Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (826) → Архимандрит Савва (Мажуко): О неспокойной, тревожной вере

Архимандрит Савва (Мажуко): О неспокойной, тревожной вере

№25 (826) / 7 июля ‘15

Свет невечерний

Как много людей думают, что вера приносит в душу покой, умиротворение, успокоение… В церковь идут люди именно ради того, чтобы этот покой обрести, обрести какую-то стабильность, завершенность, цельность. И мы действительно все это находим в Церкви, но все эти чувства совершенно особого рода.

Если мы внимательно будем читать писания людей, которые честно говорили о вере своей, мы увидим, что это состояние тревожное, очень неспокойное. И человек, который веру обрел, находится как будто в постоянном беге. Как апостол Павел говорил в Послании к Коринфянам: «Бегите! Бегите как бегущие на ристалище!» – то есть, как на стадионе, участвуйте в этом соревновании.

Мне хотелось бы сегодня поговорить именно об этом. О неспокойной, тревожной вере, которая никогда не дает никаких гарантий, успокоения, не дает нам опереться ни на что в нас самих: тревожная, красивая, но очень интересная жизнь.

Блаженный Августин жил в конце IV – начале V века. Тревожный мыслитель, очень честный. Некоторые говорят, что с него и началась наша великая западноевропейская литература, настолько искренне и честно писал этот человек (иногда даже казалось – кровью писал). Самая главная его книга – «Исповедь» сообщает нам о его внутренней духовной жизни, о его «беге в вере». Она говорит, что человек вовсе не успокоение искал, не покой, а искал отдохновение в Боге. Но, оказывается, Бог – Тот, за Кем нужно бежать. Августин Блаженный пишет: Кто даст мне отдохнуть в Тебе? Кто даст, чтобы вошел Ты в сердце мое и опьянил его так, чтобы забыл я все зло свое и обнял единое благо свое. Тебя? Что Ты для меня? Сжалься и дай говорить. Что я сам для Тебя, что Ты велишь мне любить Тебя и гневаешься, если я этого не делаю, и грозишь мне великими несчастиями? Разве это не великое несчастие не любить Тебя? Горе мне! Скажи мне по милосердию Твоему, Господи. Боже мой, что Ты для меня? «Скажи душе моей: Я – спасение твое». Скажи так, чтобы я услышал. Вот уши сердца моего пред Тобой, Господи открой их и скажи душе моей: «Я спасение твое». Я побегу на этот голос и застигну Тебя. Не скрывай от меня лица Твоего: умру я, не умру, но пусть увижу его. Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его. Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему: сознаюсь, знаю, но кто приберет его? И кому другому, кроме Тебя, воскликну я: «От тайных грехов моих очисти меня, Господи, и от искушающих избавь раба Твоего».

Такие слова говорит человек, гений богословской мысли, святой угодник Божиим, которому мы молимся, которого мы почитаем и считаем величайшим из отцов Церкви. И он не лукавит ни капли, когда «дом души своей» (я подчеркиваю – души святого человека) называет тесным для Бога. Говорит, что он весь обвалился, что в нем много страстей и пороков. Именно таким блаженный Августин видел себя, именно так он призывает Господа в этом напряженном поиске Его. Казалось бы, это же святой человек, который так чисто молится, который так искренне устремляется за Господом всю свою жизнь! Он всю жизнь отдал Церкви – и при этом пишет такие тяжелые слова. Что же нам о себе говорить?

И вот, друзья мои, блаженный Августин, да и не только он, но все наши честные мыслители и святые отцы говорили, что человек никогда не может остановиться в беге за Богом, никогда не может успокоиться.

Подумайте, есть очень простое искушение, которое переживает каждый из нас: нам кажется, что мы можем выполнить какой-то план, какую-то программу-минимум, чтобы быть христианами. А вот апостол Павел, блаженный Августин и другие наши святые отцы и старцы говорили о том, что они находят себя каждый день грешниками. Апостол Павел говорил: «Я не почитаю себя достигшим». И это говорит апостол Павел, который видел Бога, которому открывались тайны этого мира, он видел финал этого мира! Он обладал даром прозорливости, пророчества, и это он говорил: «Я не почитаю себя достигшим»! Это говорит человек, который сделал, наверное, больше, чем все остальные апостолы: он один проповедовал на территории практически всей Римской империи от Малой Азии до Испании, основал множество церквей в центрах античного мира, многих привел к вере… И он себя почитал ничего не сделавшим.

Почему? Потому что, говорит апостол Павел, «забывая заднее, простираюсь вперед». Мы у святых отцов неоднократно находим этот мотив, когда они говорят о себе и учат своих учеников и послушников забывать то, что они сделали, каждый день начинать с чистого листа, как будто совершенно ничего не сделал.

Что это нам дает? Конечно, это нас смиряет. Хотя иногда может и раздавить. Есть искушение сказать: ну, раз святые отцы такие были, если праведник едва спасается, то уж мне, грешному и нечестивому, куда стремиться? Буду жить, как все живут. Но нас часто очень расстраивает, что мы, каждый раз приходя к Исповеди, делая отчет за периоды прожитой жизни, не находим в себе никакого исправления, никаких ободряющих моментов нашей жизни, – а если и находим, то почему-то они становятся причиной тщеславия и гордыни, превозношения по отношению к нашим близким. Мы себя не ощущаем ни в коей мере стабильными, верующими, крепко стоящими на ногах людьми.

Постоянно нужно устремляться вперед, постоянно бежать вперед. Есть такой интересный феномен в нашей христианской, православной жизни: когда мы начинаем поститься или готовиться к Причастию и Исповеди и сделаем это хорошо, исповедуемся, причастимся или пропостимся весь пост, почему-то после этого начинается то, что я называю «время живота» – срыв какой-то: мы подходим к своей вере, своей духовной жизни как к чему-то статичному, как к чему-то, что может застыть и остановиться на месте. Как много я знаю людей, которые после Великого поста, разговевшись, потом никак не могут остановиться и пускаются во все тяжкие – начинают пить, или гулять, или уж совсем забрасывают чтение Священного Писания и молитву. Мир же поглощает их с жадностью.

Так вот, друзья мои, подражая святым отцам, нужно непременно каждый раз смотреть вперед, чего бы вы ни достигли, что бы хорошо ни сделали. Есть искушение успехом. Это то, о чем святые отцы не писали, но что мы можем найти в своей жизни, – искушение успехом в религиозной жизни, когда кажется, что все стабильно, все под контролем и всего ты достиг. Тут же будет это искушение! Когда все сорвется, когда наступит это «время живота», когда ни на чем в себе опереться мы не сможем. И вот, друзья мои, подражая святым старцам, подражая апостолу Павлу, блаженному Августину, следует каждый день «бежать», каждый день понуждать себя к сопротивлению, которое есть внутри нас. К сопротивлению этому миру, к сопротивлению греховной инерции, которая в нас есть, к тем страстям и навыкам, которые в нас накопились, приросли к нашей природе, нашей душе. Ежедневное сопротивление! Потому что христианин – это на самом деле человек сопротивления, человек борьбы, борьбы даже до смерти.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс