Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (831) → Игумен Нектарий (Морозов): «От каждого поступка, который носит подлинно христианский характер, наша вера укрепляется»

Игумен Нектарий (Морозов): «От каждого поступка, который носит подлинно христианский характер, наша вера укрепляется»

№30 (831) / 11 августа ‘15

Взгляд

Отец Нектарий, у меня будут два вопроса. Первый вопрос относится к Вам лично: внесла ли эта книга коррективу в вашу жизнь? И если да, то какую?

– Если говорить о том, что конкретно в моей жизни меняли или меняют те заметки и размышления, из которых эта книга составилась, то, наверное, стоит сказать о том, что когда что-то записано и предложено вниманию других людей, то бывает очень стыдно в своей собственной жизни жить вопреки этому. И когда сталкиваешься со своим собственным словом, которое тобой где-то записано, и поступаешь ему вопреки или собираешься поступить ему вопреки, то становится настолько стыдно, что зачастую обретаешь силы так не поступать.

Помню, как 10-15 лет тому назад я определил себе, что должен сделать во время Великого Поста и, чтобы это находилось перед моими глазами, записал и повесил на стену. И вот однажды по каким-то нашим делам беседовали мы в келье с одним братом. Беседовали-беседовали, наша речь касалась чего-то сложного, кого-то я осудил, о чем-то запереживал – и тут мой взгляд уперся в то, что я написал самому себе на стене. И после этого у меня пропал любой интерес к разговору, а сам разговор потерял свое содержание.

Держа в руках написанную, составленную из этих заметок книгу, гораздо большее количество вещей делать стыдно, совершенно не хочется делать – это если говорить о том, что в моей собственной жизни она меняет. Я говорю совершенно искренне, что все, что было написано, было написано для того, чтобы подтолкнуть меня самого к тому пути, с которого я постоянно соскальзываю.

И второй вопрос: какие действия должны быть предприняты самим человеком, чтобы вернуть веру?

– Мне кажется, этот вопрос крайне важен, ведь с этим мы сталкиваемся всю нашу жизнь. Думаю, было бы трудно говорить о силе пребывающей в нас Веры, если бы Господь и самих Апостолов до определенного момента не называл маловерными и малодушными. Так что это присуще буквально каждому человеку.

Я помню, как однажды Великим Постом один из клириков нашего храма сказал проповедь об апостоле Петре и о причинах того, почему тот начал утопать. Традиционно мы понимаем это просто: вот Петр шел по воде, потом усомнился и начал тонуть. Но это странно представить даже чисто психологически: может ли человек малодушный и маловерный ступить на воду бурную и по ней пойти? Для этого нужно иметь мужество, для этого нужно иметь совершенную веру Христу, доверие Христу, чтоб на это пойти. Почему же вдруг наступает момент, когда Петром овладевает маловерие, и он начинает тонуть? Выйти из лодки было гораздо страшнее, чем идти по морю. И вот этому моему собрату по служению пришла в голову такая мысль: Петр начал тонуть в тот момент, когда ему показалось, что он идет по воде сам. Когда он привык идти по воде, сделав несколько шагов. И как только он подумал, что идет сам, тут же в его сердце вошел страх, потому что когда ты что-то делаешь сам, ты начинаешь в своих силах естественно сомневаться. До тех пор, пока ты полагаешься на Бога, доверяешь Богу и понимаешь, что все в твоей жизни совершается только по Его благодати, страх в жизнь не входит.

Примерно то же самое касается и нашей веры: в те моменты, когда мы привыкаем к тому, что мы – верующие люди, что мы – христиане, когда проходит первая острота восприятий этой новой и единственно подлинной жизни, вот тогда происходит соскальзывание от веры к маловерию, к какой-то частичной ее утрате.

Через что это происходит? Вся наша жизнь состоит из испытаний: крупных, которые невозможно не заметить, и мелких, повседневных, которых гораздо больше, чем крупных. И которые, наверное, оказывают гораздо большее воздействие на нашу жизнь.

Мы постоянно сталкиваемся с выбором. Сказать или не сказать то или иное слово, осудить или не осудить кого-то, промолчать ли в ситуации, когда надо высказать свое мнение, которое для кого-то окажется важным и даже сможет кому-то помочь, – таких ситуаций очень и очень много. Даже продолжать или нет о чем-то думать, если эти размышления носят греховный характер, – это тоже выбор.

И каждый раз, когда мы поступаем вопреки своей совести, когда мы предпочитаем не замечать, что хочет нам сказать Господь и что говорит нам наша совесть, мы утрачиваем частичку своей веры, каждый раз она в это время слабеет. И наоборот: от каждого правильно сделанного выбора, от каждого поступка, который носит подлинно христианский характер, наша вера укрепляется. Но каждый из нас знает, как много в нашей жизни поступков, которые мы совершаем против своей совести. Если бы это было не так, мы, наверное, не приходили бы так часто на Исповедь, каясь в одних и тех же грехах. Большинство людей на Исповеди говорит примерно об одном и том же, что крайне прискорбно, но тем не менее остается фактом. И таким образом мы испытываем ослабление нашей веры, испытываем небольшой кризис нашей духовной христианской жизни, совершаем движение назад.

А бывает, что мы настолько далеко уходим от себя и того нового человека, который должен в нас родиться и обрести силы, настолько соскальзываем к человеку ветхому, что, действительно, мы как бы совершенно теряемся. Мы не понимаем, как вернуться назад, в то состояние, в котором находились прежде и которое мы воспринимали как единственно правильное.

У многих святых отцов есть такое выражение: «Благодать возвращается тем же путем, которым она ушла». Нам нужно вспомнить, через что мы эту утрату потеряли, и постараться вернуться обратно. Дело в том, что нет в жизни человека такой ситуации, когда для него этот возврат был бы невозможен. Господь постоянно выстраивает перед нами некую лесенку, по которой мы можем совершать наше восхождение. И первая ступенька этой лестницы бывает настолько невысока, буквально вровень с землей, что нам не надо даже и шагу куда-то в высоту делать, а просто перенести ногу вперед. И потом Господь даст следующую ступеньку, следующую...

И это опять будет ситуация выбора, когда наша совесть будет подсказывать нам, как поступить. Возможно, это будут очень простые ситуации, и если мы будем поступать правильно, по уверению своей совести, то возвращение к себе самому и к вере произойдет. Оно не происходит только тогда, когда человек теряет желание, теряет решимость назад возвращаться.

Безусловно, назад возвращаться трудно. Вообще христианская жизнь современного человека требует очень большого мужества. Потому что когда ты чувствуешь себя человеком сильным, человеком твердым, когда ты неуклонно идешь по пути исполнения заповедей Христовых, то ты в себе самом спустя какое-то время обретаешь определенное утешение, потому что видишь, что страсти стали тебя бороть в гораздо меньшей степени; ты видишь, что ты чего-то добился, в чем-то преуспел и постепенно переходишь в то состояние, которое преподобный авва Дорофей называл «состоянием наемника», когда ты уже ожидаешь какой-то награды.

Конечно, эти слова носят очень условный характер, потому что ожидать награды или считать себя преуспевшим может лишь тот христианин, который находится в духовно нездравом состоянии. И тем не менее, что-то отчасти подобное присутствует.

А когда ты видишь себя постоянно падающим, отступающим, вынужденным постоянно возвращаться; когда ты видишь, что единственный плод твоей жизни – это сознание греха, покаяние в нем и попытка вернуться в прежнее устроение, то этот путь требует очень большого мужества и очень большого смирения. И, возможно, что именно через это смирение современный человек, современный христианин постепенно и приходит хотя бы к какой-то степени.

Антон Поспелов
«Православие.Ru»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс