Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Жан, как Вы открыли для себя образ Елисаветы Феодоровны, и что в этой удивительной женщине так Вас поразило, что Вы уже несколько лет верны этой теме и так глубоко в нее погружаетесь?
Жан Марк Аракелян: В 2012 году я был в Турции, где сделал много фотографических выставок. Дела шли хорошо. Все мне говорили, что я – художник, человек искусства. Но в то время я себя еще не осознавал таким. Именно тогда, будучи в Турции, я сказал себе, что должен поехать в Россию и заняться этой темой. Потому что сила русской культуры была мне уже известна – например, через музыку. И эта тема святости, духовности меня очень привлекала.
Сначала я вернулся к себе во Францию, и в это время в Лионе в Католическом институте проходила выставка картин Свято-Елисаветинского женского монастыря из города Минска, посвященная святой Елисавете. Я обратился к образу святой, а когда прочитал ее книгу, влюбился в ее жизнь – это было мое. Это было как удар молнии, которая разразилась надо мной. Тогда я абсолютно никого не знал в России и послал свой план выставки в католический Институт в Москве. И меня пригласили – предложили приехать, чтобы работать над этим фотографическим сюжетом уже в России.
Что в личности Елисаветы Феодоровны Вам больше всего импонирует, что кажется особенно привлекательным, достойным того, чтобы мы об этом знали и старались этому научиться?
Ж.М.А.: Меня поразило многое. Прежде всего – ее грусть и красота. А когда прочитал ее книгу, у меня возникло чувство, что она – такая личность, такой человек, которого я хотел бы воочию повстречать. Мне показалось, что если бы я открыл ей все свое сердце, она бы меня поняла. Каждый раз, когда я вижу ее фото, вижу ее глаза, у нас с ней как будто диалог происходит.
Многие вещи меня интересуют, но особенно поражает ее красота и грация. Она сохраняла эту грацию, даже когда ее руки были окровавлены (когда она собирала куски тела своего супруга). Это женщина великой внутренней поэзии!
Безусловно, в Елисавете Феодоровне мы видим воплощение того, когда внутренняя красота отражена и в красоте внешней. Но меня, например, в ней восхищает гораздо больше ее внешности, которой я, безусловно, отдаю должное, ее сила духа, умение простить, умение любить и миловать.
Ж.М.А.: Я сегодня понимаю – почему. Но когда я только начал делать свои фотографические работы, связанные с этим сюжетом, я ассоциировал весь ее облик с персонажами «Лебединого озера» Чайковского, и я ее действительно представлял в «Лебедином озере». Вот почему у меня много фото лебедей: лебедь полон грации. И святая Елисавета тоже полна грации. Она молчалива, но у нее есть некий твердый характер. В частности, она показала силу своего характера, когда видела Каляева в тюрьме, чтобы принести ему прощение. Мне кажется, что молитва такой и должна быть: она должна быть исполнена грации.
Тамара Никитична, а чем Вас так заинтересовал проект, который представляет Жан?
Т. Н. Воронина: Дело в том, что я занимаюсь романовской темой всю жизнь, и Елисавета Феодоровна – это тоже большая часть романовской темы. Мы не однажды посвящали ей «Царские дни» и программы к ее 150-летию. Когда я увидела и услышала Жана, я поняла, что это наш человек и он вписывается в рубрику «Поэтические души говорят…». Он создает не только фото, он еще и пишет – и как пишет! Я посмотрела его письма, которые он сочинил: у человека, не знакомого с великой княгиней, но ощущающего ее душу, вдруг рождаются письма, которые бы она написала своей бабушке Виктории… И эти письма меня совершенно потрясли. Я увидела соединение души и видения фотохудожника, для которого свет очень важен (а фото – это тень и свет), с ее душой, ее видением: она тоже видела свет. Она видела этот свет, когда стояла перед шахтой, она видела свет России всегда, она была освещена внутренне. Я это прочла все, увязала этот проект со своим проектом и стала искать пути, как это можно реализовать. У Жана почерк кинооператора, у него «движущееся» фото – и это прекрасно. (А мы привыкли к статичности.) Это очень интересно. И меня очень заинтересовала его тема «Улыбка великой княгини Елисаветы Феодоровны в «Лебедином озере»».
Тамара Никитична, этот проект Жана будет каким-то образом представлен в Театре слова?
Т. Н. Воронина: Да, конечно. Но на это надо время, потому что это совершенно другое выстраивание. Я думаю, в него надо включить не только письма Жана – как он видит, как ощущает Елисавету Феодоровну, но непосредственно и ее письма, то есть ее живые письма того времени, чтобы понять, как они звучат через столетия, как ощущает современник ее образ.
Ж.М.А.: Первые работы, которые я сделал по образу Елисаветы Феодоровны, входили в выставку под названием «17 февраля 1917 года: дыхание святой Елисаветы». Она пережила смерть своего мужа и через это обрела новое дыхание. На каждом этапе своей жизни мы обретаем новое дыхание: и физиологическое, и какое-то внутреннее. И новое дыхание Елисаветы возникло как раз в период печали, что позволило ей организовать свой монастырь и всецело посвятить себя бедным людям. Это была моя первая работа, которую я включил в «Лебединое озеро», а потом я сделал вторую часть: «Посмертные письма Елисаветы к ее бабушке Виктории».
Люди сначала не понимают эту связь улыбки и «Лебединого озера», но в действительности эта улыбка – настоящая, она идет из души. Я не могу улыбаться коммерчески, настоящая улыбка – это стиль души, стиль жизни. Стиль, который я хочу выразить через все эти работы, – это стиль балета «Лебединое озеро». Проект будет включать в себя письменную часть и фотографическую. Великолепно, если театр Тамары сможет прочитать эти письма. Я ведь не ожидал, что в Екатеринбурге есть такой театр.
Последнее, что хотелось бы добавить, тема проекта – фотография, и я хочу запечатлеть свет. Что такое «запечатлеть свет»? Теперь я понимаю, что в этом и проявляется каждый художник, и нужно, чтобы был какой-то «сотрудник» среди святых, который тебе бы помогал запечатлеть свет на фотографии. В Алапаевске, в музее Чайковского, я видел фотографию Елисаветы в белом одеянии под названием «Лебедь». Существует предание, что когда она умирала, то напевала арии ангелов. Лебедь тоже поет перед своей смертью.
Я очень надеюсь, что этот проект французского фотохудожника поможет нам, иногда спешащим, закосневшим в своих предубеждениях, посмотреть на эту святую детскими, широко распахнутыми глазами, глазами любви. Дай Бог, чтобы все получилось как надо! Успеха вам!
Расшифровка:
Таисия Зыкова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.