Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Архимандрит Савва (Мажуко): О нашем призвании служения Богу в Церкви

Архимандрит Савва (Мажуко): О нашем призвании служения Богу в Церкви

№26 (827) / 14 июля ‘15

Свет невечерний

Здравствуйте, дорогие друзья! В свое время меня, как, может быть, и многих из вас, волновал вопрос: как так получилось, что небольшая группа апостолов, учеников Христовых, которые не отличались ни храбростью, ни образованностью, ни знатностью, вдруг покорила весь мир верой Христовой? В Книге Деяний святых апостолов мы читаем, что уже к середине I века христианство настолько распространилось, что иудеи стали называть апостолов «вселенскими возмутителями». Что же произошло? Анализируя это, мы постепенно приходим к выводу, что в биографии каждого из апостолов присутствует эпизод, который можно охарактеризовать словом «призвание». Для нас это очень важно, ведь все мы призваны. Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам, что не мы Христа избрали, а Господь нас выбрал. Или как говорил Сам Господь: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Наше избрание и призвание к служению Богу – очень важная тема для разговора, для осмысления того, что с нами происходит и Кому мы служим.

В Евангелии от Иоанна, в 20-й главе, есть один эпизод, который меня всегда волновал и вдохновлял. Там рассказывается о таинственном и необыкновенно утешительном событии – Воскресении Христовом. Помните, как повествует о Воскресении Христа евангелист Матфей? Он говорит о землетрясении, о камне, отворенном ангелом, о лежащих на земле онемевших от ужаса стражниках, о женах-мироносицах, упавших на колени и преклонивших свои лица к земле. Так описывается это величественное и торжественное событие… А у евангелиста Иоанна Богослова об этом говорится очень просто. Он рассказывает, что Мария Магдалина, купив ароматы, или благовония для помазания тела Христа, первая пришла ко гробу, когда было еще совсем темно. Подойдя к пещере, Мария увидела, что камень отвален от гроба, и побоялась туда войти. Она подумала, что тело Спасителя похитили, и в страхе и недоумении побежала к Петру и Иоанну сообщить им об этом. Ученики прибежали к пещере и заглянули во гроб. Петр даже вошел туда, но ничего не увидел – только пелены и плат, лежащий на одре. Они ушли, потому что видели достаточно, чтобы поверить – Христос Воскрес. Мария Магдалина осталась у входа в пещеру и плакала, и вдруг она увидела двух ангелов. У евангелиста Иоанна нет никакой торжественности в их описании: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Мария не сразу даже поняла, что это ангелы. Они спрашивают у нее: «Чего ты плачешь?» Она отвечает им: «Вот украли тело Господа моего и не знаю, куда положили». Все описывается спокойно, просто, так, как будто ангелы являются нам каждую минуту, снуют туда-сюда, летают, и мы привыкли к ним, как к скворцам например. Тут Мария обернулась и увидела перед собой Христа, но не узнала Его. Она подумала, что это садовник, вертоградарь (как говорится в славянском тексте). «Чего ты плачешь?» – спрашивает ее мнимый Садовник. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», – отвечает Мария. Тут Господь обращается к ней по имени и говорит: «Мария!» Она Его тут же узнала и, обратившись, говорит: «Раввуни!» – что значит: «Учитель!»

Удивительная сцена! Этот диалог, состоящий из простого обмена именами, всегда поражал меня. Это было личное обращение Бога к Своему творению! Когда мы говорим, что Бог – это Творец мира, Творец каждого из нас, Творец наших родителей и наших детей, Творец кошек, деревьев и птиц, мы настолько привыкаем к этим фразам, что совсем перестаем чувствовать удивительную, волнующую тайну, которая скрывается за этим феноменом Творчества! Можно представить себе и такое, что каждый из нас – это небольшое стихотворение, или песня, или роман, которые написаны конкретным автором. И Автор этот – Господь! И вот Автор «песни» – Марии, обращается к ней по имени, и это настолько личное, глубокое обращение, что она сразу понимает, Кто с ней говорит. Волнующая таинственность этого диалога в том, что это именно диалог. Он называет ее по имени, и она называет Его именем. Мария нарицает Его очень важным именем, важным именно для нее. Когда мы говорим о тайне имени Божиего, богословии имяславия, мы понимаем, что это очень сложная тема, но мне кажется, что разгадка этой богословской темы – в сердце каждого из нас! Там присутствует свое, и только свое имя Божие, имя, которым мы отзываемся на Его призыв! Мария выбрала имя «Раввуни», что значит «Учитель», выбрала бессознательно и сразу. В русском языке нет слова, которое бы служило эквивалентом этому наименованию. Это уменьшительно-ласкательное слово, как в русском языке, например, «папочка», «батюшка», «папуля» – уменьшительно-ласкательные слова от торжественного «отец».

Мы видим, что Господь к каждому из апостолов обращается лично. В Евангелии от Иоанна повествуется о Фоме, которому Господь дал коснуться Своих ран. Когда Христос лично обратился к Фоме, снова возник диалог, и Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!» Это было для него, Фомы, самое дорогое имя. Господь лично беседовал с Петром (на море Тивериадском), лично – с Иоанном. Апостол Павел в Посланиях к Коринфянам говорит, что Христос по Воскресении явился более чем пятистам братьям одновременно. Он не уточняет, личные это были встречи или нет, но мы знаем, что после Воскресения призыв к свидетельству был такой силы, что эти люди смогли «перевернуть» всю вселенную! Апостол Павел говорит, что после всех Господь призвал и его. На дороге в Дамаск Он явился Павлу и назвал его по имени: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» И Савл ответил: «Кто Ты?» Это было его, Савла, имя Божие; его отношение к Богу. Оно было вот таким вопросительным, пытливым.

Мы все однажды умрем и потом воскреснем – воскреснем от любящего призыва Господа, когда Он обратится к каждому из нас и произнесет личное имя. Каким именем отзовусь я? В моем нарицании Бога будет заключен итог всей моей жизни. Может, я отзовусь ненавистью, обидой, завистью? Может, безразличием и злостью? Или я выберу то имя Божие, которое для меня дороже всего, под которым я жил, как под флагом? Это большой вопрос! Мы понимаем, что те люди, с которыми Господь беседовал лично, глаза в глаза, называл их по имени, были настолько окрылены этим благословением, этим призывом, что люди, слушавшие их, видевшие их горящие глаза, не могли устоять перед Истиной, верой Христовой. Значит, и мы с вами должны нести этот свет людям, призывать их к нашему Учителю!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс