Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №25 (826)
Время накладывает на произведение разные впечатления, со временем первоначальная идея автора искажается. Наша задача – играть настоящего Чайковского. Более того, есть не очень известные вещи, например опера «Ундина», которую мы будем играть в этом сезоне. Сейчас мы играли Первый концерт Чайковского, очень известное произведение, но тоже в подлинном варианте, то есть так, как Чайковский его задумывал. Каждый солист, особенно великий, меняет что-то, исполняет по-своему. А наша задача – сделать так, как задумал Чайковский, как он сам дирижировал. Правда, дирижером он был не самым лучшим. Это звучит странно, потому что если композитор сам написал симфонию, он должен ее и лучше всех продирижировать. А на самом деле это не так. Дирижер стоит как бы между автором и слушателем, являясь тем проводником, который может донести симфонию от автора до слушателя в точности. А сам автор ту же Пятую симфонию не то что совсем провалил, но и не оставил ее в нашей памяти, да и за исполнение Шестой его поругивали. Это бывает и с современными композиторами, с тем же Хачатуряном, который дирижировал нашим оркестром. Да и с Прокофьевым случалось...
Как Вы считаете, почему именно русская классическая музыка пользуется такой популярностью во всем мире, в чем ее феномен?
– Она очень глубока, и в ней нет сентиментальности. Многие делают русскую музыку сентиментальной. Например, мелодии Чайковского – такие бескрайние! Их очень легко сделать сусальными, ненатуральными, перевести в другую плоскость. Это очень опасно.
Я назову примеры, когда русский художник внедряется в другую нацию и творит на ее культурной основе. М.И. Глинка – первый из русских профессиональных композиторов, кто написал на испанские темы «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Написал так, что и сейчас испанцы, простой народ, думают, что это испанец написал. Н.А. Римский-Корсаков написал «Испанское каприччио» – они думают, что это создал испанец. Г. Свиридов писал на ирландские темы... А обратных примеров нет, чтобы, например, немец или француз интерпретировал русскую музыку. Нет такого! Чайковский написал «Итальянское каприччио» так, что итальянцы были в восторге, это была настоящая итальянская музыка! Только благодаря Господу Богу нам дано это качество, конечно. Есть такое слово – «бескрайность», это про нас.
На этот год приходится много памятных дат. Весь православный мир отмечает 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира. В одном из своих интервью Вы говорили, что мама назвала Вас в честь этого святого, благодаря которому Русь крестилась. Расскажите, пожалуйста, о Вашем соприкосновении с верой.
– К сожалению, у меня был неверующий отец. Мама всегда была верующей, но главой семьи был отец-атеист. Мама украдкой ходила в церковь и меня приобщала к вере, но отец-коммунист был этим недоволен. Я доверился маме и уже в возрасте двадцати с лишним лет нашел себя в Православии, нашел свой путь в храм. Это случилось в Москве, когда я уже жил один, без родителей. Я пошел в болгарскую православную церковь на Таганке и крестился. С детства я чувствовал, что моей душе чего-то не хватает, и наконец я это приобрел.
И жизни без веры я теперь не представляю, потому что вера – это все! Без веры русский человек становится каким-то нерусским, что ли. Поэтому для меня главное – это вера и память. Сегодняшний концерт я бы назвал памятью сердца, потому что сердце всегда помнит. Помнит через музыку, через поэзию, через искусство. Я просто не могу себе представить, что было бы со мной без веры. Мною как будто кто-то управляет с Небес. Думаю, что без веры я бы не мог быть музыкантом. Ведь музыка связана с религией, она начиналась с религиозных песнопений. Наши великие композиторы – Чайковский, Бородин, Мусоргский – писали на религиозные темы. Вера – главное, что нам абсолютно необходимо с рождения и до самого конца.
В год 70-летия Победы в нашем мире, к сожалению, до сих пор неспокойно. Что бы Вы могли пожелать нашим телезрителям как человек, не понаслышке знающий, что такое война?
– Мы частично потеряли молодое поколение. Сейчас ситуация исправляется, я это чувствую, особенно в провинциальных городах, где больше верят и надеются на молодых. Но в столицах это не так. Мне кажется, с детства нужно воспитывать людей через песню, через сказку. В школах на уроках музыки нужно учить совместному пению. Многое из этого уже потеряно... Сейчас технический прогресс и новые технологии отобрали у нас часть людей.
Но что-то начало меняться, я вижу это. Например, в дни празднования 70-летия Победы многие молодые люди почувствовали какие-то связующие их с Отечеством нити. Сколько собралось молодежи на концерте на ВДНХ! А «Бессмертный полк»? Это же прекрасная идея! Все хорошее возвращается, в том числе и с помощью Церкви, с помощью нашего Патриарха, который так много для этого делает. Члены нашего правительства стали ходить в церковь. Впервые! Такого ведь никогда не было. Дай Бог здоровья, сил нашему Патриарху, чтобы все дальше так в правильном направлении шло. А в церквах сколько сейчас людей? Туда бывает даже трудно войти из-за многолюдства! Даже за границей в русскую церковь, например в Швейцарии или Австрии, невозможно попасть в праздник. Это просто потрясающе, это очень укрепляет наш дух. А то, что творится вокруг… Думаю, все это пройдет, это нужно просто пережить.
Расшифровка:
Татьяна Башилова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.