Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Смысл жизни нам помогает понять не только последовательность творения, но и процесс создания человека, описанный в Библии.
Сначала Бог творит видимое, осязаемое тело. По своему составу оно создается из уже существующей субстанции – «праха земного» (Быт. 2, 7). Иными словами, человеческий организм составляют те же вещественные элементы, которые встречаются в материальной природе. Это обстоятельство имеет важный нравственный аспект. Как заметил святитель Игнатий (Брянчанинов), мысль о том, что «первое начало человека – персть... должна служить для нас источником смирения».
Затем перстное тело наделяется нематериальной душой, которую Бог творит особым способом: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Это было действием Божией благодати, так что душа Адама, по толкованию святителя Игнатия, «по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом». Но было бы ошибочно принимать человеческую душу за частицу Божества в человеке. Бог нетварен (никем не сотворен), а душа человека, как и его тело, – сущность всецело тварная.
Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что человеческая душа разумна и бессмертна. Являясь живой, простой (то есть неделимой), невидимой и бестелесной сущностью, душа «по необъяснимому закону срастворения» сочетается с телом, дает ему жизнь и посредством его актуализируется в физическом мире. В Библии «живой душой» назван весь человек, поскольку, по мысли святителя Игнатия, он нераздельно объединяет в себе тело и душу, и душа в нем преобладает.
Казалось бы, сугубо богословское учение о соединении души и тела сегодня становится актуальным для всего нашего общества. Современная Россия лидирует в мире по количеству абортов. Каждый час в нашей стране совершается более 300 (!) абортов. С советских времен многие люди считают, что нерожденный ребенок не является человеком. С христианской же точки зрения, сочетание души человека с телом происходит в момент его зачатия. Как в обычном семени, которое мы сажаем в землю, заложено все растение, так и в человеческом эмбрионе уже заложен весь человек. При этом с ним всецело сопряжена разумная, наделенная свободной волей душа. По выражению сербского богослова XX века преподобного Иустина (Поповича), человеческое бессмертие начинается с зачатия человека в материнской утробе.
Тело является инструментом души и должно быть в подчинении у нее. Если же происходит «расторжение этого доброго единения», по слову святителя Григория Нисского, тогда «обнаруживается безобразие вещества (то есть тела), потому что вещество само в себе безобразно и неустроено». И безобразием этим «портится красота» души, которая уже не может в полной мере воздействовать на тело и управлять им.
Эту мысль святитель поясняет на следующем примере. Мы убедимся в виртуозности музыканта, только услышав его игру на музыкальном инструменте. Но если инструмент не настроен или разбит, он будет издавать искаженные звуки или вообще молчать, тогда и совершенство музыканта не сможет проявиться. Подобным образом разумная душа присутствует в теле с момента его зачатия, но чтобы раскрыть себя, ей нужен настроенный, целый инструмент – не порабощенное грехом тело. Душа проявляется в действиях через тело. Если грехом поврежден мозг, нарушена нравственная жизнь человека, то заключенная в нем душа не может проявить себя во всей полноте данных Богом дарований. И хотя такой человек вполне полноценная личность, но он не может являть свои богоподобные черты.
На вопрос, откуда и как появляются души потомков Адама, Божественное Откровение не дает определенного ответа. В III веке Ориген высказал мнение, что души были сотворены единомоментно, все они уготованы заранее и теперь посылаются в человеческие тела «по мере необходимости». Это мнение было осуждено Церковью.
Другая точка зрения полагает, что Бог каждый раз творит душу человека в момент зачатия его тела. Она также не выдерживает критики. Во-первых, в Библии сказано, что Господь завершил дела творения (Быт. 2, 2), и слова Спасителя, что Бог Отец «доныне делает» (Ин. 5, 17), церковное учение относит исключительно к делам Промысла Божия. Во-вторых, такое представление допускает, что Бог может стать заложником греха, ведь люди рождаются на свет не только в законном браке.
Наиболее аргументированным, хотя и не догматизированным Церковью, представляется мнение, отрицающее необходимость снова творить то, что Бог однажды вызвал к жизни. Душа человека происходит от душ родителей, но не так, как зачинается его тело. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что души всех людей – это единое дыхание Творца, которое Он вдохнул в Адама. Она, как некая струя, по выражению святителя Григория Богослова, проходит через родителей к детям на протяжении всей истории человечества. Этим единством человеческой души оправдано предписанное Евангельской этикой отношение ко всем людям, как к своим ближним.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.