православному человеку.

А если мы будем молиться закрыв глаза, не перед иконой, все что угодно может появиться в сознании. Одна женщина мне жаловалась: она посмотрела фильм Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета», становилась на молитву, а у нее перед глазами этот актер. И она не знала, что делать. Кстати, для молитвы у нее была не икона, а картина. Она не могла с помощью картины перебить киношный образ, очень яркий. Тогда я сказал ей: «Купите обычную икону». Она стала молиться перед святым образом. Ведь икона – это чистое, бесстрастное видение духовной реальности.

Когда человек молится, он должен смотреть на икону? Как же он сможет молиться и на нее смотреть? По памяти?

– Икона – это тема для молитвы. Мы осеняем себя крестным знамением, мы смотрим на икону, перед которой горит лампада, чтобы мы видели святой образ. Старинные иконы писались темперой, поэтому, если даже горит одна маленькая лампадка, вся икона была освещена ее светом. Если маслом написать, то масло так не отражает живой огонь. Икона показывает нам реальность духовного зрения, духовного видения, помогает с большей молитвенностью обращаться к Христу, Божией Матери, Его святым угодникам. Поэтому мы и молимся в красном углу, где у нас находятся иконы, где мы возжигаем перед ними свечи, где горят лампады.

Как лучше молиться – по памяти или заглядывая в молитвослов?

– Священникам запрещено молиться по памяти, особенно когда мы служим Божественную литургию, во время совершения таинств. Потому что, доверяя в этот момент собственной памяти, ты можешь перепутать какие-то слова, что-то забыть, как это бывает у людей, которые наизусть все знают. Мы обязаны совершать службу по книге. Думаю, что и для мирян это тоже важно, даже если они помнят наизусть все молитвы. Я знаю и маленьких детей, которые могут прочесть наизусть утренние и вечерние молитвы, одного подростка двенадцати лет, знающего на память шестопсалмие. Но при этом мы всегда настаиваем на том, что нужно молиться по книге, читает ли человек утренние или вечерние молитвы или в храме часы. Это очень важно. Потому что есть элемент некой самоуверенности в такой молитве по памяти. Сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Молитва – это мольба, мы не должны выпячивать себя на молитве, иначе это будет молитва фарисея, который молился и благодарил Бога: «Слава Тебе, что я не такой, как прочие, как этот мытарь». Такой молитвы Бог не примет. Поэтому со смирением молитвенник надо держать под рукой. Конечно, если мы находимся в экстремальных условиях, мы читаем молитвы по памяти: «Живый в помощи…», покаянную молитву «Помилуй меня, Боже» и так далее. Но это, что называется, ради нужды бывает пременение (перемена) закона. Исключение из правила подтверждает правило, а не отменяет его.

Вопрос телезрителя: «Когда, например, на молитве в храме во время богослужения хор поет и повторяет одно и то же «Господи, помилуй» двенадцать раз, что, разве Господь за один раз не услышит и Ему надо двенадцать раз повторять? Христос в Евангелии говорил: «Не будьте многословны, как язычники». Будто многословные будут быстрее услышаны. Как Вы считаете?»

– Если говорить о молитвах канонических, то они изречены Духом Святым. Никогда пророчества не произносились по воле человеческой, но произносили их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым. Все каноны Церкви, все молитвенные правила – их автор все-таки Дух Святой. И если нам что-то непонятно, что-то смущает в той или иной заповеди, в том или ином каноне, правиле ‒ например, почему повторяются одни и те же слова, ‒ то как мы должны поступать? Как древние отцы наставляли: с еще большим усердием выполнять именно такую заповедь в сравнении с той, смысл которой ты разумеешь. Господь так испытывает нас. И мы должны всегда проявлять послушание, особенно перед церковной традицией. Мы должны именно учиться правилам молитвенной жизни посредством тех канонических молитв, которые нам даны, благословлены Церковью и установлены Уставом богослужения. Это действительно формирует в нас доверие к Церкви и привычку к духовному порядку.

Если такие рассуждения не отсекать, мы придем к тому, что откроем, например, Книгу Исаии и скажем: «А зачем тут ангелы восклицают «Свят, Свят, Свят Господь Бог»?» В Библии есть такие повторы, когда трижды восклицают ангелы пред Богом. Или почему Бог называет Себя «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова», почему сразу три имени? Почему бы просто не сказать: «Я Бог»? Не все доступно нашему пониманию и в Писании, и в церковном уставе. Но в Церкви все существует так, как оно установлено и благословлено ‒ имеет Божие помазание от Духа Святого и церковное разрешение.

– Иисусова молитва – каждый ли может ее читать? Что она означает?

– Иисусова молитва – это тема, которой мы уже касались, говоря о непрестанной молитве. В древности на Руси считали, что если непрерывно читать Иисусову молитву (по возможности, все время), то памятование о Боге не покинет человека нигде: ни дома, ни на улице, и это поможет справиться с личными грехами. Но есть опасность такого чтения – оно может стать слишком механическим. Поэтому, мне думается, если человек хочет практиковать Иисусову молитву, ему надо взять благословение у священника, у которого он исповедуется, то есть у того, кто его хорошо знает.

Помню, когда я был семинаристом, пришел к своему духовнику (покойному протоиерею Димитрию Дудко) и спросил: «Можно я буду молиться по четкам?» Он сказал: «Нет, Олег, не надо тебе молиться по четкам». Я спросил: «Почему?» ‒ и он ответил: «Впадешь в фарисейство». Потом еще, было дело, я к нему подошел и спросил: «А можно я «Добротолюбие» начну изучать?» И получил ответ: «Нет, тебе рано изучать «Добротолюбие», вот будет лет за пятьдесят, тогда изучай». ‒ «Но почему?» ‒ «Впадешь в какое-нибудь саддукейство». То есть духовник – это человек, который тебя знает. Нельзя к любому священнику подойти и сказать: «Вот у меня четки, благословите». Самый лучший врач – это домашний врач. Поэтому если вы исповедуетесь относительно часто у одного и того же священника, вот с ним и можно посоветоваться, читать вам Иисусову молитву или нет.

Спаси всех Христос!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс