Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (830) → Митрополит Смоленский и Рославльский Исидор: Следовать за Ним, отвергнуться себя

Митрополит Смоленский и Рославльский Исидор: Следовать за Ним, отвергнуться себя

№29 (830) / 4 августа ‘15

Архипастырь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении от Луки содержались слова «слышащие Слово Божие и Его сохраняющие». Почему так говорит евангелист Лука? Да потому что для нас Слово Божие является тем сокровищем, ценность которого намного выше чего бы то ни было, находящегося на этой земле. Нет ничего драгоценнее Слова Божия.

Что мы ценим в этом мире? То, что приносит нам благополучие, то, что приносит нам достаток, власть. А Слово Божие выше всего этого. Потому что оно дает нам достаток, насыщение, благополучие, власть. Но не в том смысле, в котором мы с вами привыкли это воспринимать, понимая власть как состояние, когда ты выше остальных людей и можешь ими руководить. Или деньги – ты идешь и покупаешь все, что твоей душе угодно. Но драгоценность слова Божия состоит в том, что только оно ведет нас в Царствие Божие, ведет нас ко Христу, Который и есть по сути путь, истина и жизнь, а все остальное – прах и тлен.

Слово Божие для нас с вами – это открытие Самого Бога. Без слова Божия мы не смогли бы никогда познать Бога. Но Господь, Сам быв Словом Отчим, Сам принеся учение Свое на землю, повелел и нам, Его ученикам, быть носителями Слова Божия в прямом и переносном смысле. Он призывает, чтобы мы стали сосудом для Бога, вместили Слово Божие в свое сердце, свой ум, чтобы Слово Божие стало для нас дыханием, ежедневной пищей. Так что эти слова евангелиста Луки имеют прямое значение для нас, поскольку открывают нам Бога и Царствие Божие, наследниками которого мы призваны Богом стать.

Всякая преподобническая служба на утрене совершается с чтением Евангелия от Матфея, в котором Господь говорит, что Он – путь и истина, и призывает нас к тому, чтобы мы взяли Его благое иго и научились от Него. Он завершает Свои слова, обращенные к ученикам и ко всем верным Его последователям: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф. 11, 30). Для нас с вами, людей, отчасти имеющих духовный опыт жизни, во многом эти слова могут быть непонятны. Как иго Христово может для нас быть благим, если оно требует от нас самоотвержения, отсечения наших привычек, привязанностей, требует от нас следования духовному, чему-то непонятному для нас, где-то далеко находящемуся? А жизнь-то – вот она, короткая, и как не получить от нее все наслаждения, все блага, все то, что мы называем земным счастьем. И как это – отвергнуться себя, любимого, и взять на себя Христово иго? И как это иго может быть легким бременем? Ведь исполнение заповедей – это так тяжело. Даже одну заповедь исполнить очень тяжело. А если стараться исполнять все, то это для нас жизнь невыносимая.

Это я произношу, как голос нашего внутреннего греховного человека, который постоянно нам говорит об этом. Но Господь нам говорит другое, Он призывает нас следовать за Ним, отвергнуться себя, стать исполнителем Его заповедей. И это не теоретический призыв, который мы иногда слышим в иных религиозных мировоззрениях, нет, в христианстве все не так, потому что Сам Господь был Исполнителем этого Закона. Сам Господь прошел этим путем. И даже более того – получив поношения от людей, получив предательство от ближайших учеников, но простив и благословив всех их, взошел на Крест, добровольно воспринял распятие. Умер, но и Воскрес, тем самым давая нам надежду на то, что наше крестоношение, наше сораспятие Христу обязательно завершится так же, как и у Него – совоскресением Богу. Так что нам нет смысла бояться взять на себя иго Христово, потому что в конце нас ждет свет Воскресения Христова, ясность и понимание нашего единства с Богом.

Этот путь прошел Сам Господь, но им же прошли и Его ближайшие ученики и последователи, среди которых яркой звездой горит личность преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. Он взял на себя это благое иго Христово и понес на себе, не боясь того, что его ждет впереди. Потому что впереди его ждал Христос, распростерший ему Свои объятия Отчие. И он прошел этим тернистым путем, в самоотвержении, в лишениях, в невзгодах, в испытаниях и предательствах от братии и людей, живущих вокруг его монастыря. Если помните из жития, его даже избили, но он простил всех. И сами люди, видя высоту его духовной жизни, его силу, способность прощать, сами пришли к нему и просили у него прощения за содеянное ими.

Путь, который указывает Христос, – это путь, пройденный всеми святыми, всеми боголюбцами, которые исполняли Его заповеди. Господь нас призывает к тому, чтобы мы также стали боголюбцами. И вот в сегодняшнем Послании апостола Павла мы слышали о дарах благодати Святого Духа, которые даются людям, стремящимся к Богу, встающим на путь спасения. Эти дары Святого Духа настолько велики, что люди, которые не имеют их, удивляются, как человек может быть носителем таких свойств? Потому что для нас с вами простить ближнего, простить обидящего нас является непреодолимым препятствием. Нам нужны порой годы и десятилетия, чтобы рана на нашей душе затянулась, и мы нашли бы в себе силы прощать человека, принесшего нам те или иные обиды.

Если говорить о других, более высоких духовных дарах: способности видеть свои грехи, свою немощь, способность видеть в окружающих людях образ Божий и благоговеть перед каждым человеком, как перед созданием Божиим, – об этом нам трудно даже и помыслить. Потому что мы видим в людях только недостатки, только их немощи. И чем больше мы воцерковляемся, тем больше нам открываются немощи других людей. Но мы не понимаем, почему мы свои-то немощи не видим. А мы не видим, потому что мы идем не тем путем, мы не тем заняты, и даже в духовной жизни совершаем ошибки, впадая в духовную прелесть и ослепление. Чтобы этого не происходило, мы должны всегда иметь покаяние перед Богом, мы должны всегда назидаться тем примером, опытом духовной жизни, который имеют наши преподобные отцы, прошедшие этот путь. Поэтому для нас с вами жития святых – это не исторические воспоминания, это не придания старины, не культурное наследие, это руководство к нашей духовной жизни.

И пусть для каждого из нас жития святых, житие преподобного Герасима Болдинского чудотворца будет руководством для нашей жизни в том, как нам относиться к себе и к окружающим людям. И пусть для нас этот образ святого станет не только чем-то осмысленно дальним, недостижимым, а родным, духовно родственным нам, образом того, кого мы призываем в наших частых ежедневных молитвах, которого просим помочь, наставить, укрепить нас в жизни. И пусть слова, которые мы поем на всяком величании Болдинскому чудотворцу «преподобный отче наш Герасиме, моли Бога о нас», не только произносились нашими устами, но и нашим сердечным и умственным чувством. Чтобы действительно преподобный Герасим был для нас тем духовным отцом, тем духовным наставником, покровителем, который указывает нам путь в Царство Божие.
Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс