Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Сокровище неоцененное

«Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Сокровище неоцененное

№26 (827) / 14 июля ‘15

Книжная полка

С творениями преподобного Симеона Нового Богослова русские православные люди познакомились в XIX веке благодаря переводческим трудам епископа Феофана Затворника. Святитель высоко ценил творения преподобного и часто рекомендовал своим духовным чадам это «сокровище неоцененное». Преподобный Симеон «сильнее всех внушает ревность о внутренней благодатной жизни... Как настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя – исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения», – свидетельствовал святитель, трудясь над переводом творений преподобного. Перевод, выполненный святителем Феофаном, был издан Русским Пантелеимоновым монастырем на Афоне в 1892 году и послужил основой для данного двухтомника.

Имя Симеона Нового Богослова знакомо каждому православному христианину, ведь молитва этого святого входит в последование ко святому Причащению. Его слова и беседы, переведенные на русский язык святителем Феофаном Затворником, известны всем, кто интересуется духовной литературой. Святой отец поучениями устными, а позднее и письменными, проповедовал свой личный опыт сокровенного общения с Господом, стяжав имя, которое носят только три святые отца нашей Церкви. Имя это – Богослов.

Главный предмет наставлений святого Симеона – делание во Христе сокровенное. Он объясняет пути внутренней брани, обучает мерам совершенствования, заставляет подвизаться преимущественно против духовных страстей, против помыслов и движений греховных. Преподобный Симеон говорит об этом так, как может говорить только человек, изучивший нравственную жизнь опытом, притом не год, а десятки лет. Сочинения его – богатейшая сокровищница мыслей о жизни духовной.

Богомудрые писания святого Симеона стали известны христианскому миру благодаря трудам пресвитера Студийского монастыря инока Никиты Стифата. Он, будучи учеником преподобного, еще при его жизни собирал, переписывал, хранил каждое слово учителя, чтобы передать Церкви. Он же составил и житие святого отца, к которому мы сейчас и обратимся.

Преподобный Симеон родился в пафлагонском селении Галате от родителей знатных и богатых. С детства обнаруживал как большие способности, так и нрав кроткий и благоговейный. Когда подрос, родители отправили его в Константинополь к родным, которые занимали важное место при дворе. Там юноша был отдан в научение и скоро прошел так называемые грамматические курсы. После ему следовало перейти в философские, но он отказался от них, боясь увлечься во что-либо непотребное по влиянию товарищества.

Дядя, у которого жил преподобный Симеон, не приневоливал его, но поспешил ввести на служебную дорогу, которая есть сама по себе довольно строгая наука для внимательных. Он представил его царям – братьям Василию и Константину Порфирородным, и те включили молодого человека в чин царедворцев.

Однако самого юношу мало занимал тот факт, что он стал одним от царского синклита. К иному лежало его сердце. Еще во время учения он познакомился с монахом Студийского монастыря старцем Симеоном, которого звали Благоговейником, часто бывал у него и во всем пользовался его советами.

Святой весь предался молитве и поучению в Божественных Писаниях, бодрствуя до полуночи и питаясь только хлебом и водою, да и их принимая лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Молитва его стала продолжительной, сосредоточенной и напряженной, часто она сопровождалась слезами. Именно в то время, когда Симеон стоял на одной из своих ночных молитв, его посетило первое мистическое озарение: внезапно подвижника осиял неизреченный Божественный свет, наполнивший собою все помещение. Так благодать Божия дала ему вкусить полнее сладость жизни по Богу и тем самым пресекла вкус ко всему земному.

Но этот первый опыт религиозного воодушевления и мистического просветления не сразу привел молодого человека к монастырской жизни. Только спустя несколько лет Симеон пришел к решению стать монахом...

В книге собрано 92 слова преподобного отца, размышления над которыми будут весьма полезны для каждого христианина. Рассмотрим для примера слово тридцатое. Оно заставит задуматься, «сколько видов познания о Боге и какие они? Нам надлежит знать, что есть Бог, но что Он есть, того не должно допытываться. Чтоб быть христианином, надо веровать и креститься. Кто не творит воли Христа Спасителя, тот не христианин». А слово сороковое научает нас, что «воздержание есть один из плодов Святого Духа. Тем, которые веруют во Христа, надлежит знать, что они получают от Него дары Святого Духа, так что которые не знают, что приемлют от Христа дары, всуе уверовали».

По словам Никиты Стифата, Симеон Новый Богослов удостоился апостольской благодати, великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и Божественных гласов, так что он, не изучав науки, обладал красноречием, рассудительностью мудреца-богослова, и его обоженный разум во время прекращения умственной деятельности приходил в единение с Божественным Светом. Как обновитель духовной жизни, достигший вершин единения с Богом, преподобный Симеон по справедливости заслужил прозвание Нового Богослова.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс