Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Cвидетельство о вере должно начинаться с семьи

Протоиерей Димитрий Беженарь: Cвидетельство о вере должно начинаться с семьи

№26 (827) / 14 июля ‘15

Беседы с батюшкой

Нужно ли свидетельствовать о своей вере? Многие считают, что вера – это сугубо личное дело. Если нужно свидетельствовать, то как?

– О вере невозможно не свидетельствовать, потому что вера – это духовное богатство. Человек, сердце которого горит любовью к Богу и ближним, наполнено благодатью Божией, не может этим духовным сокровищем не поделиться с ближними. От человеческого сердца, любящего Господа и людей, рождается энергия, неутомимость, ревность, различные миссионерские проекты. Если человек почувствовал хоть раз в жизни любовь Божию к нему, ощутил, что Господь его простил такого, какой он есть, то этой духовной радостью невозможно не поделиться. Вся христианская вера по своей сути апостолична, направлена на то, чтобы эту радость распространять в мире.

Если у человека нет такого количества радости и благодати, если он не чувствует потребности, то ему не следует свидетельствовать?

– Наша вера такова, что когда мы молимся и просим у Бога милости и прощения, чувствуем обратную связь, то этой радостью хочется сразу поделиться с другим. Например, если в сложной ситуации Господь сохранил, помог, уберег от опрометчивых шагов, поступков, слов. Есть разные степени благодатных состояний, приближенности к Богу, это зависит от степени чистоты сердца. Очищенное сердце сияет благодатью Божией, которую человек стяжал. Но даже человек, который только встал на путь покаяния и почувствовал милость Божию к себе, хочет этой радостью поделиться, особенно видя, что люди вокруг пока еще не нашли дорогу к храму, не почувствовали радость веры и любви.

Если человек очищает свое сердце, свидетельства о вере становятся естественными, это не требует усилий...

– Да. Это идет от внутреннего порыва поделиться радостью.

А если этот внутренний порыв не находит отклика у других людей, а порой возникает осуждение и даже обличение? Как быть с этим?

– Человек должен быть готовым к тому, что не все его могут понять, окружающие могут пошутить и ранить его. У христианина возникает дилемма и искушение: как не осудить тех, кто тебя не понял, не захотел выслушать. Не значит, что эти люди хуже тебя и Господь их меньше любит, они тоже, может быть, когда-нибудь сподобятся такого же. Важно понять грань между осуждением людей и обличением нехороших поступков, а она очень тонкая. Внимательный к своей духовной жизни человек эту разницу почувствует. Осуждение всегда основано на эгоизме, гордости, внутреннем чувстве превосходства над тем человеком, которого мы осуждаем. А обличение греховных поступков и зла этого мира у христианина в идеале исходит от сердечной боли и сострадания за согрешающего человека. В этом и есть разница между осуждением и обличением. Обличение уместно, а осуждение совершенно неприемлемо для христианина, это большой грех. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Осуждение ближних и гордыня – это препятствие для всех твоих миссионерских трудов».

Вопрос телезрителя: «Неоязычники говорят о возвращении к вере предков, о том, что язычество – вера сильных людей, а Православие – вера слабовольных, смиренных. Как можно правильно отвечать на все эти выводы и вопросы?»

– Это движение, которое можно наименовать как «неоязычество», быстро набирает темпы в России, Украине, Белоруссии. «Нео» – это потому, что о подлинном язычестве наших далеких предков до принятия Крещения при святом князе Владимире, о быте, культуре, о том, во что веровали предки, как молились, что соблюдали, очень мало информации. Если информация и есть, то это удел узких специалистов – этнографов. Неоязычество – это направление самых разных течений и групп, порой противоречащих друг другу. Их общий знаменатель в том, что они говорят о надобности возвращения к вере предков, потому что вера в славянских богов (Перуна, Ярилу и пр.) – это вера мужественных людей, победоносных, а князь Владимир принес христианскую веру от греков – веру слабых, закомплексованных, которые не могут даже постоять за себя.

Неоязычники в своих проповедях опираются на «Велесову книгу» – новодел, возникший во второй половине XX века, который ни один серьезный ученый не признавал за подлинный, это очень грубый, искусственно созданный якобы первоисточник. Также они опираются на «Славяно-арийские веды», которые впервые возникли в 2000 году, их создали бывшие комсорги, комсомольцы. В Интернете много информации об этом, есть фильмы.

Я хочу обратиться к людям, попавшим под влияние неоязыческой пропаганды. Вопрос к размышлению: в пропагандистских фильмах рассказывается, что якобы при святом князе Владимире на территории одной только Киевской области за 10 -12 лет было уничтожено 9 миллионов человек из 12 миллионов, а остальные были насильственно обращены в христианство. Целевая аудитория – это в основном молодежь, которая, может быть, в школе училась посредственно и не обременяет себя вопросами о достоверности фактов. Если представить, что в X веке на одной только территории нынешней Киевской области проживало 12 миллионов человек, то это огромное государство, чего на самом деле не было, как и такого числа людей. Уничтожение 9 миллионов человек стало бы массовым геноцидом населения. Если бы он произошел на самом деле, были бы свидетельства историков или это бы подтверждали археологические раскопки. Во время советской атеистической пропаганды, когда археология шагнула далеко вперед, если бы при раскопках нашли свидетельства о массовом геноциде населения при святом князе Владимире, то, поверьте, пионеров и октябрят водили бы туда строем смотреть. Но этого не было, неоязычники опираются на свои выдумки.

У меня есть небольшой опыт общения с людьми, которые называют себя родноверами – представителями неоязычества. Я задал вопрос одному молодому человеку о том, как он все это представляет, как это могло произойти. Он сказал: «Видимо, такова была воля богов». Я ему ответил: «Вы своими же устами сказали о воле богов, в которых вы верите, Перуна, Ярилы, Велеса, Сварога и пр. Значит воля ваших богов была такова, чтобы дружина князя Владимира уничтожила 9 миллионов человек, а остальных насильно обратила в христианство? Где же тогда вера сильных людей – язычников, как они могли допустить, чтобы христиане так быстро их обратили? Куда смотрели доблестные языческие боги?» При желании можно в Интернете зайти на сайт пропаганды язычества и посмотреть, как изображают славянских богов – красивыми голубоглазыми и русоволосыми витязями на конях. Куда же смотрели эти языческие боги, когда происходил массовый переход населения в другую веру, почему они сами не защитили язычников, взывающих к ним о помощи?

В историческом источнике «Повесть временных лет», не вызывающем сомнения ни у одного серьезного человека, описывается, как в Киеве по приказу князя Владимира идола Перуна бросили в Днепр, несколько язычников побежали за ним, крича: «Выдыбай (вставай), боже!» Они ждали, что он встанет, и это была последняя беспомощная мольба нескольких язычников к Перуну. Он ни себя не защитил, ни тех язычников, которые к нему обращались.

Каким же надо быть наивным, чтобы сейчас призывать вернуться к тем богам, которые оказались абсолютно безразличны к судьбе тех, которых обратили в новую веру. Спросите неоязычников, что делали языческие боги в тот момент, почему они не метали молнии в адрес христианского Бога, Который, с их точки зрения, слабый, учит подставлять одну щеку, если тебя ударят по другой, ничего не сказавший в Свою защиту, когда Его распинали? Получается, христианский Бог, Который учит прощать и любить врагов, оказался сильнее языческих богов? Может, язычники и пытались что-то делать, но чувствовали, что бессильны, или же ощущали, что этих богов не существует. Русским людям и другим, живущим на территории СНГ, нужно быть очень осторожными. Новое веяние, именуемое родноверием, неоязычеством, – грубо составленный новодел, не имеющий совершенно никаких разумных обоснований.

Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: «В жизни приходится сталкиваться с разными религиозными проповедниками. Они встречаются на улице, ходят по квартирам, ведут себя навязчиво. Как вести себя с ними?»

– Я предполагаю, что вы имели честь встретиться с религиозной организацией «Свидетели Иеговы». Обычно они ходят по двое, это широко распространенная нетрадиционная религиозная организация в современной России. У них сейчас продолжается «весеннее обострение» активности, они ходят по домам, и каждый христианин неоднократно в год с ними встречается. Общение с ними заставляет о многом задуматься, потому что ты разговариваешь с человеком, который тебя совершенно не слышит, только улыбается, ждет паузу, мысленно ставит запятую в своей речи и после твоего ответа продолжает говорить заученные цитаты, как будто он вас совершенно не слышал, – диалог невозможен.

Если с любовью и терпением попытаться с ними поговорить, нужно задавать им вопросы, чтобы помочь им немного задуматься. Попросите у них любую литературу, которую они с собой обычно носят, и спросите, почему она у них вся анонимная. Там полно цитат из Священного Писания, выдернутых из контекста, но нигде не написан автор той или иной статьи. При чтении литературы у вас может возникнуть вопрос, по которому вам захочется подискутировать с автором, но он нигде не указан. Они отвечают, что это Священное Писание – слово Божие. Тогда вы при них можете попросить Священное Писание, которое они тоже носят с собой, открыть оглавление и показать, что даже в Священном Писании нет никакой анонимности. Все апостолы пострадали, но тем не менее они свои убеждения не прятали. Задайте вопрос, почему же авторы их статей себя прячут? Видимо, им есть что скрывать.

Обратите внимание, что они сразу поспешат удалиться от вас, вспомнят, что у них есть какие-то дела. Будьте готовы, что «Свидетели Иеговы» и другие протестантские деноминации используют «запасной аэродром», куда они постараются посадить вашу дискуссию. Они скажут, что когда-то заходили в православный храм, что-то спросили о вере, и вот выскочил из алтаря священник, взял их за шкирку, выкинул из храма, и поэтому они стали «Свидетелями Иеговы». Это чистой воды выдумка, так священник не поступил бы с пришедшим к нему человеком. Такого не было и в советское время, когда храмов было меньше, людьми дорожили, нет и сейчас. С ними нужно говорить с любовью, стараться задавать больше вопросов. Если в конце они расскажут эту небылицу, попросите у них точный адрес храма, где все произошло, и тогда узнаете, что это было в другой области, в другом веке и вообще не с ними.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Как правильно общаться с бывшим прихожанином, который отошел от Церкви? При разговоре он высказывает претензии к Православной Церкви в целом, к членам нашего прихода. Сам человек уклоняется от вопросов и не хочет делиться своим душевным состоянием».

– Это большая проблема. Когда человек уходит из Церкви, не называя причин своего ухода, это с сердечной болью воспринимают люди. При встрече с таким человеком уже не можешь с ним общаться просто, как это было раньше. Даже с людьми, далекими от Церкви, священнику проще общаться, поговорить совершенно на нейтральные темы. А человек, который был прихожанином и ушел по какой-то причине, со своим приходским священником не может даже просто поздороваться.

Иисус Христос в Евангелии от Луки, в притче о блудном сыне, очень емко описал, что произошло с этим человеком. Сын попросил у отца часть имения, надлежащую ему, ушел в страну далече и там расточил это имение, живя блудно. Когда оса попадет в банку с жидким медом, ее лапки начинают постепенно погружаться, но в первый момент она безмерно счастлива, ведь столько меда принадлежит ей. Лапки все больше погружаются, крылья слипаются, она не замечает того, что погибает, хотя вокруг, может быть, полно других ос, погибших от «сладкой жизни». Она испытывает эйфорию, и примерно то же происходит на начальном этапе с человеком, ушедшим из Церкви Христовой в «страну далече». Дьявол его старается максимально утешить, говоря: «Друг, ты теперь свободен! Теперь можно все: не молиться, не соблюдать пост, в Интернете теперь можно смотреть все без запретов, пить и есть сколько угодно!» Поначалу может вскружить голову эйфория свободы от «религиозных предрассудков».

Если на первоначальном этапе вы встретите человека и спросите, что с ним, почему он не ходит в храм, он, с огоньком в глазах, ответит: «Со мной все нормально, я счастливый!» Но потом, как нам говорит притча, «настал сильный голод в той стране, в которой был блудный сын». Он начал нуждаться, хотел насытиться рожками для свиней, но даже этого ему не давали. Сколько бы дьявол ни пытался поначалу увлечь «побрякушками» бедного бывшего христианина, он не может его бессмертную душу действительно наполнить радостью, человек начинает испытывать возрастающую мучительную тоску, а чтобы оправдать муки совести, ищет возможности в своих собственных глазах оправдать свой уход из Церкви. С этим связано то, что такие люди при встрече, как правило, начинают говорить плохо о Церкви, чтобы спровоцировать вас на иронию или даже оскорбление. И, услышав это, он утверждается в своей мысли, что он сделал правильно, уйдя из такой Церкви, от таких христиан, у которых нет любви.

Чем больше человек будет уходить дальше, тем сильнее будут возрастать муки совести. Такие люди, как правило, если не возвращаются по благодати Божией обратно, становятся распространителями небылиц о Церкви и самыми яростными богоборцами. При встрече с такими людьми вспоминайте слова апостола Павла: «Не давайте повод ищущим повода». Ни в коем случае не надо отвечать на провокационные и оскорбительные слова в адрес Церкви. Старайтесь вести с ним уважительный разговор, как будто ничего не происходит. Уважайте его как личность, человека, с любовью понимая, что сейчас он сам страдает. Только таким образом можно ему помочь и разрушить стереотип о христианах, который есть в его помыслах. Проявляя терпение, любовь и смирение, не отвечая на провокации, вы помогаете ему немножко задуматься. Нужно усугубить молитву за такого человека и милостыню. Блудный сын почувствовал, что рожками для свиней не напитаешься, и возвратился в отчий дом.

Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Почему образованная талантливая молодежь попадает в сомнительные, нередко экстремистские организации? Как уберечь, чем увлечь, побудить тратить силы на созидание, а не на разрушение?»

– В самом вашем вопросе уже коренится ключ к ответу – именно самая умная и талантливая молодежь имеет опасность туда попасть. На человека, окончившего школу с золотой медалью, университет с красным дипломом, успешного во всем, родители смотрят с надеждой, а кто-то с завистью. Родители могут даже сказать: «За него (нее) я спокоен». Там, где родители успокоились, все восхищаются успехами, – самая большая опасность для души. У не менее умных и талантливых сверстников, но более скромных больше шансов не попасть в экстремистские организации. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Все коренится в семье: можно быть умным, талантливым, изучить все языки мира, но не знать веру и культуру своего народа. Такому молодому человеку можно посоветовать сходить на кладбище, там он увидит, что его деды и прадеды лежат под сенью креста – значит предки другим своим предкам ставили крест, они верили в Того, Кто распят на Кресте. Узнай свою культуру и свою веру! Это будет неким иммунитетом от сомнительной информации. Родителям нужно быть внимательнее к своим детям. В детстве они ограждают ребенка и не дают ему сделать то, что может причинить вред, а в подростковом возрасте родители разводят руками: «Он не хочет с нами поехать на дачу, пойти гулять, а хочет дома сидеть в Интернете, и мы ничего не можем поделать!» Это первый звоночек, когда ребенок не хочет общаться с вами, когда начались проблемы с учебой, он не хочет никуда с вами ходить, а желает быть наедине с Интернетом. Да, в Интернете много полезной информации, но едва ли подросток, оставшись один, будет там искать душеспасительную информацию. Он может очень легко попасть на сайты, где пропагандируют суицид и делают это очень грамотно, в радужном свете. Родителям нужно в этих ситуациях проявить твердость и последовательность. Если ребенок потянулся за едкой жидкостью, вы тут же это пресечете, а в данном случае ребенок будет принимать духовный яд.

Как свидетельствовать о своей вере в семье: например, если один человек верующий, а его окружают неверующие люди?

– Вся наша сегодняшняя беседа построена на мысли о том, что свидетельство о вере должно начинаться с семьи. Недаром русская пословица говорит: не нужен и клад, если в семье лад. Если нет лада, то и клад не поможет. Если в семье нет единомыслия в самом главном, то тяжело быть и считать себя миссионером. Близкие люди знают все твои немощи. Главное, чтобы они услышали не просто красивые слова о вере. Чаще бывает так, что жена пришла к вере, муж еще нет, а дети смотрят, кто из них победит в идеологических беседах. А если еще бабушка с дедушкой рядом, то у них старая советская закалка и свой взгляд на это. Важны не красивые слова, а собственный добрый пример.

Верующий человек чаще всего услышит очень хлесткие, запоминающиеся, но глубоко неверные обвинения: «Лучше бы ты мясо ела, чем нас! Лучше бы ты с нами поговорила, чем так долго молиться!» Имейте в виду, что не нужно попадаться на искушение и есть мясо. Лучше и мясо не есть (если идет пост), и других не обличать, ничего никому не навязывать, а молиться, проявлять любовь. Не должно быть одно в ущерб другому. Паисий Святогорец вспоминает: когда он только пришел на Афон, в монастыре был послушником и трудился в трапезной, это очень большой труд – нужно было носить котлы, мыть их. Один пожилой немощный старец как-то его попросил: «Арсений (так звали старца Паисия), принеси мне чай в келью». И он стал приносить после трудового дня чай ему в келью. Один из братьев постарше как-то ему сказал: «Арсений, он тебе так на шею сядет. Он меня тоже попросил принести чай, я принес. Потом просил перевернуть его на другой бок, нагреть кирпич (его использовали вместо грелки). Стучался в келью и просил: то кирпич, то чай, то кирпич, то чай! Я с ним измучился, не могу прочитать молитвенное правило, он постоянно стучится ко мне в келью!» Старец Паисий это вспоминал с юмором и говорил: «Как же можно молиться Богу: «Господи, помилуй меня грешного!», а потом с раздражением относиться к человеку, который просит кирпич?» Молитва не пойдет на пользу тому, кто относится с раздражением к немощи ближних. Так же в семье: например, нужно читать молитвенное правило, а ребенок плачет или пожилым родителям нужна какая-то помощь. Естественно, нужно приостановить молитву и помочь ближним, а потом молитву продолжить. Когда будет гармоничное сочетание православного благочестия и евангельской нравственности, тогда можно говорить, что в семье будет свидетельство о вере.

Расшифровка:
Анна Солодникова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс